В статье автор исследует состав и распределение ролевых позиций на всех этапах управления кадровой стратегией компании на материалах ООО «СЦЗ». Как основа экспертной части работы использованы элементы модели человеческого поведения «пирамида Маслоу».
Ключевые слова: модель, персонал, стратегия, управление, цель.
Система управления кадровой стратегией ООО «СЦЗ», которое является многопрофильным медицинским центром, занимающимся ведением деятельности по обслуживанию достигшего 18-летнего возраста населения, функционирует в неразрывной связи с общей стратегией развития данного бизнеса, его размером и особенностями организационно-управленческой структуры данной компании.
В этой связи возникает необходимость в определении ответственного за разработку и управление кадровой стратегией ООО «СЦЗ» лица.
На рисунке 1 представлена система собственности и корпоративного управления ООО «СЦЗ» в обобщенном виде.
Рис. 1. Система собственности и корпоративного управления ООО «СЦЗ» в обобщенном виде
В основании указанной системы находится общее собрание участников объекта данного исследования. Высший элемент системы управления ООО «СЦЗ» несет ответственность за практическое решение вопросов, касающихся конструирования финансовой основы функционирования бизнеса, а также за выработку конкурентной (рыночной) стратегии. Для более полного понимания приведенной системы в таблице 1 представлена краткая информация об учредителе (собственнике бизнеса) ООО «СЦЗ» [2; 3; 4].
Таблица 1
Краткая информация об учредителе ООО «СЦЗ»
№ п / п |
Характеристики |
Описание |
I |
Наименование учредителя |
АО «МКМ» |
II |
Относительная доля в уставном капитале, % |
100 |
III |
Абсолютная доля в уставном капитале, руб |
12 701 тыс. руб |
IV |
ИНН учредителя |
7722015841 |
Главой исполнительного органа ООО «СЦЗ» является его генеральный директор, которому как руководителю исполнительного органа согласно организационно-управленческой вертикали подчиняются заместители генерального директора, директор по персоналу и линейный менеджмент.
На рисунке 2 отражен состав руководства рассматриваемой компании.
Рис. 2. Состав руководства ООО «СЦЗ» [5]
Приведенный на рисунке 2 состав руководства ООО «СЦЗ» свидетельствует о передаче в ООО «СЦЗ» основных полномочий по разработке и управлению кадровой стратегией компании директору по персоналу.
Цель деятельности директора по персоналу ООО «СЦЗ» состоит в разработке и реализации комплекса мер по повышению эффективности управления персоналом. При этом в его подчинении на линейном уровне находится отдел кадров.
В таблице 2 представлена матрица ответственности элементов системы управления кадровой стратегией ООО «СЦЗ» в разрезе элементов (этапов) системы управления кадровой стратегией.
Таблица 2
Матрица ответственности элементов системы управления кадровой стратегией ООО «СЦЗ»
№ п/ п |
Сотрудники / процессы |
Формулирование миссии, стратегии и цели |
Постановка задач |
Разработка плана |
Разработка бюджета |
Организация и коммуникация |
Контроль |
1 |
Генеральный директор |
+ |
+ |
+ | |||
2 |
Заместитель генерального директора по экономике и финансам |
+ | |||||
3 |
Заместитель главного врача по медицинской части |
+ | |||||
4 |
Заместитель главного врача по контролю качества |
+ | |||||
5 |
Заместитель главного врача по хирургии |
+ | |||||
6 |
Директор по персоналу |
+ |
+ |
+ |
+ |
Данные представленной выше таблицы подтверждают высокую роль директора по персоналу ООО «СЦЗ» в его системе управления применительно к управлению кадровой стратегией под руководством гендиректора. При этом роль гендиректора и в случае отсутствия того заместителей гендиректора состоит в формулировании миссии, стратегии и цели разработки стратегии управления персоналом.
Миссия ООО «СЦЗ» сформулирована не на уровне управления персоналом, а на уровне построения бизнес-модели и отражает разработку и реализации медицинских услуг с ориентацией на будущее.
Стратегия деятельности ООО «СЦЗ», влияющая на все ее аспекты, состоит из плана действий, раскрываемых в целях и задачах в разрезе кадрового, маркетингового, производственного и финансового направления.
Задачи разработки и реализации кадровой стратегии ООО «СЦЗ» раскрываются в основных задачах деятельности директора по персоналу и находящихся в его подчинении отдела кадров. В их перечень входят:
— набор и подбор персонала. В рамках практического решения данной задачи отдел формирует и воплощает стратегии, связанные с поиском, привлечением и отбором квалифицированных сотрудников. Это предполагает интервьюирование соискателей, определение навыков и согласование условий по последующему осуществлению найма;
— обучение и развитие. Для обеспечения роста производительности труда отдел может проводить тренинги, обучающие программы и семинары;
— адаптация новых сотрудников. В целях обеспечения эффективного включения новых работников в коллектив и производственные процессы отдел разрабатывает и реализует программы ввода в должность, наставничества и первичной оценки. Это способствует снижению текучести кадров, ускорению профессионального вхождения в рабочие обязанности и формированию устойчивой мотивации;
— управление показателями эффективности. Отдел определяет и держит под контролем критерии эффективности, на регулярной основе готовит оценки производительности труда, оказывает помощь в установлении индивидуальных целевых ориентиров и в формировании планов профессионального (карьерного) развития;
— разработка и развитие системы комплексного вознаграждения и льгот. Подготовка систем наград и программ льгот для повышения уровня мотивации персонала и обязательного удержания основных (по функционалу и уровню профессионализма) работников;
— управление системой трудовых взаимоотношений. В рамках практического решения данной задачи отдел держит под контролем обеспечение соблюдения действующих норм отечественного трудового права, а также процессы разрешения конфликтных ситуаций и поддержания положительной трудовой атмосферы;
— административная поддержка. Управление кадровой документацией, отпусками и больничными, а также оказание поддержки касательно аспектов, связанных с занятостью, переводами и увольнениями;
— экспертиза и планирование численности кадрового состава. В рамках практического решения данной задачи отдел проводит анализ и дает оценку текущим и будущим кадровым запросам, работает над вопросами создания кадрового резерва.
