Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Школа психологической профилактики когнитивных нарушений у пациентов пожилого возраста: реализация в условиях поликлиники

Психология
14.06.2025
72
Поделиться
Библиографическое описание
Черных, А. В. Школа психологической профилактики когнитивных нарушений у пациентов пожилого возраста: реализация в условиях поликлиники / А. В. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 556-560. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126745/.


В статье рассматриваются вопросы психологической профилактики когнитивных нарушений у людей пожилого возраста, реализуемой в форме когнитивного тренинга. Предлагается модель организации школы психологической профилактики когнитивных нарушений у пациентов пожилого возраста в условиях городской поликлиники.

Ключевые слова : профилактика, когнитивные нарушения, когнитивный тренинг, пожилой возраст.

Введение

С увеличением продолжительности жизни и, как следствие, числа пожилых людей, проблема когнитивных нарушений позднего возраста становится одной из значимых медико-социальных проблем современного общества [3, 8, 9]. Во многих случаях старение сопряжено с ухудшением когнитивных функций, что может препятствовать продолжению активной жизни, затруднять выполнение повседневных задач, а в крайних случаях, делать пожилых людей зависимыми от окружающих [8]. Распространенность когнитивных нарушений, особенно додементного уровня, исследована недостаточно, национальных эпидемиологических исследований деменции и недементных когнитивных расстройств в РФ не проводилось, а ряд имеющихся исследований носит локальный характер [11, 13]. В соответствии с литературными данными, распространенность умеренного когнитивного расстройства составляет 5–36,7 % от числа пожилых, а деменции — 5–12 % среди лиц старше 65 лет [4, 12, 15]. По результатам программы по организации работы гериатрической службы в поликлиниках Москвы ЗАБОТА когнитивные нарушения были диагностированы у 82,9 % пациентов, предъявляющих жалобы когнитивного характера. В то же время жалобы на нарушения памяти отсутствовали лишь у 19 % пациентов, причем нейропсихологическое обследование показало, что лишь у 6,6 % пациентов, не имеющих подобных жалоб, когнитивные нарушения отсутствовали [5, 7]. По данным эпидемиологического исследования ЭВКАЛИПТ, охватившего 11 регионов Российской Федерации, распространенность когнитивных нарушений у людей старше 65 лет достигает 60,8 % [5].

Несмотря на вышесказанное, остаются актуальными проблемы недооценки значимости когнитивных нарушений у пожилых людей, низкий уровень осведомленности о них как среди населения, так и в медицинском сообществе, стигматизация, недостаточная организация помощи пациентам с когнитивными нарушениями [1, 9]. Сказанное выше делает необходимым разработку и внедрение в практику различных профилактических и коррекционных программ, направленных на предотвращение когнитивных нарушений, снижение их выраженности или ослабление их негативных последствий для жизнедеятельности пожилых людей, а также повышение информированности населения по данной проблеме. В частности, реализация подобных программы целесообразна в медицинских учреждениях общесоматического профиля, в том числе и в поликлиниках.

Когнитивный тренинг в системе профилактики и коррекции когнитивных нарушений

Профилактика и коррекция когнитивных нарушений является многокомпонентной задачей. Наряду с коррекцией чисто медицинских факторов риска их возникновения, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия и др., и модификацией образа жизни (отказ от вредных привычек, занятия физической культурой и т. д.), важное место в профилактике и коррекции когнитивных нарушений занимает когнитивный тренинг [4, 8, 9, 10].

Когнитивный тренинг предполагает выполнение определенных практически ориентированных задач (упражнений), которые направлены на стимуляцию когнитивных функций, таких как память, внимание, исполнительные функции, гнозис и т. д. Целью занятий является формирование или более интенсивное задействование имеющегося когнитивного резерва, компенсация имеющихся нарушений за счет более сохранных когнитивных функций [3, 4, 6, 10].

Сведения об эффективности когнитивного тренинга неоднозначны. Так, с одной стороны, у пациентов, прошедших курс когнитивного тренинга, наблюдается определенное, чаще небольшое или умеренное, улучшение в показателях когнитивных функций и повседневной активности. С другой стороны, нет убедительных сведений о его профилактическом эффекте в плане предупреждения развития более тяжелых форм когнитивных нарушений. Тем не менее в целом когнитивный тренинг имеет потенциальный позитивный эффект, при этом значимые нежелательные последствия минимальны [10, 14, 17]. Так же, одним из значимых преимуществ когнитивного тренинга является возможность группового формата его реализации [8, 15, 18], что обеспечивает более широкий охват пациентов при меньших временных затратах специалистов.

