Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Краткий современный православный Домострой»: дизайн как инструмент трансляции духовных ценностей в регионе Коми

Научный руководитель
Архитектура, дизайн и строительство
16.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Пименова, А. В. «Краткий современный православный Домострой»: дизайн как инструмент трансляции духовных ценностей в регионе Коми / А. В. Пименова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126770/.


Статья посвящена анализу визуальных решений, использованных при оформлении издания «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми». Целью исследования является выявление и интерпретация семиотической нагрузки элементов дизайна, включая цветовую гамму, типографику и орнаментальные мотивы, с точки зрения их влияния на восприятие духовного содержания. Подчёркивается роль визуального языка в формировании связи между религиозными ценностями и культурным наследием региона Коми.

Ключевые слова: Домострой, дизайн, православная культура, региональная специфика, визуальная коммуникация, духовные ценности, идентичность, культурное наследие, семиотика.

В контексте религиозной литературы, дизайн имеет особую значимость, поскольку должен не только соответствовать эстетическим нормам, но и отражать духовное содержание и культурные традиции. В данной статье рассматривается дизайн книги «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми», анализ которого позволяет выявить многослойную систему знаков и символов, формирующую целостное визуальное сообщение. Ключевым аспектом является гармоничное сочетание православной иконографии, христианской символики и локальной культурной специфики региона Коми, представленное через визуальные элементы, которые аккуратно интегрированы в общий дизайн.

«Домострой» — ценное произведение русской публицистики и этики 16 века, представляющее собой подробный свод правил для жизни православного человека, от религиозных до бытовых [3]. Однако в наши дни он скорее исторический артефакт, чем руководство к действию. В связи с этим, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим инициировал создание современной адаптации «Домостроя» для Сыктывкарской епархии. Работа завершилась утверждением текста на епархиальном собрании 10 апреля 2024 года, после многочисленных обсуждений и доработок [5, с. 38]. Задача дизайнера заключалась в профессиональном оформлении текстового материала с целью его подготовки к официальной публикации. В конце 2024 года «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми» был официально издан в печатном и электронном форматах и распространяется на безвозмездной основе.

Перейдём к углублённому рассмотрению дизайнерских решений, продемонстрированных на рис. 1. Преобладающий белый цвет фона — это не просто дизайнерское решение, а мощный семиотический маркер, напрямую отсылающий к концепции чистоты, невинности и духовной просветлённости, фундаментальным для православного мировоззрения. Более того, «в церковной символике белый цвет — не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета» [2]. Его использование создаёт ощущение возвышенности и способствует концентрации читателя на духовном содержании текста, что делает его идеальным выбором для религиозного издания.

Оформление «Краткого современного православного Домостроя» (Разработка автора, 2024 г.)

Рис. 1. Оформление «Краткого современного православного Домостроя» (Разработка автора, 2024 г.)

Золотистый оттенок, в котором выполнены графические элементы (растительные орнаменты) и текст, также не случаен. «Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение — царственной славы, достоинства, богатства» [2]. В православной иконописи золото традиционно используется для изображения нимбов святых и элементов, связанных с божественным присутствием. Применение золотистого оттенка в дизайне книги усиливает ассоциацию с сакральным и подчёркивает важность представленных на страницах наставлений. В контексте издания «Домостроя» он также может символизировать ценность семейных устоев и духовного благополучия.

Растительные орнаменты, представляющие собой стилизованные листья и ветви, обладают многогранной символикой. С одной стороны, они являются универсальным символом роста, плодородия и связи с природой. В христианском контексте они «часто служат образом жизненной силы. В псалме 1, например, противопоставляя жизнь смерти, поэт использует образ растения для выражения самой сущности жизни» [4, с. 980–981]. Также, данные орнаменты отсылают к образу Эдемского сада, напоминая о первозданной гармонии между человеком и Богом. С другой стороны, выбор конкретных растений имеет локальное значение. Стилизованные изображения основаны на флоре региона Коми (например, папоротник, еловые ветви и т. д.), придавая орнаментам дополнительный смысл, связывая православные духовные ценности с конкретным географическим местом и усиливая чувство принадлежности к местной культуре.

