В статье рассматривается возможности использования обучающих мобильных приложений на уроках русского языка в средней школе, а также приводится макет обучающего мобильного приложения.
Ключевые слова :фразеология, обучающие мобильные приложения, мобильное обучение.
В последние годы в системе образования всё чаще стали использоваться обучающие мобильные приложения. Если раньше в школах были недопустимы мобильные телефоны, то сейчас, в соответствии с новыми требованиями ФГОС и Закона «Об образовании» возрастает популярность мобильных средств обучения. Это обусловливают, в первую очередь, такие характеристики современного поколения, как наличие высокого уровня мобильности и неотрывное взаимодействие с сетью Интернет. Это требует применения совершенно новых, современных средств, приемов и методов обучения учащихся.
Такое средство, как обучающие мобильные приложения, встречается в современной методической литературе всё чаще в связи с компьютеризацией общества. Исследователи сходятся во мнении, что данное понятие характеризует программный продукт, обладающий определённым функционалом, интерфейсом и позволяющий пользователю организовать процесс обучения, структурировать передачу информации, осуществлять её контроль и усвоение. Таким образом, под обучающим мобильным приложением мы будем понимать форму учебной деятельности, имеющую вид программы для мобильного телефона, планшета или компьютера, обладающую определенным набором функций и активизирующую учебный процесс.
Не все мобильные приложения мы может использовать при обучении. К ним существует ряд требований, среди которых:
- совокупность норм и условий для обеспечения оптимального порядка структурирования учебной информации и предъявления ее с помощью мобильных приложений;
- максимальная визуализация учебного материала;
- аудиоподдержка материала;
- возможность мгновенно проверить выполненные задания;
- возможность многократного выполнения заданий с целью закрепления знаний.
В связи с этими требованиями С. В. Титова в своей статье «Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс» выделяет такие группы мобильных приложений.
- Собственно обучающие или дидактические мобильные приложения.
- Инструментальные мобильные приложения 4, стр. 9.
Цели использования обучающих мобильных приложений разнообразны. Вслед за А. Н. Русак мы считаем, что мобильные приложения направлены на решение следующих задач.
- Создание, в первую очередь, персональной образовательной среды. Обучающийся, после освоения нового материала, может подобрать для себя систему его повторения. То есть настроить для себя определенные напоминания, которые в течении каких-либо промежутков времени будут появляться на экране мобильного телефона и требовать повторения изученного материала. Это будет способствовать тому, что ученик не забудет о повторении, а материал буден находиться в активной долговременной памяти.
- Организация самоконтроля, то есть, с помощью мобильного приложения можно оценивать собственную деятельность, наблюдать за своим прогрессом или регрессом, анализировать ход своей работы.
- Динамичная смена видов учебной деятельности, что позволяет удерживать внимание и заинтересовывать обучающихся.
- Представление огромного количества информации в компактной форме, что позволяет наилучшим образом её усвоить, систематизировать и запомнить.
- Обеспечение мобильного непрерывного образования и самообразования. Разработка мобильных приложений по определенным разделам, курсам, позволяет учащимся использовать их непрерывно, повсеместно, в компактной формате, в любом месте и при удобном моменте 3, стр. 54.
Значимость обучающих мобильных приложений растет не только благодаря их общедоступности и заманчивости с точки зрения новейших технологий, но и благодаря возможностям, которые они открывают для пользователей. Мобильные приложения имеют огромный потенциал в области обучения, так как «в отличие от традиционных материалов они обеспечивают постоянный доступ к учебным и справочным ресурсам, поддерживают обратную связь между педагогом и учениками и способны повышать мотивацию обучаемых, а также учитывать индивидуальные особенности» 1, стр. 11.
Мобильное обучение и применение на уроках мобильных приложений — огромная ступень в развитии системы образования, поскольку в информационный век позволяет значительно упростить ряд сложностей в обучении. Однако для получения качественного образования необходимо приложить огромное количество усилий не только программистов и методистов в разработке приложений, но и усилий преподавателей, так как именно они предваряют технологию мобильного обучения в жизнь.
