Изучение жизненного потенциала человека представляет собой многогранную область исследований, затрагивающую биологию, психологию, социологию, медицину. Рассмотрением этой темы занимались отечественные и зарубежные ученые.
Работа Эрика Хомбургера Эриксона, немецкого психоаналитика, разработавшего теорию психосоциального развития, помогает понять этапы формирования личности и их влияние на жизненный потенциал. Согласно этой теории, жизненный потенциал реализуется через преодоление восьми психосоциальных кризисов (от младенчества до старости), каждый из которых ставит человека перед выбором, определяющим дальнейшее развитие личности [14].
Советский ученый, доктор медицинских наук, Израиль Ицкович Брехман развивал понятие «потенциал здоровья» как способность организма адаптироваться к среде. [4]. Он подчеркивал, что «здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой» [Цит. по: 9].
Французский социолог Пьер Бурдье писал о социальном и культурном капитале человека, являющимися важными составляющими жизненного потенциала. Социальный капитал — это связи, знакомства, с помощью которых можно получить необходимую информацию или решить проблему. Культурный капитал проявляется в образовании, навыках, умениях человека, определяющих его статус в обществе [5].
Согласно концепции американского ученого, автора теории личностного роста, Карла Рэнсома Роджерса, каждый индивид обладает внутренним жизненным потенциалом, который является основой развития и самореализации человека [60]. Он включает в себя несколько аспектов:
– Тенденция актуализации (потребность развиваться и улучшаться);
– Самоактуализация (реализация своего потенциала, раскрытие способностей и талантов);
– Я-концепция (представление о самом себе, взаимоотношение с другими людьми);
– Организмическое оценивание (оценивание опыта и событий, позволяющее выбирать действия, соотвествующие целям);
– Позитивное внимание (потребность в признании и уважении со стороны окружающих) [1]
Известный российский психолог Дмитрий Александрович Леонтьев внес существенный вклад в понимание природы жизненного потенциала человека. Он рассматривал этот феномен сквозь призму системного подхода, утверждая, что потенциал складывается из множества взаимосвязанных компонентов, каждый из которых влияет на общее состояние личности.
Личностный потенциал в понимании Д. А. Леонтьева — это «интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне внешнего давления и изменяющихся внешних условий. Это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные влияние во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации» [7].
Исходя из этого, жизненный потенциал можно определить как совокупность внешних и внутренних ресурсов человека, его способностей, которые влияют на рост и самореализацию личности, позволяют добиваться желаемого и справляться с жизненными вызовами.
Д. А. Леонтьев выделял четыре основных компонента жизненного потенциал [8]:
- Психологическое благополучие — чувство удовлетворенности жизнью, ощущения счастья и внутренней гармонии.
- Самоэффективность — вера в собственные силы и возможность достижения поставленных целей.
- Социальная поддержка — наличие значимых социальных связей и поддержка со стороны окружающих.
- Ресурсы преодоления трудностей — способность противостоять стрессу и восстанавливаться после неблагоприятных ситуаций.
Согласно Д. А. Леонтьеву, эти компоненты образуют сложную систему, взаимно влияющую друг на друга. Например, высокая самооценка и уверенность в себе могут способствовать успешному преодолению трудностей, что, в свою очередь, повышает психологическое благополучие и укрепляет социальные связи.
Также он подчеркивал важную роль смысла жизни в определении жизненного потенциала. Наличие ясных целей и смыслов придает жизни направленность и стимулирует активное развитие личности. Люди, имеющие четкие представления о смысле существования, чаще демонстрируют высокую степень жизнестойкости и устойчивости к неблагоприятным обстоятельствам.
В рамках работы «Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности» Д. А. Леонтьев вводит понятие четырехмерной модели жизненного потенциала, выделяя физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную составляющую, каждая из которых значима для полноценной жизни и успешной самореализации человека.
Физическая составляющая. Эта сфера относится к состоянию здоровья, уровню энергии и общему самочувствию человека. Сюда входят показатели телесного благополучия, способности переносить нагрузки, сопротивляемость заболеваниям и физическая форма. Люди с высоким физическим потенциалом обычно обладают хорошим здоровьем, энергичны, активны физически и комфортно чувствуют себя в собственном теле.
Интеллектуальная составляющая. Интеллектуальный потенциал проявляется в уровне познавательных способностей, гибкости ума, креативности и готовности осваивать новые знания. Здесь важны скорость обработки информации, объем рабочей памяти, аналитическое мышление, творческое воображение и общая образованность. Человек с развитым интеллектуальным потенциалом способен быстро усваивать новый материал, легко решает сложные задачи и проявляет творческий подход в повседневной жизни.
