Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Информационно-коммуникационные технологии — современный подход к повышению качества образования на уроках биологии

Педагогика
14.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Породенко, А. С. Информационно-коммуникационные технологии — современный подход к повышению качества образования на уроках биологии / А. С. Породенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126723/.


Статья посвящается роли современной ИКТ-технологии в образовании. Данная технология способствует лучшей мотивации обучения, вовлекает в образовательный процесс, повышает качество успеваемости. Использование ИКТ в биологическом образовании способствует развитию информационной грамотности, что включает критическое мышление при работе с информацией.

Ключевые слова: ИКТ, технология, обучающиеся, образование, компетенции.

The article is devoted to the role of modern ICT technology in education. This technology contributes to better motivation of learning, involves in the educational process, improves the quality of academic performance. The use of ICT in biology education contributes to the development of information literacy, which includes critical thinking when working with information.

Keywords: ICT, technology, students, education, competencies.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет существенно повысить качество образовательного процесса, активизировать творческий подход к осмыслению учебного материала, сформировать у обучающихся умения выявлять значимые характеристики изучаемых природных объектов и явлений. Мультимедийные модели формируют целостную картину сложных биологических процессов. Внедрение современных педагогических технологий, развивают интеллектуальные, творческие способности обучающихся, формируют учебно-познавательные компетенции.

Принципом успешной интеграции ИКТ является адаптивность образовательной среды к потребностям различных категорий обучающихся. В обучении кадет это приобретает особую значимость, поскольку военное образование требует формирования не только глубоких предметных знаний, но и специфических компетенций, связанных с анализом, синтезом и применением информации в нестандартных ситуациях. Информационно-коммуникационные технологии в обучении биологии позволяют использовать большое количество готовых, строго соответствующих уроку организованных знаний. Одновременно они способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, что критически важно для формирования будущих специалистов в области обороны и безопасности [1].

Современные подходы к биологическому образованию базируются на принципах активного обучения, где обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Использование ИКТ в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред позволяет создавать богатые образовательные системы [4].

Мотивация к изучению биологии в условиях применения ИКТ формируется через несколько взаимосвязанных механизмов. Так, например, использование современных информационных технологий активизирует самостоятельность обучающихся и повышает их мотивацию к познанию (Пилиин). Это особенно важно при работе с кадетами, где самодисциплина и внутренняя мотивация являются ключевыми факторами успешного обучения.

С помощью ИКТ технологии возможно осуществлять оценочную процедуру: использовать тестовые задания и тренинговые программы, активизируя рефлексивные процессы у обучающихся. Рефлексия способствует формированию метакогнитивных навыков, а так же способствует критически осмысливать собственный процесс обучения. Эти навыки являются фундаментальными для военной профессии, где способность к быстрому анализу ситуации и принятию обоснованных решений часто определяет успех операции.

С помощью создания интерактивных моделей возможно самостоятельно конструировать биологические процессы, исправлять собственные ошибки и заниматься самообучением. Такой подход эксперимента в виртуальной среде без негативных последствий создает психологически комфортную атмосферу для обучения. А это способствует снижению тревожности и повышению уверенности в собственных способностях.

ИКТ-технологии применяются при создании презентаций к исследовательскому проекту, где используются различные Интернет-ресурсы. Это в свою очередь активизирует творческие способности кадет, формирует у них навыки работы с большими массивами информации. Эти компетенции являются критически важными в современной военной деятельности, где информационное превосходство часто определяет исход конфликта. Умение быстро находить, анализировать и презентовать информацию становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки военных специалистов.

На своих уроках часто применяю виртуальные лабораторные практикумы. Такие лаборатории позволяют моделировать сложные биологические процессы и явления, которые затруднительно воспроизвести в условиях традиционной учебной лаборатории. Для кадетов это открывает уникальные возможности изучения биологических систем различного уровня организации — от молекулярного до экосистемного. Особо выручают виртуальные лаборатории при изучении процессов, требующих длительного наблюдения. Например, кадеты получают возможность исследовать влияние различных факторов на физиологические процессы, что способствует формированию понимания биологических основ выносливости и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

Возможность многократного повторения экспериментов и варьирования параметров способствует глубокому пониманию причинно-следственных связей в биологических системах. Это формирует у обучающихся системное мышление, необходимое для эффективного решения комплексных задач при сдаче ЕГЭ или уже даже в профессиональной деятельности.

Лаборатории удаленного доступа с реальными приборами расширяют возможности образовательного процесса, позволяя кадетам работать с современным научным оборудованием без физического присутствия в лаборатории.

Многие биологические процессы трудные для понимания. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, что особенно важно при изучении молекулярных механизмов, клеточных процессов и сложных физиологических явлений. Для кадетов, которые должны обладать глубоким пониманием биологических основ жизнедеятельности человека в экстремальных условиях, такие технологии становятся незаменимым инструментом обучения.

