В статье актуализируется проблема формирования экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста. Раскрывается сущность и компонентный состав формируемого личностного образования с позиции современных реалий развития экологического образования. Представлен алгоритм интеграции содержания экологического образования с предметным содержанием математики, приведены примеры авторских текстовых задач по математике эколого-ориентированной направленности.
Ключевые слова: экологическая грамотность, экологическое образование, компоненты экологической грамотности, устойчивое развитие, ориентировочная основа действий.
Введение
По мере развития человеческого общества возникло усугубление экологического состояния окружающей среды, которое является проблемой мирового масштаба. Современные социально-экономические вызовы, угрожающие появлению нового экологического кризиса, потребовали выработки такой модели цивилизационного развития, которая бы основывалась на необходимости соблюдения баланса между экономическими, социальными и экологическими аспектами жизнедеятельности людей. Так, благодаря докладу представителей Римского клуба «Пределы роста» (1972), Стокгольмской конференции (1972), докладу «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию (1987), Конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) оформились основные идеи Концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие было определено как развитие, направленное «на удовлетворения потребностей нынешних поколений без ущерба для возможностей будущих поколений также удовлетворять свои собственные потребности» (WCED, 1987). Благодаря работе Саммита (2015) были сформулированы 17 целей устойчивого развития (ЦУР), достижение которых необходимо осуществить к 2030 году всем странам-участницам («Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»). К числу глобальных вызовов, отраженных в Целях, были отнесены проблемы социального и гендерного неравенства, нищеты и голода, качественного образования и здравоохранения, справедливого правосудия, сохранения экосистем суши и воды, потребления чистой энергии и др.
Согласно мнению большинства экспертов ЮНЕСКО, именно экологическое образование должно стать фундаментом в реализации ЦУР. Одним из важнейших показателей результатов экологического образования для устойчивого развития является экологическая грамотность , сущность и структура которой находится в фокусе внимания большого количества отечественных и зарубежных ученых (С. В. Алексеев, М. В. Аргунова, Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Е. С. Колина, Е. С. Медведкина, А. В. Родина, D. Orr, F. Capra, B. B. McBride, C. A. Brewer, A. R. Berkowitz, W. T. Borrie и др.).
Формирование экологической грамотности населения страны предусматривается Конституцией РФ (ст.114, поправка е6), ФЗ 007 «Об охране окружающей среды», «Основами государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», документами ФГОС общего образования. Формирование экологической грамотности отнесено к основным задачам государственной политики в области экологического развития страны (Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).
Актуальность формирования экологической грамотности у обучающихся связана с запросом общества и государства на поиск инновационных путей и способов усвоения молодыми людьми экологических знаний, духовных ценностей, воспитания их нравственных качеств, изменения потребительских взглядов на окружающую среду на гармоничное сотрудничество с ней. Важной геостратегической задачей является переход от эгоцентризма как мировоззрения потребления, наживы и накопления к мировоззрению экоцентризма, предполагающему развитие общества с акцентом на природоподобные, природосообразные принципы жизнедеятельности социума. Для гармоничного развития и сосуществования человека с окружающей средой необходимо изменение мышления и мировоззрения человека, и первоочередной задачей в этом переходе должно стать формирование экологической грамотности населения, которая сегодня характеризуется низким уровнем (М. В. Аргунова, А. Г. Балаева, Г. С. Дрововозова, Д. С. Ермаков, Ю. Д. Качан).
Среди причин такого явления можно назвать отставание уровня экологического образования от мирового более чем на 15 лет (М. В. Аргунова), отсутствие эффективных технологий интеграции содержания экологического образования с предметным (Е. Н. Дзятковская), непонимание сущности экологической грамотности и ее компонентного состава (Е. С. Колина), отсутствие целостности и непрерывности экологического образования в образовательной практике (Ю. М. Гришаева). Наиболее прогрессивный вклад в экологизацию общего образования внесли А. С. Боголюбов, Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Л. П. Симонова. Их научные работы были направлены на разработку способов и технологий интеграции содержания экологического образования с содержанием предметных областей в целях формирования экологической грамотности обучающихся. Однако исследованные способы и созданные разработки не используются в масштабах школы.
Сензитивным периодом в формировании экологической грамотности является младший школьный возраст. Обучающиеся этой возрастной группы начинают взаимодействовать с природными объектами как субъектами, а не объектами взаимоотношений. Отсюда идёт переход от прагматического отношения к природе к непрагматическому [8].
Согласно положениям ФГОС НОО (2021), экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях образования, на всех учебных предметах и внеурочной деятельности, то есть должно строиться на комплексной основе, с учетом межпредметных связей. При этом учебный предмет «Математика» может сыграть немаловажную роль в процессе формирования экологической грамотности обучающихся начальной школы. Решение текстовых задач является не только средством развития математических способностей школьников, но и способом обсуждения проблем окружающей среды и нахождения путей их преодоления.