Эмоциональная составляющая. Эмоциональный потенциал характеризуется умением управлять своими чувствами, контролировать эмоции и переживать негативные события без чрезмерного стресса. Здесь важны внутренняя гармония, уравновешенность и зрелость личности, чувствительность к переживаниям других. Высокий эмоциональный потенциал дает человеку устойчивость к кризисам, улучшает коммуникацию с окружающими и поддерживает внутреннее спокойствие.
Духовная составляющая. Духовный потенциал связан с поисками смысла жизни, наличием глубоких ценностей и ориентацией на высшие принципы. Человек с высокой степенью духовного потенциала руководствуется моральными нормами, верит в идеалы добра, справедливости и красоты. Он стремится реализовать себе в общественной деятельности, ведет активный поиск истины и стремиться сделать мир вокруг себя лучше [8].
Отечественные ученые М. А. Нугаев и В. В. Соколов также выделяют четыре компонента внутреннего потенциала человека: творческий, профессиональный, духовный и интеллектуальный [13]. Рассмотрим подробнее первые две составляющие.
Творческая составляющая характеризуется способностью создавать нечто уникальное, выходящее за пределы общепринятых стандартов. Этот ресурс позволяет порождать идеи, произведения искусства и научные концепции. Основные признаки — это склонность к экспериментированию, готовность нестандартно мыслить, видеть необычные связи, желание пробовать новое и самовыражаться.
Профессиональная составляющая определяется наличием специальных знаний, умений и навыков, необходимых для определенной профессии или специальности. Данный компонент включает в себя способность применять полученные знания в реальной жизни.
Все составляющие жизненного потенциала вносят значительный вклад в общую картину развития личности.
Существует множество способов сравнить людей. В основе нашей индивидуальности лежит жизненная позиция. Именно она определяет наше мышление, поведение, восприятие реальности, выбор окружения и характер взаимоотношений.
Термин «жизненная позиция» первоначально использовался Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, выдающимся советским психологом, который считал, что каждый человек занимает определенную позицию по отношению к своему существованию, проявляя либо активность, либо пассивность. Он внес значительный вклад в изучение личности и ее роли в формировании жизненных позиций. Его концепция жизненного пути основывается на понимании того, что личность формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром и обществом. Согласно Рубинштейну, каждая личность уникальна и обладает собственной жизненной позицией, которая определяется системой ценностей, убеждений и установок, сформированных в результате опыта и деятельности [12].
С. Л Рубинштейн подчеркивал, что жизненная позиция человека меняется и развивается в зависимости обстоятельств и событий, происходящих в жизни индивида. Важнейшую роль в формировании жизненной позиции играют субъективные переживания и осознание своей ответственности за собственную судьбу. Человек, обладающий активной жизненной позицией, стремится к самореализации, ставит перед собой цели и принимает решения, исходя из внутренних потребностей и идеалов.
По мнению С. Л. Рубинштейна, важнейшими характеристиками активной жизненной позиции являются самостоятельность, инициативность, готовность брать на себя ответственность и умение преодолевать трудности. Такие люди способны принимать осознанные решения и действовать со своими внутренними убеждениями, несмотря на внешние обстоятельства [12].
Одним из важнейших трудов советского психолога Бориса Герасимовича Ананьева, касающегося изучения жизненной позиции человека, является его книга «Человек как предмет познания», изданная в 1969 г. В этом труде ученый проводит глубокий анализ индивидуальных особенностей личности, уделяя внимание проблеме активной и пассивной жизненной позиции.
Б. Г. Ананьев рассматривал жизненную позицию как характеристику личности, отражающую общую направленность и стиль поведения человека в обществе. Он понимал ее как форму проявления индивидуально-психологических особенностей, отражающих предрасположенность к действию, выбору стратегии поведения и реакции на возникающие условия жизни [2].
Ананьев подчеркивал, что активная жизненная позиция связана с инициативностью, целенаправленностью и независимостью в принятии решений. Такая позиция проявляется в поведении, направленном на изменение окружающей среды, решение возникающих проблем и создание благоприятных условий для собственного развития. При активной жизненной позиции человек проявляет повышенную активность, решимость и смелость в действиях, стремясь реализовать поставленные цели и проявить свои способности.
Противоположная ей пассивная жизненная позиция характеризуется недостатком инициативности, низким уровнем активности и нежеланием брать на себя ответственность за принятие решений. Пассивный человек привык приспосабливаться к ситуациям, зависящим от внешних обстоятельств, предпочитая минимизировать риски и избегать столкновения с проблемами. Такое поведение ведет к утрате независимости и снижает возможность успешного социального приспособления [2].