При решении задач, связанных с управлением кадровой стратегии в ООО «СЦЗ», высокую роль играет система наставничества, направленная на сотрудников, принимаемых по договорам гражданско-правового характера для выполнения должностных обязанностей в рамках занятия разъездной работой.
При кадровом планировании ООО «СЦЗ» выделяются следующие этапы.
Первый: анализ факторов внешней (законодательная система, рынок труда и т. д.) и внутренней среды (производственные, коммерческие, финансовые и иные потребности).
Второй: установление желаемого типа кадровой политики (в организации используется открытый тип).
Третий: формирование и последующая реализация плана действий.
Четвертый: диагностика результатов и при необходимости внесение корректив.
При разработке бюджета мер по управлению кадровой стратегией, входящего в систему бизнес-планирования, директор по персоналу взаимодействует с заместителем генерального директора по экономике и финансам.
Организация и коммуникация, построенные в корпоративной культуре ООО «СЦЗ», предполагают необходимость следования четким правилам, установленным такими локальными нормативно-правовыми актами, как должностные инструкции, приказы Генерального директора по организации и т. д. Это позволяет создать четкую иерархическую организационно-управленческую систему в компании.
В ООО «СЦЗ» придерживаются дресс-кода, сводов правил, трудового времени и четкой регламентации перерывов. При этом для продвижения корпоративных идей и ценностей активно используются современные каналы коммуникаций, например, Интернет-сайт и социальные сети.
При проведении контроля за эффективностью реализации кадровой стратегии используются показатели эффективности управления персоналом.
В процессе исследования системы управления кадровой стратегией ООО «СЦЗ» проведено авторское выборочное тестирование персонала ООО «СЦЗ» на предмет уровня удовлетворенности персонала с использованием модели человеческого поведения «пирамида Маслоу» [1, c. 5]. В выборку попали 5 работников — это:
- 2 работника, оформленных по ТК РФ;
- 3 работника, оформленных по ГПХ.
Результаты исследования с использованием 10-балльной шкалы оценок представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели удовлетворенности персонала ООО «СЦЗ» корпоративной системой адаптации, баллы
Интерпретация данных рисунка 3 состоит в следующем.
Попавшим в выборку сотрудникам ООО «СЦЗ» было задано по 10 вопросов с разбивкой на 5 таких тем:
- Самореализация.
- Уважение.
- Социальные потребности.
- Безопасность.
- Физиологические потребности.
Наилучшим образом применительно к системе управления кадровой стратегией ООО «СЦЗ» его сотрудниками были оценены аспекты «Самореализация» и «Безопасность». Оба они набрали по 10 баллов из 10.
Наихудшим образом был оценен аспект «Социальные потребности», набравший 8,4 балла. Это можно связать с отсутствием в арсенале напрямую ответственного за обеспечение функционирования системы управления персоналом ООО «СЦЗ» его директора по персоналу специализированных программно-технических средств — он обеспечен стандартным набором офисных программ (MS Office, «1С:Зарплата и управление персоналом 8.3» и т. д.).
Уровень расхождения в значениях между остальными факторами («Уважение» и «Физиологические потребности») и эталонными значениями оказался в пределах статистической погрешности, и поэтому в дальнейшем не будет приниматься во внимание.
Результаты проведенного анализа позволяют констатировать, что состав элементов (этапов) системы управления кадровой стратегией ООО «СЦЗ» начинается с формулирования на уровне генерального директора миссии, стратегии и цели и заканчивается контролем. В свою очередь, результаты проведенного выборочного тестирования персонала ООО «СЦЗ» на предмет уровня его удовлетворенности с использования модели человеческого поведения «пирамида Маслоу» позволили обратить внимание на область внутрикорпоративного коммуницирования — между работодателем и наемными работниками и между самими наемными работниками.
Дальнейшие исследования направлены на поиск путей удовлетворения социальных потребностей персонала в системе менеджмента ООО «СЦЗ».
Литература:
- Маслоу, Абрахам Г. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2025. — 352 с.
- Интернет-портал «Audit-it.ru». Материал «Контрагент ООО «СЦЗ»». — https://www.audit-it.ru/contragent/1027739141000_ooo-stsz
- Интернет-портал «Каталог организаций «List-Org»». Материал «Организация ООО «СЦЗ»». — https://www.list-org.com/company/182316
- Интернет-портал «RusProfile.ru». Материал «ООО «СЦЗ»». — https://www.rusprofile.ru/id/3389239
- Официальный сайт ООО «СЦЗ». — https://www.scz.ru/