Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Культурно-историческое значение тенденций в прическах разных эпох: сравнительный анализ

Культурология
17.06.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Гусарова, А. А. Культурно-историческое значение тенденций в прическах разных эпох: сравнительный анализ / А. А. Гусарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 496-502. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126736/.


Данное исследование анализирует культурно-историческое значение тенденций в прическах семи ключевых эпох, с 1920-х по 2000-е годы, выделенных историком причесок Рэйчел Гибсон. Используя междисциплинарный подход, включающий культурологию, антропологию и социологию, работа раскрывает, как прически отражают общественные ценности, гендерные нормы и политику идентичности. На основе исторических данных и современных исследований волос как культурного артефакта, тенденции в прическах служат инструментом для понимания социальных трансформаций. Результаты подчеркивают взаимосвязь между эстетическими инновациями, культурной символикой и социально-политическим контекстом, открывая перспективы для дальнейших исследований в области культурной истории и идентичности.

Ключевые слова: прически, культурная идентичность, гендерные нормы, визуальная культура, социальная символика, мода XX века, междисциплинарный анализ, история повседневности.

Введение

Волосы, как видимый и пластичный элемент внешности человека, на протяжении истории служили средством культурного самовыражения, социальной идентичности и политического протеста [2]. От древних ритуалов до современной моды прически отражали общественные ценности, экономические условия и технологические достижения. Рейтинг знаковых эпох причесок, составленный историком Рэйчел Гибсон [1], предоставляет основу для анализа того, как тенденции в прическах воплощают культурные изменения XX и начала XXI века.

Цели исследования: контекстуализация каждой эпохи причесок в ее социально-историческом контексте, анализ культурных и символических значений, заключенных в этих тенденциях, оценка их долгосрочного влияния на современные практики ухода за волосами. Интегрируя междисциплинарные исследования, включая работы о волосах как культурном символе [2; 4], статья вносит вклад в изучение культурной истории и идентичности.

Обзор литературы

Волосы занимают центральное место в культурологических, антропологических и социологических исследованиях, выступая маркером идентичности, статуса и сопротивления. Практики ухода за волосами отражают классовые, гендерные и этнические различия, часто становясь ареной для конформизма или бунта. Например, Johnson, T. A., в своем исследовании [3] анализирует, как движение за естественные волосы среди чернокожих женщин бросает вызов евроцентричным стандартам красоты, подчеркивая роль волос в политике расовой и культурной идентичности. Mesko, N., и Bereczkei, T.[4] применяют эволюционную перспективу, утверждая, что длинные волосы сигнализируют о фенотипическом качестве и здоровье, влияя на эстетические предпочтения в разных культурах.

Научные исследования также изучают биологические и социальные аспекты волос. Adachi, K., Takayasu, S., Takashima, I., Kano, M., & Kondo, S. [5] исследовали метаболизм и механизмы контроля волосяных фолликулов, предоставив понимание физиологической основы роста волос и возможностей стилизации. Papps, F. A. [6] рассматривает волосы как источник психологического дистресса, особенно у женщин, связывая эстетические практики с психическим здоровьем. Эти исследования подчеркивают многоаспектную роль волос как биологического, культурного и психологического феномена.

Методология

Исследование использует качественный историко-сравнительный подход, анализируя семь знаковых эпох причесок, выделенных Гибсон, как кейс-стади. Данные основаны на рейтинге Гибсон [1], дополнены первичными и вторичными источниками, включая архивные записи моды, культурные истории и рецензируемые исследования о социальной значимости волос. Тематический анализ выявил повторяющиеся мотивы, такие как бунт, женственность и культурная идентичность. Также использовались методы устной истории [7] для концептуализации анекдотических данных от культурных фигур и медийных репрезентаций.

Анализ знаковых эпох причесок

1920-е: Боб и эмансипация

Короткая стрижка «боб» 1920-х годов стала революционным символом эмансипации женщин после Первой мировой войны [2]. Этот стиль, ассоциировавшийся с движением флапперов, отвергал викторианские идеалы длинных волос, символизировавших женскую покорность, и подчеркивал новую социальную свободу. Боб, часто дополненный блестящими повязками или перьями, стал визуальным воплощением дерзости и независимости. Знаменитости, такие как актриса Луиза Брукс, сделали эту стрижку культовой, а ее геометрическая точность отражала эстетику ар-деко, доминирующую в моде и архитектуре того времени. Короткие волосы сигнализировали о здоровье и современности, что усиливало их привлекательность. Боб также имел практическое значение: он был прост в уходе, что соответствовало активному образу жизни «новой женщины», которая начала работать и участвовать в общественной жизни. Эта эпоха заложила основу для гендерного переосмысления через внешний вид, что делает боб не просто модной стрижкой, а культурным феноменом.