Модель школы психологической профилактики когнитивных нарушений у пациентов пожилого возраста в условиях поликлиники

В качестве варианта реализации группового когнитивного тренинга может быть рассмотрена модель организации школы психологической профилактики, реализуемой в условиях городской поликлиники.

Данная школа, являясь частным случаем школы здоровья, создается структурным подразделением учреждения, а ее деятельность регулируется локальным нормативно-правовым актом.

Организационная модель школы психологической профилактики когнитивных нарушений предполагает проведение курсов обучения, включающих лекционное занятие и серию занятий когнитивного тренинга.

Общая продолжительность курса составляет не менее 4-х занятий, первым из которых является лекция. Частота занятий может варьировать, но в качестве оптимальной можно рассмотреть периодичность не реже, чем 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет примерно 1 час. Оптимальное количество участников на занятии составляет 10–15 человек.

Принять участие в программе могут любые граждане из числа прикрепленных к поликлинике. Пациенты могут записываться на занятия самостоятельно через регистратуру или call-центр. Также пациенты могут направляться на занятия медицинскими работниками учреждения.

Лекционное занятие направлено на повышение информированности пожилого населения по проблеме когнитивных нарушений, их профилактики и лечения. На данном занятии пациенты информируются об особенностях нормативных возрастных изменений когнитивных функций, сущности когнитивных нарушений, их видах, факторах риска их возникновения, сопутствующих нарушениях эмоциональной сферы, способах профилактики, возможностях лекарственного и нелекарственного лечения. Акцентируется важность обращения за медицинской помощью, ранней диагностики и своевременного начала лечения когнитивных нарушений, также показывается необходимость активного участия самого пациента в процесс профилактики и коррекции когнитивных нарушений (в частности, ведение здорового образа жизни, поддержание достаточного уровня социальной, бытовой и интеллектуальной активности). Немаловажной задачей данного занятия является преодоление некоторых стереотипов, касающихся старения, снижение степени стигматизации. Данное занятие также включает анкетирование пациентов с использованием опросника для самодиагностики когнитивного расстройства Д. Макнера и Р. Кана [10], скрининг сопутствующих эмоциональных проблем с помощью госпитальной шкалы тревоги и депрессии [10], распространение информационных материалов для пациентов по теме, содержащих наряду с некоторыми общими сведениями по рассматриваемой проблеме практические рекомендации и примеры конкретных упражнений, которые пациенты могут выполнять самостоятельно (например, пальчиковая гимнастика).

Каждое практическое занятие когнитивного тренинга предполагает выполнение участниками упражнений на различные психические функции (память, гнозис, регуляторные функции, внимание и т. д.). Занятие начинается с общей активизации группы путем выполнения небольших физических упражнений, пальчиковой гимнастики и пр., после чего следует обсуждение домашнего задания, если таковое было. Затем следует основной блок занятия, представленный собственно выполнением упражнений когнитивного тренинга. В ходе занятия задания с инструкцией и стимульным материалом предъявляются на экране с большим разрешением (если характер упражнения допускает подобную форму), инструкции также зачитываются специалистом вслух, печатный бланк задания при его наличии выдается участникам на руки.

В качестве содержания основой части практических занятий могут выступать различные варианты конкретных упражнений, представленных в литературе [2, 8, 9, 12]. При этом задания на различные когнитивные функции, упражнения с материалом различных модальностей (зрительной, слуховой) чередуются. Некоторые задания повторяются с изменением стимульного материала. Некоторые упражнения (требующие большого времени на выполнение) переносятся в домашние задания, которые пациенты выполняют самостоятельно вне группы, при этом инструкция и пример тщательно разбираются ходе занятия.

Примерами упражнений на память является упражнения, в которых участникам предлагается запомнить как можно больше предметов (чисел, слов, фигур) со слайда, а затем написать их названия (числа, слова) или нарисовать по памяти фигуры, которые удалось запомнить. В других упражнениях необходимо выбрать ранее запомненные объекты из массива, где запоминаемые объекты чередуются с другими, не предъявляемыми ранее. Некоторые упражнения предполагают использование приемов опосредования, где, например, каждый из запоминаемых объектов принадлежит к определенной семантической категории, название этой категории затем предъявляется при воспроизведении. Упражнения на зрительно-пространственные функции представлены заданиями на соотнесение «половинок» предметов, идентификацию зашумленных объектов, лабиринты, графические диктанты и т. д. Задачи на речевые функции состоят в назывании заданного количества слов определенной категории, составлении слов из заданного набора букв, составлении предложений по определенным правилам, назывании слов «наоборот», в упражнениях на анализ сложных логико-грамматических конструкций, кроссвордах и т. д. Для стимуляции внимания и регуляторных функций предлагаются задания по типу шифровки, нахождения различий, нахождение заданных символов в массиве случайных символов с ограничением времени и многие другие. При этом большое количество упражнений предполагают вовлечение сразу нескольких когнитивных функций.