Цель исследования: формирование экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста посредством решения математических текстовых задач.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста посредством решения математических текстовых задач.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно при следующих педагогических условиях:
— определены сущность и компоненты экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста;
— разработан алгоритм интеграции содержания экологического образования с предметным содержанием урока математики через предъявление обучающимся текстовых математических задач;
— разработаны авторские текстовые математические задачи экологического содержания.
Результаты исследования.
Анализ определений понятия «экологическая грамотность» показывает, что на его характеристику влияет понимание сущности «функциональной грамотности» как родового понятия.
Проблема грамотности населения начинает рассматриваться на международном уровне в 50-х г. ХХ века. В 1957 г. ЮНЕСКО определяет термин «грамотность» как умение читать тексты с пониманием прочитанного, писать краткие сведения из своей жизни [6]. Сегодня под функциональной грамотностью понимается не только совокупность элементарных навыков чтения, письма и счета, но и способность применять в разных жизненных ситуациях постоянно приобретаемые знания, умения и навыки (ФГОС ООО, 2021). Сложившееся понимание функциональной грамотности накладывает отпечаток на сущность понятия «экологическая грамотность».
Анализ вариантов определений экологической грамотности выявил различные подходы к ее пониманию. Ряд авторов рассматривает сущность этого понятия в прикладном аспекте как применение экологических знаний, полученных на разных учебных предметах, в различных жизненных ситуациях (В. А. Ермоленко, С. Ю. Черноглазкина). Некоторые авторы считают, что сущность экологической грамотности не может быть сведена к совокупности экологических знаний учебных предметов, а должна быть дополнена готовностью к самообразованию, выбору профессии экологического профиля и т. д. (М. В. Аргунова, Д. С. Ермаков). Ряд ученых рассматривает экологическую грамотность как ступень к экологической культуре: грамотность — образованность — компетентность — культура (С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина).
Наше исследование ориентировано на понимание экологической грамотности в интересах устойчивого развития . Е. Н. Дзятковская и А. Н. Захлебный выделяют в такой грамотности не предметный, а общепредметный характер. Такая грамотность, согласно ученым, должна отражать «достижение требований, прежде всего, к личностным результатам образования, имеющая общекультурный характер и использующая предметные и метапредметные результаты экологического образования в определенной комбинаторике, выстраивая новую научную картину мира, новую психологию и образ жизни» 4].
Вслед за Е. С. Колиной под экологической грамотностью будем понимать комплексный результат
— экологического образования, лежащий в основе экологической культуры личности;
— сквозной (вертикальной) ценностно-мировоззренческой экологизации общего образования;
— «целенаправленного, структурированного, поэтапного формирования экологических знаний и умений» 5], позволяющих сохранить качество окружающей природной среды, обеспечить экологическую безопасность и здоровье людей.
Компоненты экологической грамотности рассматривались в исследованиях М. В. Аргуновой, Д. С. Ермакова, Ю. В. Козиной, Д. Симмонса и др. Исходя из анализа многочисленных исследований, был сделан вывод об отсутствии общеутвержденного компонентного состава исследуемого личностного образования. В качестве основополагающих авторы выделяют следующие компоненты :
— мотивационно-ценностный (экологическое сознание);
— познавательный (экологические знания);
— деятельностно-практический (практические умения и навыки природосообразной деятельности) [2].
— мировоззренческий (осмысленное овладение экологическими знаниями, умениями, ценностями, нормами поведения, необходимыми для целесообразной, природоориентированной деятельности) [1].
Таким образом, экологическая грамотность — базовая характеристика экологической культуры, определяющая мировоззренческие ценностно-смысловые установки и принципы поведения человека в ситуациях взаимодействия человека с окружающей средой.
Механизмы формирования экологической грамотности обучающихся являются предметом исследования как отечественных, так и зарубежных авторов. Единого подхода к выбору стратегии формирования этого личностного интегративного образования сегодня не найдено. Однако большинство исследователей сходится во мнении, что вовлечение обучающихся в организованную деятельность, включающую освоение ими системы экологических знаний, переживание ценностных коллизий, диалоги и беседы о ценностях и антиценностях, индивидуальную и групповую рефлексию собственной деятельности в окружающей среде, позволит достичь необходимого эффекта (С. В. Алексеев, С. Г. Косарецкий, А. С. Обухов, И. А. Смирнов).
С целью поиска адекватных механизмов формирования экологической грамотности обучающихся младших классов мы обратились к теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным и его научной школой. Таким образом, одной из задач нашего исследования стала разработка ориентировочной основы действий , которая позволила бы формировать экологическую грамотность на основе интеграции содержания экологического образования и содержания учебного предмета «Математика». Ориентировочная основа действий (ООД) — это система ориентиров, которых придерживается человек в своей деятельности [7]. Особую значимость для нашего исследования представляла ориентировочная основа действий третьего типа, поскольку познавательная деятельность, организованная на основе ООД этого типа, согласно В. В. Давыдову, ведет к формированию теоретического мышления, ориентирует обучающихся на усвоение сущности изучаемых явлений и процессов [3].