Активная жизненная позиция (АЖП) — это особое отношение человека к жизни. Оно отражает постоянную потребность в самосовершенствовании, реализации своего потенциала, достижении желаемых результатов и преодолении любых препятствий на пути к успеху.
По мнению А. Павлениса, АЖП предполагает вовлеченность человека в общественную жизнь, где его деятельность направлена на прогресс общества и является отражением его внутреннего мира, убеждений и стремлений [10].
С. Л. Бородихина определяет АЖП как «устойчивую позицию личности, направленную на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами, совестью» [3].
Формирование АЖП — сложный процесс, который зависит от различных факторов. Личные убеждения и ценности, формирующие общую философию жизни, тесно связаны с мировоззрением, определяющим отношение к миру и место в нем. Жизненный опыт, обогащенный общением с другими людьми, создает основу для формирования принципов и установок [3].
Б. Г. Ананьев указывает на ряд факторов, определяющих разницу в выборе жизненной позиции:
– Генетические предпосылки и врожденные особенности темперамента.
– Семейное воспитание и культурные традиции.
– Опыт раннего детства и социальный статус семьи.
– Характеристика профессиональной деятельности и образовательные возможности [2].
Иметь активную жизненную позицию помогают такие качества, как:
– Ответственность за свои действия (человек понимает, что именно он отвечает за свою жизнь, он ориентирован на решение различных проблем).
– Целеустремленность и настойчивость (АЖП предполагает наличие целей и стремление к их достижению, а настойчивость помогает не сдаваться и преодолевать преграды).
– Открытость к новым возможностям (люди с АЖП готовы изучать новое, пробовать себя в различных сферах, готовы выходить за пределы зоны комфорта).
– Умение работать в команде (осознание того, что успех достигается совместными усилиями, умение поддержать и вдохновить окружающих).
– Эмоциональный интеллект и саморегуляция (умение управлять своими эмоциями и поведением, что помогает взаимодействовать с окружающими и избегать конфликтов) [6].
Люди с АЖП не просто реагируют на происходящее, а берут ситуацию под контроль, предвидя возможные изменения. Это позволяет им успешно двигаться к своим целям и адаптироваться к любым условиям.
Литература:
- Алферов И. А. Теория личности и жизненного пути Карла Роджерса /И. А. Алферов // b.17.ru: [сайт]. — 2020. — 30 апр. — URL: https://www.b17.ru/article/280616/ (дата обращения 30.03.2025).
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб: Питер, 2016. — 288 с. — ISBN 978–5–496–02299–6.
- Бородихина С. Л. Поиск нового содержания понятия «Активная жизненная позиция» в современных общественно-политических условиях // Вестник ТГПУ. — 2015. —№ 3 (156). — С. 182–184.
- Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — Издание 2-е, дополненное и переработанное. — Москва: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с. — ISBN 5–278–00214.
- Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. — 2002. — № 5. — С. 60–75.
- Кухаренко, В. Разблокируйте свой потенциал: как факторы социального взаимодействия могут улучшить карьеру и жизнь / В. Кухаренко // brainapps.ru: [сайт]. — 2023. — 4 дек. — URL: https://brainapps.ru/blog/2023/12/razblokiruyte-svoy-potentsiala-kak-faktoryi/ (дата обращения 27.03.2025).
- Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: оптика психологии // Образовательная политика. — 2023. — № 2(94). — С. 20–30.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Москва: Смысл, 2019. — 858 с. — ISBN 978–5–89357–385–5.
- Марушкин, Н. Н. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни среди молодёжи // Физиологические, психофизиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и специалистов. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. — С. 209–214.
- Павленис, Анджей. Воспитание активной жизненной позиции старшеклассников как проблема социалистической педагогики: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Анджей Павленис, Научно-исследовательский институт общей педагогики. — Москва, 1985. — 178 с.
- Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. — Москва: Эксмо-Пресс, 2001. — 414 ISBN 978–5–88230–349–4.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Москва: АСТ, 2020. — 1638 с. — ISBN 978–5–17–114740–2.
- Сила, Л. Как оценить и развить свой потенциал / Л. Сила // Фоксфорд.ru: [сайт]. — 2025. — 19 май. — URL: https://media.foxford.ru/articles/potential (дата обращения 20.05.2025)
- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб: Питер,2021. — 557 с. — ISBN 978–5–4461–0812–1.