В ходе занятия периодически проводятся небольшие обсуждения выполняемых упражнений, возникающих при этом сложностей, способов модификации данных упражнений для самостоятельного использования, а также с целью снижение степени утомления.

Одной из значимых задач специалиста на практическом занятии является отслеживание процесса выполнения участниками тех или иных упражнений с целью своевременного выявления у них различных затрудненный, возникающих в ходе работы, оказание им помощи в выполнении трудных для них упражнений. Не менее важным является и поддержание мотивации участников, поощрение их деятельности, особенно в случае возникновения каких-либо сложностей.

Помимо собственно групповой формы работы, школа психологической профилактики когнитивных нарушений может включать индивидуальные консультативные беседы с участниками.

Организационная модель данной школы также допускает возможность выездного проведения занятий по заявкам организаций, в том числе в учреждениях социальной защиты населения.

Опыт пробной реализации программы

Опыт пробной реализации данной модели на базе ГБУЗ РК «Ухтинская городская поликлиника» показал достаточно большую заинтересованность со стороны участников. Количество записанных на первый цикл обучения составило 25 человек, что превысило допустимую численность группы и потребовало проведения дополнительного курса. При этом подавляющее большинство участников (92 %) обратились самостоятельно, лишь два человека (8 %) были направлены медицинскими работниками. Все участники являлись пенсионерами, средний возраст участников составил 69,3±8,4 года, серди них было 24 женщины (96 %) и 1 мужчина (4 %).

Подавляющее большинство участников (88 %) присутствовали на всех занятиях программы. Лишь 3 участника (12 %) прервали посещение после первого занятия, причем в их число вошли оба пациента, направленные медицинскими работниками.

Отношение участников к программе можно оценить как положительное. По результатам анкетирования 16 участников (64 %) оценили программу как «скорее полезную», 4 (16 %) — как «очень полезную», 2 человека (8 %) дали оценку — «средне» (в опросе принимали участие только пациенты, присутствовавшие на последнем занятии). 4 пациента (16 %) выразили желание принять участие в данной программе повторно.

В ходе реализации данной программы был выявлен ряд организационных трудностей. Наиболее существенной и стабильной из них явилась гетерогенность участников по когнитивному статусу, выразившаяся в значительных сложностях выполнения ряда упражнений, необходимости помощи психолога, увеличении времени выполнения у части участников группы, в то время как другой частью участников эти упражнения выполнялись быстро и самостоятельно. Также следует отметить крайне низкий охват пациентов из группы с низкой социальной активностью, где риск когнитивных нарушений выше (большинство участников может быть отнесено к категории достаточно социально активных пенсионеров), выраженную неравномерность состава участников по половому признаку.

Помимо этого остается нерешенным вопрос оценки эффективности программы, необходимость формирования набора оценочных средств, применение которых было бы возможно при групповом формате занятий. Отдельного изучения требует вопрос реальных возможностей и границ использования данной программы.

Вывод

Таким образом, в настоящее время все более актуальной является проблема когнитивных нарушений, в том числе додементного уровня, у лиц пожилого возраста. Это делает необходимым разработку и внедрение в практику различных профилактических программ, в том числе программ когнитивного тренинга. Вариантом таких программ является школа психологической профилактики когнитивных нарушений у пациентов пожилого возраста, реализуемая в условиях городской поликлиники. Опыт пробной реализации такой программы показал необходимость ее совершенствования с практической стороны, а также дальнейших исследований в данном направлении.

