Статья посвящена анализу визуальных решений, использованных при оформлении издания «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми». Целью исследования является выявление и интерпретация семиотической нагрузки элементов дизайна, включая цветовую гамму, типографику и орнаментальные мотивы, с точки зрения их влияния на восприятие духовного содержания. Подчёркивается роль визуального языка в формировании связи между религиозными ценностями и культурным наследием региона Коми.
Ключевые слова: Домострой, дизайн, православная культура, региональная специфика, визуальная коммуникация, духовные ценности, идентичность, культурное наследие, семиотика.
В контексте религиозной литературы, дизайн имеет особую значимость, поскольку должен не только соответствовать эстетическим нормам, но и отражать духовное содержание и культурные традиции. В данной статье рассматривается дизайн книги «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми», анализ которого позволяет выявить многослойную систему знаков и символов, формирующую целостное визуальное сообщение. Ключевым аспектом является гармоничное сочетание православной иконографии, христианской символики и локальной культурной специфики региона Коми, представленное через визуальные элементы, которые аккуратно интегрированы в общий дизайн.
«Домострой» — ценное произведение русской публицистики и этики 16 века, представляющее собой подробный свод правил для жизни православного человека, от религиозных до бытовых [3]. Однако в наши дни он скорее исторический артефакт, чем руководство к действию. В связи с этим, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим инициировал создание современной адаптации «Домостроя» для Сыктывкарской епархии. Работа завершилась утверждением текста на епархиальном собрании 10 апреля 2024 года, после многочисленных обсуждений и доработок [5, с. 38]. Задача дизайнера заключалась в профессиональном оформлении текстового материала с целью его подготовки к официальной публикации. В конце 2024 года «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми» был официально издан в печатном и электронном форматах и распространяется на безвозмездной основе.
Перейдём к углублённому рассмотрению дизайнерских решений, продемонстрированных на рис. 1. Преобладающий белый цвет фона — это не просто дизайнерское решение, а мощный семиотический маркер, напрямую отсылающий к концепции чистоты, невинности и духовной просветлённости, фундаментальным для православного мировоззрения. Более того, «в церковной символике белый цвет — не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета» [2]. Его использование создаёт ощущение возвышенности и способствует концентрации читателя на духовном содержании текста, что делает его идеальным выбором для религиозного издания.
Рис. 1. Оформление «Краткого современного православного Домостроя» (Разработка автора, 2024 г.)
Золотистый оттенок, в котором выполнены графические элементы (растительные орнаменты) и текст, также не случаен. «Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение — царственной славы, достоинства, богатства» [2]. В православной иконописи золото традиционно используется для изображения нимбов святых и элементов, связанных с божественным присутствием. Применение золотистого оттенка в дизайне книги усиливает ассоциацию с сакральным и подчёркивает важность представленных на страницах наставлений. В контексте издания «Домостроя» он также может символизировать ценность семейных устоев и духовного благополучия.
Растительные орнаменты, представляющие собой стилизованные листья и ветви, обладают многогранной символикой. С одной стороны, они являются универсальным символом роста, плодородия и связи с природой. В христианском контексте они «часто служат образом жизненной силы. В псалме 1, например, противопоставляя жизнь смерти, поэт использует образ растения для выражения самой сущности жизни» [4, с. 980–981]. Также, данные орнаменты отсылают к образу Эдемского сада, напоминая о первозданной гармонии между человеком и Богом. С другой стороны, выбор конкретных растений имеет локальное значение. Стилизованные изображения основаны на флоре региона Коми (например, папоротник, еловые ветви и т. д.), придавая орнаментам дополнительный смысл, связывая православные духовные ценности с конкретным географическим местом и усиливая чувство принадлежности к местной культуре.
Изображение святителя Стефана Пермского, вписанное в квадрифолий, — это центральный элемент композиции одного из первых разворотов, наделённый глубоким семиотическим значением. Квадрифолий является древним элементом православного искусства, декоративным мотивом в форме четырёхлистника, сочетающим ромб и квадрат [1]. Изображение Стефана, просветителя народа коми, выполнено в стилизованной манере, соответствующей традиции иконописи. Выбор именно этого святого акцентирует связь православной веры с историей и культурой региона Коми, подчёркивая роль христианства в формировании идентичности народа. Использование образа Стефана Пермского выполняет функцию связующего звена между универсальными православными ценностями и локальными коми-традициями.
Выбор шрифтов в дизайне данной книги демонстрирует осознанный подход к созданию читабельного и эстетически приятного текста. Использование шрифтов типа антиква для основного текста и части заголовков является традиционным выбором для книг, особенно религиозной тематики. Эти шрифты обладают хорошей читабельностью за счёт чётко выраженных засечек, которые помогают глазу следовать за строкой и облегчают процесс чтения длинных текстов. Антиква также ассоциируется с классическим стилем, традициями и надёжностью, что соответствует характеру «Домостроя» как свода правил и наставлений.
Шрифты типа рукописных используются для некоторых заголовков и подзаголовков. Это создаёт визуальный контраст и помогает структурировать информацию, выделяя важные элементы. Подобный шрифт выглядит более современно и лаконично, что отражает намерение представить «Домострой» в современном контексте, адаптированном к нуждам Сыктывкарской епархии.
В целом, типографический дизайн книги направлен на создание читабельного, функционального и эстетически приятного текста. Выбор шрифтов, их размера, межстрочного и межбуквенного расстояния, выравнивания текста и других параметров тщательно продуманы с учётом целевой аудитории, характера издания и целей коммуникации. Общая композиция книги (расположение текста, иллюстраций, декоративных элементов) сбалансирована и гармонична. Избежание хаотичности и перегруженности страницы, характерных для светского дизайна, является важным условием соответствия православным эстетическим нормам. Соблюдение принципов иерархии, акцентирование ключевых элементов, визуальный ритм и баланс — способствуют созданию спокойной и умиротворяющей атмосферы, соответствующей духовному содержанию книги.
В заключение можно сказать, что дизайн книги «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми» представляет собой тщательно продуманную систему знаков и символов, направленную на передачу духовных ценностей и укрепление связи между православной верой и культурой региона Коми. Дизайн соответствует христианским канонам, уважительно относится к местным традициям и создаёт благоприятную атмосферу для восприятия текста. Визуальный язык книги стремится к балансу между универсальными религиозными символами и локальной культурной идентичностью, что делает её значимым произведением, способствующим духовному и культурному обогащению жителей Республики Коми. Отсутствие ярких, вызывающих цветов и минималистичный подход к декору усиливают акцент на содержании и создают ощущение благоговения.
Литература:
1. Квадрифолий. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/c/kvadrifolii-8e593c/?v=3380773 (дата обращения 13.05.2025).
2. Настольная книга священнослужителя. — Текст: электронный // Москва: Изд. Московской Патриархии, 1983, т. 4, 824 с., цв. вкл. 24 с. // Москва: Журнал Московской Патриархии., 1984. № 5 (ЖМП). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennosluzhitelja/15_5#source (дата обращения 07.05.2025).
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. — Текст: электронный // Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. — Москва: Мысль, 2000–2001. — URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/index.htm (дата обращения 07.05.2025).
4. Словарь библейских образов: [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд; [пер.: Скороходов Б. А., Рыбакова О. А.]. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2005. — 1423 c. — Текст: непосредственный.
5. Стыров, М. М. Краткий современный православный коми домострой / М. М. Стыров. — Текст: непосредственный // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы XVII Всероссийской научной конференции (с международным участием), Сыктывкар, 22–24 апреля 2024 года.. — Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2024. — С. 37–41.