1950-е: Полированная элегантность

1950-е годы ознаменовались возвращением к женственности и элегантности, выраженным через тщательно уложенные прически, такие как мягкие локоны, пышные «пудель-стрижки» и «победные валики» [1].

Эти стили, вдохновленные голливудскими звездами, такими как Мэрилин Монро и Одри Хепбёрн, подчеркивали гламур и утонченность. Послевоенное экономическое восстановление позволило женщинам тратить время и ресурсы на сложные прически, которые требовали лака, бигуди и частых визитов в салоны. Такие стили символизировали стабильность и возврат к традиционным гендерным ролям, где женщина воспринималась как хранительница домашнего очага. Однако за этой элегантностью скрывалась и социальная напряженность: многие женщины использовали прически как способ самовыражения в условиях строгих общественных ожиданий. Например, пышные прически, такие как «пудель», популяризированные Люсиль Болл, добавляли игривости, что контрастировало с консервативным духом эпохи. Этот дуализм — между конформизмом и индивидуальностью — делает 1950-е годы ключевым периодом для изучения гендерной динамики через призму причесок.

1960-е: Объем и эксперименты

1960-е годы стали эпохой смелых экспериментов, когда прически, такие как «улей» (beehive) и «буффан», достигли апогея популярности. Эти объемные стили, воплощенные певицами вроде Дасти Спрингфилд и группой The Ronettes, отражали культурный взрыв эпохи, связанный с молодежными движениями и музыкальной революцией. Парики и накладные волосы стали массовым явлением, позволяя женщинам менять образы с небывалой легкостью. Достижения в химии средств для укладки, таких как лаки и гели, сделали возможными такие сложные конструкции [5]. Прически 1960-х также отражали социальные изменения: женщины начали активнее участвовать в общественной жизни, и их волосы стали метафорой свободы и бунта. Например, культовая прическа Брижит Бардо с небрежными локонами олицетворяла сексуальную раскрепощенность, в то время как афро-стили, популяризированные в афро американских сообществах, стали символом расовой гордости. Эта эпоха демонстрирует, как волосы стали полем для экспериментов, отражая как индивидуальные, так и коллективные идентичности.

1970-е: Естественность и бунт

1970-е годы ознаменовались возвращением к естественности, с длинными волосами, разделенными пробором посередине, которые стали символом эпохи [1].

Вдохновленные движением хиппи и контркультурой, такие прически, как у певицы Джони Митчелл или актрисы Фарры Фосетт с ее знаменитыми «перьевыми» локонами, отвергали искусственность предыдущего десятилетия. Этот акцент на естественных текстурах предвосхитил современные движения за принятие природной красоты, особенно среди маргинализированных групп. Длинные, свободно струящиеся волосы ассоциировались с антиматериализмом и протестом против капиталистических стандартов красоты. В то же время 1970-е годы породили и более структурированные стили, такие как многослойные стрижки, которые требовали профессиональной укладки. Этот контраст между естественностью и стилизацией отражал двойственность эпохи: стремление к свободе и одновременное давление со стороны коммерсоциализированной индустрии красоты. Прически 1970-х также подчеркивали гендерную амбивалентность, поскольку длинные волосы стали популярны и среди мужчин, что усилило культурный диалог о гендерных нормах.

1980-е: Смелость и избыточность

1980-е годы прославились своими экстравагантными прическами, такими как пышные химические завивки, многослойные стрижки и культовый «маллет» [1]. Эти стили, популяризированные звездами, такими как Мадонна и Дэвид Боуи, отражали экономический бум и культурную одер- жимость индивидуальностью. Такие преувеличенные формы были не просто модой, а способом психологического самовыражения в эпоху, когда успех измерялся внешним блеском. Химическая завивка, требовавшая сложных процедур и агрессивных химикатов, символизировала готовность людей идти на жертвы ради имиджа.

Одновременно в афроамериканских сообществах набирали популярность стили, такие как Jheri curl, которые подчеркивали культурную самобытность. Прически 1980-х также были тесно связаны с музыкальной культурой: от глэм-метала до новой волны, где волосы становились частью сценического образа. Эта эпоха демонстрирует, как прически стали инструментом для утверждения статуса и творческой свободы, но также отражали социальное давление соответствовать идеалам красоты.

1990-е: Минимализм и универсальность

1990-е годы привнесли в мир причесок минимализм и универсальность, отражая культурный переход к индивидуализму и многообразию [1].

Стрижка «Рейчел», вдохновленная персонажем Дженнифер Энистон в сериале «Друзья», стала глобальным феноменом, символизируя легкость и доступность. В то же время гранжевые стили, такие как небрежные пучки и растрепанные локоны, отражали антимодные настроения, вдохновленные Куртом Кобейном и гранж-движением. 1990-е годы объединили высокую моду и уличную культуру, что проявилось в аксессуарах, таких как заколки-бабочки и яркие резинки. Гладкие, выпрямленные волосы, популяризированные супермоделями, такими как Кейт Мосс, подчеркивали минималистичную эстетику, в то время как яркие краски и эксперименты с цветом (например, неоновые пряди) отражали влияние рейв-культуры. Эта эпоха также ознаменовалась ростом глобализации, когда западные стандарты красоты начали доминировать, но одновременно возникали локальные субкультуры, подчеркивающие индивидуальность. Прически 1990-х остаются символом переходного периода, где мода стала более демократичной, но все еще боролась с вопросами инклюзивности.