Литература:

  1. Боголепова А. Н. Осведомленность населения о проблеме деменции. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2015;115(6):97‑102. https://doi.org/10.17116/jnevro20151156197–102
  2. Когнитивный тренинг для пациентов с умеренными когнитивными расстройствами / И. С. Преображенская, Д. В. Преображенский, А. А. Киндарова, Д. Фанталис, С. А. Абдышова. — Ижевск, ООО «Принт». — 2022. — 300 с.
  3. Корсакова Н. К. Геронтопсихология. Нейропсихологический синдром нормального старения: учебник для вузов / Н. К. Корсакова, И. Ф. Рощина, Е,Ю. Балашова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 81 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный
  4. Левин О. С. Диагностика и лечения когнитивных нарушений и деменций в клинической практике / О. С. Левин. — М.: МЕДпресс-информ, 2019. — 448 с.: ил.
  5. Мхитарян Э. А., Воробьева Н. М., Ткачева О. Н., с соавт. Распространенность когнитивных нарушений и их ассоциация с социально-экономическими, демографическими и антропометрическими факторами и гериатрическими синдромами у лиц старше 65 лет: данные российского эпидемиологического исследования ЭВКАЛИПТ. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2022;14(3):44–53. https://doi.org/10.14412/2074–2711–2022–3-44–53
  6. Науменко А. А., Громова Д. О., Преображенская И. С. Когнитивный тренинг и реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями. // Доктор.Ру. 2017. № 11 (140). С. 31–38.
  7. Остапенко В. С. Распространенность и структура гериатрических синдромов у пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений г. Москвы: Дис.... канд. мед. наук. М. 2017.
  8. Пекарска И., Пекарски В., Ткачёва О. Н., Мхитарян Э. А., Чердак М. А. Когнитивный тренинг: упражнение интеллекта и речи в пожилом возрасте. — М.: Издательство Перо, 2021. — 68 с
  9. Программа профилактики, раннего выявления, диагностики и лечения когнитивных расстройств у лиц пожилого и старческого возраста: Методические рекомендации / Под ред. О. Н. Ткачевой. — М.: Прометей, 2019. — 72 с
  10. Ткачева О. Н., Яхно Н. Н., Незнанов Н. Г., и др. Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста» // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2025;125(3‑3):7‑149. https://doi.org/10.17116/jnevro2025125337
  11. Чердак М. А., Мхитарян Э. А., Шарашкина Н. В., и др. Распространенность когнитивных расстройств у пациентов старшего возраста в Российской Федерации // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Спецвыпуски. 2024;124(4‑2):5‑11. https://doi.org/10.17116/jnevro20241240425
  12. Яаксон С., Йонукс А., Яаакола У., Упражнения для активизации мозговой деятельности 2. Публикация зарегистрированной организации «Финские эксперты памяти» 11/2017. Изд.: Paintek Pihlajamäki Oy, Хельсинки 2017
  13. Яхно Н. Н. Деменции: руководство для врачей / Н. Н. Яхно, В. В. Захаров, А. Б. Локшина, Н. Н. Коберская, Э. А. Мхитарян. — М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 272 с.: ил.
  14. Chandler, M. J., Parks, A. C., Marsiske, M., et al. Everyday Impact of Cognitive Interventions in Mild Cognitive Impairment: a Systematic Review and Meta-Analysis. Neuropsychology review vol. 26,3 (2016): 225–251.. https://doi.org/10.1007/s11065–016–9330–4
  15. Gregory, M. A., Gill, D. P., Shellington, E. M. et al. Group-based exercise and cognitive-physical training in older adults with self-reported cognitive complaints: The Multiple-Modality, Mind-Motor (M4) study protocol [A]. BMC geriatrics vol. 16 17. 16 Jan. 2016. https://doi.org/10.1186/s12877–016–0190–9
  16. Sachdev, P. S., Lipnicki, D. M., Kochan, N. A., et al. The Prevalence of Mild Cognitive Impairment in Diverse Geographical and Ethnocultural Regions: The COSMIC Collaboration. PloS one vol. 10,11 e0142388. 5 Nov. 2015. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0142388
  17. Sherman, D. S., Mauser, J., Nuno, M. The Efficacy of Cognitive Intervention in Mild Cognitive Impairment (MCI): a Meta-Analysis of Outcomes on Neuropsychological Measures. Neuropsychol Rev. 2017;27(4):440–484. https://doi.org/10.1007/s11065–017–9363–3
  18. Srisuwan, P., Nakawiro, D., Kuha, et al. Efficacy of a group-based 8-week multicomponent cognitive training on cognition, mood and activities of daily living among healthy older adults: A two-year follow-up of a randomized controlled trial. The journal of prevention of Alzheimer's disease vol. 12,2 (2025): 100033. https://doi.org/10.1016/j.tjpad.2024.100033.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профилактика
когнитивные нарушения
когнитивный тренинг
пожилой возраст
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 556-560):
Часть 8 (стр. 515-583)
Расположение в файле:
стр. 515стр. 556-560стр. 583

Молодой учёный