Глобальные экономические трансформации и усиливающееся внешнее давление (политическое, санкционное) актуализируют проблему экономической безопасности государства. В этих условиях она выступает ключевой детерминантой национальной стабильности и суверенитета.
Внешний государственный финансовый контроль является решающим фактором в нейтрализации возникающих угроз от киберпреступности и теневых финансовых схем до нецелевого расходования бюджетных средств и системной коррупции [4]. Реализуемый независимыми институтами (счетными и контрольно-счетными палатами), он обеспечивает прозрачность и подотчетность в управлении государственными ресурсами. Путем выявления нарушений и содействия эффективному использованию бюджетных средств и государственной собственности данный контроль подтверждает принцип законности и результативности в расходовании средств налогоплательщиков, что напрямую коррелирует с уровнем экономической безопасности государства.
Научная литература трактует экономическую безопасность как состояние защищенности национальной экономики от дестабилизирующих внутренних и внешних факторов, что обеспечивает ее поступательное развитие, достижение национальных целей и поддержание суверенности государства. Это многогранное явление, включающее ряд взаимосвязанных составляющих, таких как финансовая, бюджетная, инвестиционная, продовольственная, энергетическая, социальная. Достижение и поддержание высокого уровня экономической безопасности невозможно без адекватной и эффективной системы контроля за государственными финансами [7]. Ключевую роль в этом процессе играет внешний государственный финансовый контроль. Он осуществляется уполномоченными органами и представляет собой системную независимую деятельность по надзору и оценке процессов формирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов и собственности. Основная его цель заключается в обеспечении законности, целесообразности, результативности и эффективности управления бюджетными средствами и государственным имуществом, а также в превенции и пресечении финансовых нарушений и неправомерных действий [2].
Ключевые задачи внешнего государственного финансового контроля охватывают верификацию законности и обоснованности формирования и исполнения бюджетов всех уровней, а также утвержденных планов подконтрольных субъектов; оценку результативности и экономичности использования государственных финансовых ресурсов и имущества; идентификацию и фиксацию случаев нецелевого расходования, хищений и иных финансовых нарушений; проведение экспертизы и аналитического обзора проектов бюджетного законодательства; обеспечение публичности и информирование органов государственной власти и общества о результатах контрольно-надзорной деятельности [4].
Деятельность внешних контрольных органов базируется на ряде фундаментальных принципов: независимости, объективности, гласности, законности, системности [8].
Взаимосвязь экономической безопасности и внешнего государственного финансового контроля очевидна и носит прямой причинно-следственный характер, так как является неотъемлемым условием обеспечения экономической безопасности государства по ряду причин.
Во-первых, выявляя и пресекая нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, коррупционные проявления и хищения, внешний финансовый контроль напрямую способствует сохранению финансовой устойчивости государства. Каждое предотвращенное нарушение — это сохраненные ресурсы, которые могут быть направлены на развитие экономики и социальные нужды.
Во-вторых, независимый контроль повышает прозрачность и подотчетность государственного сектора, что снижает риски возникновения теневой экономики, способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и укрепляет инвестиционную составляющую экономической безопасности.
В-третьих, аудит эффективности государственных программ и проектов позволяет оптимизировать государственные расходы, направляя их на наиболее результативные направления. Это способствует рациональному использованию ресурсов и повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Счетная палата выступает высшим органом внешнего государственного финансового контроля [1]. Ее независимый правовой статус имеет критическое значение, поскольку позволяет осуществлять объективный контроль без какого-либо влияния со стороны исполнительной или законодательной власти. Обширные компетенции палаты, являющиеся неотъемлемой частью функций внешнего государственного финансового контроля, включают надзор за исполнением федерального бюджета, управлением государственной собственностью и государственным долгом, а также экспертную оценку законопроектов, касающихся бюджетно-финансовой сферы [10].
Органы внешнего государственного финансового контроля применяют разнообразные инструменты, каждый из которых играет свою роль в защите экономических интересов государства:
— Аудит эффективности — метод, направленный на оценку того, насколько результативно и экономично используются государственные средства и имущество для достижения поставленных целей. Он позволяет выявлять неэффективные расходы, нерациональное управление и избыточные траты, тем самым предотвращая потери бюджета и обеспечивая максимальную отдачу от инвестиций в государственные программы.
— Финансовый аудит законности определяет достоверность отчетности и выявление нарушений законодательства в процессе формирования и использования государственных средств. Он направлен на обнаружение фактов нецелевого использования, хищений, искажения данных и других финансовых злоупотреблений.
— Экспертиза проектов законов о бюджете и других нормативных правовых актов, при которой проводится предварительная оценка проектов законов и других документов, касающихся бюджетно-финансовой сферы. Это позволяет выявлять потенциальные риски и противоречия на стадии их разработки, до вступления актов в силу. Такая превентивная функция незаменима для минимизации угроз экономической безопасности.