Изображение святителя Стефана Пермского, вписанное в квадрифолий, — это центральный элемент композиции одного из первых разворотов, наделённый глубоким семиотическим значением. Квадрифолий является древним элементом православного искусства, декоративным мотивом в форме четырёхлистника, сочетающим ромб и квадрат [1]. Изображение Стефана, просветителя народа коми, выполнено в стилизованной манере, соответствующей традиции иконописи. Выбор именно этого святого акцентирует связь православной веры с историей и культурой региона Коми, подчёркивая роль христианства в формировании идентичности народа. Использование образа Стефана Пермского выполняет функцию связующего звена между универсальными православными ценностями и локальными коми-традициями.

Выбор шрифтов в дизайне данной книги демонстрирует осознанный подход к созданию читабельного и эстетически приятного текста. Использование шрифтов типа антиква для основного текста и части заголовков является традиционным выбором для книг, особенно религиозной тематики. Эти шрифты обладают хорошей читабельностью за счёт чётко выраженных засечек, которые помогают глазу следовать за строкой и облегчают процесс чтения длинных текстов. Антиква также ассоциируется с классическим стилем, традициями и надёжностью, что соответствует характеру «Домостроя» как свода правил и наставлений.

Шрифты типа рукописных используются для некоторых заголовков и подзаголовков. Это создаёт визуальный контраст и помогает структурировать информацию, выделяя важные элементы. Подобный шрифт выглядит более современно и лаконично, что отражает намерение представить «Домострой» в современном контексте, адаптированном к нуждам Сыктывкарской епархии.

В целом, типографический дизайн книги направлен на создание читабельного, функционального и эстетически приятного текста. Выбор шрифтов, их размера, межстрочного и межбуквенного расстояния, выравнивания текста и других параметров тщательно продуманы с учётом целевой аудитории, характера издания и целей коммуникации. Общая композиция книги (расположение текста, иллюстраций, декоративных элементов) сбалансирована и гармонична. Избежание хаотичности и перегруженности страницы, характерных для светского дизайна, является важным условием соответствия православным эстетическим нормам. Соблюдение принципов иерархии, акцентирование ключевых элементов, визуальный ритм и баланс — способствуют созданию спокойной и умиротворяющей атмосферы, соответствующей духовному содержанию книги.

В заключение можно сказать, что дизайн книги «Краткий современный православный Домострой для Сыктывкарской епархии Республики Коми» представляет собой тщательно продуманную систему знаков и символов, направленную на передачу духовных ценностей и укрепление связи между православной верой и культурой региона Коми. Дизайн соответствует христианским канонам, уважительно относится к местным традициям и создаёт благоприятную атмосферу для восприятия текста. Визуальный язык книги стремится к балансу между универсальными религиозными символами и локальной культурной идентичностью, что делает её значимым произведением, способствующим духовному и культурному обогащению жителей Республики Коми. Отсутствие ярких, вызывающих цветов и минималистичный подход к декору усиливают акцент на содержании и создают ощущение благоговения.

Литература:

1. Квадрифолий. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/c/kvadrifolii-8e593c/?v=3380773 (дата обращения 13.05.2025).

2. Настольная книга священнослужителя. — Текст: электронный // Москва: Изд. Московской Патриархии, 1983, т. 4, 824 с., цв. вкл. 24 с. // Москва: Журнал Московской Патриархии., 1984. № 5 (ЖМП). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennosluzhitelja/15_5#source (дата обращения 07.05.2025).

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. — Текст: электронный // Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. — Москва: Мысль, 2000–2001. — URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/index.htm (дата обращения 07.05.2025).

4. Словарь библейских образов: [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд; [пер.: Скороходов Б. А., Рыбакова О. А.]. — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2005. — 1423 c. — Текст: непосредственный.

5. Стыров, М. М. Краткий современный православный коми домострой / М. М. Стыров. — Текст: непосредственный // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: Материалы XVII Всероссийской научной конференции (с международным участием), Сыктывкар, 22–24 апреля 2024 года.. — Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2024. — С. 37–41.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Домострой
дизайн
православная культура
региональная специфика
визуальная коммуникация
духовные ценности
идентичность
культурное наследие
семиотика
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 65-67):
Часть 1 (стр. 1-75)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 65-67стр. 75

Молодой учёный