Анимационное моделирование позволяет визуализировать процессы, происходящие на микроскопическом уровне, делая их доступными для понимания без использования дорогостоящего лабораторного оборудования. Такой подход способствует развитию аналитического мышления и формированию навыков научного исследования, что является важным компонентом профессиональной подготовки военных специалистов в области биологии и медицины.

Использование трехмерных моделей и виртуальной реальности открывает новые возможности для изучения анатомии и физиологии человека. Кадеты получают возможность детально изучать строение органов и систем, наблюдать за их функционированием в различных условиях и понимать влияние внешних факторов на жизнедеятельность организма. Это формирует основу для последующего изучения военной медицины и понимания биологических аспектов выживания в боевых условиях.

Использование ИКТ в биологическом образовании способствует развитию информационной грамотности кадет, что включает, например, критическое мышление при работе с информацией. В эпоху информационных войн и дезинформации способность к критическому анализу данных становится жизненно важной компетенцией для военных специалистов. Навыки верификации источников, анализа достоверности информации и синтеза данных из различных источников формируются в процессе работы с ИКТ при изучении биологии.

Формирование коммуникативных компетенций через использование различных средств связи и мультимедийных инструментов (электронная почта, веб-сайты и другие) в преподавании и изучении биологии приобретает особую актуальность в контексте подготовки военных кадров. Современные военные операции требуют эффективного взаимодействия между различными подразделениями и службами, что невозможно без развитых коммуникативных навыков и умения использовать современные средства связи.

Система автоматизированного мониторинга прогресса обучения позволяет оперативно выявлять пробелы в знаниях кадет и корректировать учебный процесс. Это способствует повышению общего качества образования и обеспечивает достижение установленных образовательных стандартов всеми обучающимися.

Геймификация образовательного процесса через использование элементов игровых механик в обучающих программах повышает мотивацию кадет к изучению биологии. Соревновательный элемент, характерный для военной культуры, может быть эффективно интегрирован в образовательный процесс.

Интеграция ИКТ в биологическое образование кадетов должна учитывать специфику военной профессии, где биологические знания часто применяются в контексте выживания, военной медицины, биологической защиты и экологической безопасности. Образовательные программы должны включать моделирование ситуаций, характерных для военной деятельности, и формировать у кадетов понимание роли биологических факторов в обеспечении национальной безопасности.

Инструменты для полевых исследований (определители, электронные мини-лаборатории, словари и электронные журналы для наблюдений)- это новые возможности для практического изучения биологии кадетами. Данные технологии особенно ценны в контексте военного образования, где умение работать в полевых условиях и проводить быстрые, но точные исследования может иметь критическое значение для выполнения боевых задач.

Мобильные приложения для определения видов растений и животных позволяют кадетам развивать навыки быстрой идентификации биологических объектов, что может быть важно для ориентирования на местности, оценки ресурсов выживания или выявления потенциальных угроз. Использование GPS-технологий в сочетании с биологическими базами данных способствует формированию понимания биогеографических закономерностей и экологических связей.

Портативные аналитические устройства, подключаемые к мобильным устройствам, позволяют проводить экспресс-анализ воды, почвы и воздуха в полевых условиях. Для военных специалистов это означает возможность быстрой оценки экологической обстановки в районе операций и выявления потенциальных угроз биологического или химического характера. Навыки работы с такими устройствами формируют основу для последующей специализации в области экологической безопасности и радиационной, химической, биологической защиты.

Развитие искусственного интеллекта и машинного обучения открывает новые горизонты для персонализации биологического образования кадетов. Системы, способные анализировать индивидуальные особенности обучения каждого студента и адаптировать содержание и методы преподавания в реальном времени, могут кардинально повысить эффективность образовательного процесса. Интеллектуальные тьюторы могут обеспечивать круглосуточную поддержку обучения, что особенно важно в условиях интенсивной подготовки военных кадров.

Успешная интеграция ИКТ в биологическое образование кадетов будет способствовать формированию нового поколения военных специалистов, обладающих глубокими предметными знаниями, развитыми цифровыми компетенциями и способностью к эффективной деятельности в условиях быстро изменяющейся технологической среды. Это создает прочную основу для обеспечения технологического превосходства и повышения обороноспособности страны в долгосрочной перспективе.

Литература:

  1. 1.Воронкова, Ю. Б. Информационные технологии в образовании / Ю. Б. Воронкова. — РнД: Феникс, 2010. — 314 c.
  2. Информационные технологии в образовании: практический курс/ И. И. Боброва, Е. Г. Трофимов. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2019. — Текст: электронный // URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785976520851.html
  3. Информационные технологии в педагогическом образовании / Киселев Г. М. — Москва: Дашков и К, 2014. — Текст: электронный // URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785394023651.html
  4. Плигин А. А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях, М.: Народное образование, 2010 г.
  5. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. — М.: Форум, 2018. — 256 c.
  6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии обучения и теории педагогики. РАО23.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ИКТ
технология
обучающиеся
образование
компетенции
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 263-266):
Часть 4 (стр. 227-297)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 263-266стр. 297

Молодой учёный