— Анализ и мониторинг позволяют своевременно выявлять негативные тенденции, финансовые дисбалансы и формирующиеся риски и обеспечивают оперативное реагирование на изменяющуюся экономическую ситуацию для защиты экономических интересов страны.
Практическая реализация внешнего государственного финансового контроля осуществляется по ключевым направлениям: контроль формирования и исполнения государственного бюджета, аудит государственных закупок, контроль управления ведомственной собственностью, мониторинг долгового спектра в масштабах страны [6].
Независимость и объективность являются краеугольными принципами, без которых эффективность внешнего государственного финансового контроля и его вклад в экономическую безопасность невозможны. Независимость означает свободу контрольных органов от любого политического, ведомственного или личного давления. Это позволяет им формировать выводы исключительно на основе фактов и доказательств, без искажений. Объективность требует беспристрастного подхода, исключающего предвзятость и преследование личных интересов при проведении аудита. Только независимые и объективные контрольные органы могут реально выявлять нарушения, предоставлять достоверную информацию и эффективно способствовать защите финансовых интересов государства, укрепляя тем самым его экономическую безопасность [9]. Любое отступление от этих принципов подрывает доверие к контролю и снижает его превентивную и корректирующую роль.
Современный контекст выявляет ряд значительных проблем для внешнего финансового контроля. Например, цифровые угрозы и киберпреступность. Усложнение финансовых операций, рост объемов данных и появление новых цифровых активов создают новые возможности для финансовых нарушений и затрудняют их выявление традиционными методами. Развитие теневой экономики, изощренные коррупционные схемы и международный характер многих финансовых преступлений требуют постоянного совершенствования методов аудита [5]. Сейчас необходимы высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими знаниями в области финансов, права, информационных технологий и риск-менеджмента, и эта потребность становится все более острой. Кроме того, в некоторых аспектах действующее законодательство может не успевать за развитием новых финансовых инструментов и форм государственных расходов, создавая возможности для совершения недобросовестных действий.
Для повышения продуктивности внешнего государственного финансового контроля в условиях возрастающих угроз экономической безопасности необходимы следующие направления развития: внедрение новых технологий (Big Data, искусственного интеллекта, блокчейна), усиление международного сотрудничества, совершенствование методологии аудита, повышение квалификации кадров, укрепление независимости и расширение полномочий [3].
Реализация этих направлений позволит внешнему государственному финансовому контролю не только успешно реагировать на современные вызовы, но и стать проактивным инструментом в системе обеспечения экономической безопасности государства.
В рамках данного исследования была проанализирована ключевая роль внешнего государственного финансового контроля в обеспечении экономической безопасности государства как состояния защищенности национальной экономики от угроз, раскрыты его понятие и принципы, подчеркнута необходимость его независимости и объективности. Исследование показало, что, используя такие инструменты, как финансовый аудит, аудит эффективности, экспертиза бюджетного законодательства и мониторинг, органы внешнего контроля, в частности Счетная палата, эффективно пресекают нецелевое использование бюджетных средств, коррупцию в госзакупках и неэффективное управление государственной собственностью. Несмотря на существующие вызовы, связанные с цифровизацией и усложнением финансовых нарушений, дальнейшее совершенствование методологии, внедрение новых технологий и укрепление международного сотрудничества позволят повысить действенность внешнего финансового контроля.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Счетной палате Российской Федерации» / URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 15.06.2025).
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025) / URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 15.06.2025).
- Болотнова, Е. А. Цифровизация государственного финансового контроля в РФ / Е. А. Болотнова, А. А. Храмченко, А. В. Анопкин, К. Р. Никитина // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 45 (4). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-rf (дата обращения: 15.06.2025).
- Лукашов, А. И. Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования / Вопросы государственного и муниципального управления. — 2023. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-sovremennye-vyzovy-i-napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обращения: 15.06.2025).
- Лукашов, А. И. Текущее состояние и перспективы цифровизации органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Финансовый журнал. — 2023. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy-tsifrovizatsii-organov-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.06.2025).
- Султанмуратов, Д. Ю. Понятие государственного финансового контроля / Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. — VII Международная научно-практическая конференция. — 2020. — № 7. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-1 (дата обращения: 15.06.2025).
- Тарасов, А. М. К вопросу об эффективности государственного контроля // Труды Академии управления МВД России. — 2020. — № 3 (55). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-effektivnosti-gosudarstvennogo-kontrolya-1 (дата обращения: 15.06.2025).
- Фарикова, Е. А. Субъекты государственного финансового контроля и аудита в современной России // Право и практика. — 2022. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-i-audita-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 15.06.2025).
- Хребтова, Т. П. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2021. — № 1 (838). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-suschnost-soderzhanie-vidy (дата обращения: 15.06.2025).
- Шардан, С. К. Инструментарий государственного финансового контроля / С. К. Шардан, М. Х. Абдуев // Вестник Академии знаний. — 2020. — № 3 (38). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 15.06.2025).