Для формирования экологической грамотности предлагаем следующую ориентировочную основу действий (ООД) решения текстовых математических задач экологического содержания (таблица 1).
Таблица 1
ООД решения текстовых математических задач экологического содержания
Этапы ориентировочной основы действий |
Содержание деятельности обучающихся | |
1 |
Мотивация образовательной деятельности |
Получение представлений о будущей жизни людей при отсутствии должного экологического поведения |
2 |
Анализ содержания текстовой задачи. Выделение экологической проблемы |
Анализ содержания экологической проблемы, заключённой в задаче |
3 |
Определение затруднений при попытке обосновать причины экологической проблемы |
Выявление причин возникновения экологической проблемы, поиск роли человека в этом |
4 |
Формулировка гипотез о причинах экологической проблемы |
Выдвижение предположений о возникновении поднимаемой в задаче экологической проблемы |
5 |
Решение экологической проблемы |
Нахождение путей решения экологической проблемы, поднимаемой в задаче, через организацию педагогом диалогов, дискуссий, проектной деятельности и других активных форм работы |
6 |
Рефлексия и самооценка |
Высказывание личного отношения к обсуждаемой проблеме и эмоционального впечатления от полученных решений; личного опыта по участию в решении экологической проблемы; дальнейших действий по сохранению качества окружающей природной среды |
Анализ учебников по математике, входящих в федеральный перечень учебников для начальной школы, позволил сделать вывод о недостаточности в их содержании задач эколого-ориентированной тематики. Имеющиеся текстовые задачи отражают общие, всем известные, факты, но не ориентируют учащихся на природосообразную деятельность в окружающей среде. С этой целью нами разработан перечень текстовых задач по математике экологического содержания. В основу разработки нами был положен краеведческий принцип: отражение в содержании условия задачи состояния окружающей среды Удмуртской Республики.
Примеры текстовых задач.
Текстовая задача № 1. ВКрасной книге Удмуртии около 400 растений и животных. Одним из таких растений является «копеечник альпийский». В 1990 году встречалось 50 представителей этого растения, а в 2010 году — 5. Во сколько раз копеечник альпийский в 2010 году встречался реже, чем в 1990 году?
Текстовая задача № 2. Экологическая тропа — прогулочный или туристический маршрут на какой-либо природной территории, специально оборудованный так, чтобы человек мог познакомиться с разнообразием животного и растительного мира и изменил своё отношение к окружающей среде. В городе Глазове экологическая тропа «Правобережье» находится в парке «Заречный». Первый пешеход от начала маршрута прошёл 200 метров, а другой пешеход от конца маршрута прошёл 1300 метров. Расстояние между пешеходами стало 1500 метров. Найдите протяжённость экотропы «Правобережье». Выполни чертёж. Ответ вырази в километрах.
Текстовая задача № 3. ВУдмуртии ежегодно образуется 319 килограммов мусора на одного жителя. Сколько всего килограммов мусора будет производить человек, если средняя продолжительность жизни 70 лет?
Заключение. Традиционно экологическая грамотность обучающихся заключалась в практико-ориентированных естественнонаучныхзнаниях о природе и экологии человека, а также в навыках природоохранной деятельности. Такой путь формирования экологической грамотности мало способствовал развитию экологической культуры школьника. Его результаты носили, прежде всего, предметный характер.
Новые цели, поставленные перед экологическим образованием, исходят из актуальности общекультурного, целостного подхода к формированию экологической грамотности, выделения в ее структуре наряду с когнитивным и деятельностно-практическим компонентом мировоззренческого и мотивационно-ценностного, обеспечивающих достижение требований государства к личностным и метапредметным результатам образования.
Формирование экологической грамотности необходимо осуществлять на всех ступенях образования, всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Не исключением является и содержание учебного предмета «Математика». Математические текстовые задачи экологической тематики, реализуемые на основе алгоритма интеграции содержания экологического образования и учебного предмета «Математика» (ООД), способны выступить одним из эффективных средств формирования экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста.
В данной статье описаны выявленные в ходе анализа научной литературы промежуточные результаты, которые требуют апробации в образовательном учреждении.
Литература:
- Аргунова, М. В. Социально-педагогические аспекты формирования экологической грамотности / М. В. Аргунова, Д. С. Ермаков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 748.
- Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В.Давыдов. — 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Захлебный, А. Н. Общепредметная экологическая грамотность школьников / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Педагогика. — 2017. — № 8. — С. 54–61
- Колина, Е. С. Формирование экологической грамотности школьников через образовательные ситуации / Е. С. Колина // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 9. — С. 58–61.
- Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 1160 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред.учеб.заведений / Н. Ф. Талызина. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с.
- Экологическая педагогика и психология: [Учеб. пособие для вузов] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов н/Д: Феникс: АО «Книга», 1996. — 476 c.