2000-е: Эклектизм и эксперименты

2000-е годы стали эпохой эклектизма, сочетая яркие мелирования, боковые челки в стиле эмо и ультрагладкие выпрямленные волосы (1).

Поп- культура, во главе с такими звездами, как Бритни Спирс и Аврил Лавин, диктовала моду, где волосы становились частью сценического образа. Джонсон [3] подчеркивает, что акцент на гладких, прямых волосах часто маргинализировал естественные текстуры, особенно афроамериканские, что привело к росту протестных движений за принятие природной красоты. Эмо и панк-стили, такие как черные челки или яркие цветные пряди, отражали бунтарский дух молодежных субкультур, в то время как блестящие аксессуары, такие как заколки со стразами, подчеркивали гламур поп-культуры. Волосы в 2000-х годах также стали полем для технологических экспериментов: утюжки и новые краски сделали возможными резкие изменения стиля. Эта эпоха отражает влияние цифровых медиа и глобализации, где образы распространялись мгновенно через интернет и MTV, создавая одновременно универсальные и глубоко индивидуализированные тенденции.

Обсуждение

Анализ показывает, что тенденции в прическах не просто эстетичны, а глубоко связаны с социокультурными контекстами. Боб 1920-х и естественные волосы 1970-х отражают бунт против нормативных гендерных и эстетических стандартов, тогда как стили 1950-х и 1980-х подчеркивают конформизм и избыточность соответственно. 1990-е и 2000-е иллюстрируют влияние медиа и глобализации на практики ухода за волосами. Эти выводы соответствуют утверждению Sherrow V.[2] о том, что волосы служат культурным символом, кодирующим сообщения об идентичности, власти и сопротивлении.

Физиологические исследования [5] показывают, что достижения в технологиях ухода за волосами (например, химическая завивка, краски) расширяли стилистические возможности, поддерживая смелые эстетики 1960-х и 1980-х. Психологические аспекты, рассмотренные Papps, F. A. [6], освещают влияние практик ухода за волосами на самооценку и соци- альные взаимодействия, особенно в гендерных контекстах.

Заключение

Исследование демонстрирует, что тенденции в прическах XX и начала XXI века представляют собой богатый объект для культурно-исторического анализа. Каждая эпоха отражает уникальные общественные ценности, от эмансипации до избыточности, формируемые экономическими, технологическими и культурными факторами. Будущие исследования могли бы сосредоточиться на пересечении тенденций в прическах с расой, классом и глобализацией, опираясь на работы Johnson, T. A., и Bankhead, T.[3] о маргинализированных текстурах волос. Изучение волос как культурного артефакта позволяет глубже понять динамику идентичности и власти в современных обществах.

Литература:

  1. Harris, R. (2025). Историк причесок ранжирует 7 самых знаковых эпох причесок всех времен. Vogue. URL: https://www.vogue.com/article/hair- historian-best-beauty-hair-eras
  2. Sherrow, V. (2006). Энциклопедия волос: Культурная история. Greenwood Press.
  3. Johnson, T. A., & Bankhead, T. (2014). Волосы как они есть: Исследование опыта чернокожих женщин с естественными волосами. Open Journal of Social Sciences, 2, 86–100. https://doi.org/10.4236/jss.2014.21010
  4. Mesko, N., & Bereczkei, T. (2004). Прическа как адаптивное средство демонстрации фенотипического качества. Human Nature, 15, 251–270. https://doi.org/10.1007/s12110–004–1008–6
  5. Adachi, K., Takayasu, S., Takashima, I., Kano, M., & Kondo, S. (1970). Волосяные фолликулы человека: Метаболизм и механизмы контроля. Journal of the Society of Cosmetic Chemists, 21, 901–924.
  6. Papps, F. A. (2015). Ее жизнь, как и ее волосы, стала неуправляемой: Волосы женщин как место для безумия. Proceedings of the Annual Conference of the Canadian Psychological Association, 45–50.
  7. Hajek, A. (2014). Методология устной истории. The Oral History Reader (eds. Perks, R., & Thomson, A.), 2nd ed., Routledge.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
прически
культурная идентичность
гендерные нормы
визуальная культура
социальная символика
мода XX века
междисциплинарный анализ
история повседневности
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 496-502):
Часть 7 (стр. 437-513)
Расположение в файле:
стр. 437стр. 496-502стр. 513

Молодой учёный