В данной статье мы предлагаем использовать мобильные обучающие приложения в школе при работе с фразеологическими единицами. Изучение данного раздела «предполагает познание основных свойств изучаемых языковых единиц, их языковых особенностей и функционирования в речи, фразеологического богатства русского языка» 2, стр. 397. Кроме этого, изучению фразеологических единиц должно сопутствовать использование их в речи, толкование значения фразеологических оборотов и уместные употребление их в разговоре».
На основании этого нами была проведена работа по составлению макета мобильного приложения для изучения фразеологии русского языка.
Название приложения: «Игра стоит свеч»
Цель : обобщить и систематизировать знания учащихся по фразеологии русского языка.
Задачи:
- закрепить знания о фразеологической системе;
- отрабатывать навыки использования фразеологических оборотов;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать рефлексию;
- формировать потребности в новых знаниях;
- воспитывать интерес к изучению русского языка и русской культуры;
- создавать условия для повышения интеллектуального и культурного уровня, расширения кругозора учеников.
Сюжет. Краткое содержание.
Сюжетом игры служит приключение мальчика, получившего двойку на уроке русского языка. Школьник попадает в государство Фразеоград, где встречает необычных говорящих животных. Они рассказывают ему о том, что следует сделать для возвращения домой и предлагают выбрать помощника для всех испытаний. Суть игры состоит в том, школьник должен пройти все испытания, расположенные в трех разных локациях (пустыня, лес, горы). Всего 15 испытаний, пройдя которые ученик возвращается домой. Чтобы перейти с одной локации на другую, необходимо выполнить все задания предыдущей. После того как будут пройдены все локации, ученик получает ключик, открывающий портал для возвращения домой.
Кроме режима «Приключение», приложение включает в себя режим «Тренировка», где можно посмотреть словарь фразеологизмов, представленных в приложении, познакомиться с основными понятиями фразеологии и классификациями фразеологизмов.
Также в приложении можно посмотреть достижения, полученные школьником в результате приключения. За каждый пройденный уровень обучающийся награждается кубком.
В «Работе над ошибками» можно посмотреть, какие задания вызывают особые сложности и отдельно прорешать их.
В настройках можно включить/выключить звуки и уведомления, а также выбрать уровень сложности при прохождении приключения.
Типы и структура заданий. Вприложении предложены задания закрытого типа с одиночным выбором и открытого типа.
Объем языкового материала. Игра содержит 2 уровня сложности: «без сучка без задоринки» и «ум за разум заходит». На каждом уровне есть 3 локации (пустыня, лес, горы), каждая из которых включает 5 заданий.
Данная игра является средством интенсивного обучения фразеологии на уроках русского языка и во внеклассной работе, что объясняется необходимостью повторения изучаемого материала в ходе игры, самостоятельного отбора и творческой переработки информации, а также тем, что динамичность и разнообразие учебного процесса помогают увеличить интерес к нему детей.
Таким образом, использование обучающих мобильных приложений на уроках русского языка открывает новые возможности в организации учебной работы: увлекательные домашние задания, совершенно новая форма проверочных работ, а также интересное использование опросов и тестов во время урока.
Литература:
- Алтухов, Ю. А. Использование мобильного приложения как дополнение к учебникам / Ю. А. Алтухов, М. А. Саповатов // Педагогическое образование на Алтае. — 2017. — № 1. — С. 9–14.
- Волкова, Е. В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе Электронный ресурс / Е. В. Волкова // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 394–397. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12496/
- Русак, А. Н. Мобильные образовательные приложения как электронная обучающая среда / А. Н. Русак // Наука — образованию, производству, экономике: материалы ХХIII регион. науч.-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, 15 февр. 2018 г. / ред.: И. М. Прищепа, В. Я. Кузьменко; Витебский гос. ун-т. — Витебск: Изд-во ВГУ, 2018. — С. 54–55.
- Титова, С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс / С. В. Титова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. — Т. 21. — № 7–8. — С. 7–14.