В статье анализируются перспективы вступления Турции в БРИКС при сохранении ее членства в НАТО в условиях усиления геополитической конкуренции. Исследуются ключевые факторы, определяющие роль Турции на международной арене, включая экономическую интеграцию, дипломатические инициативы и взаимодействие с крупными мировыми державами. Особое внимание уделено противоречиям между странами — членами организаций и внешнему политическому давлению.
Ключевые слова: Турция, БРИКС, НАТО, Р. Т. Эрдоган, Глобальный Юг, геополитические блоки, многосторонняя дипломатия, внешняя политика, ШОС, АСЕАН, безопасность, Россия, ЕС.
Под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция проводит активную и амбициозную внешнюю политику, направленную на укрепление своих позиций в мире. Ярким примером этого является заявка на вступление в объединение БРИКС, о чем 4 сентября 2024 года сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.
Стремясь к формированию многополярного мирового порядка как альтернативы западным институтам, таким как Всемирный банк и МВФ, Турция рассматривает БРИКС как перспективного партнера. Экономики стран — участниц этого объединения, на которые приходится 45 % населения мира и 28 % мирового ВВП [1], представляют значительный интерес для торгового, инвестиционного и технологического сотрудничества. Соответствующие статистические данные представлены на рис. 1 [2].
Рис. 1. Доля группы BRICS в мировом ВВП [2]
Для Турции, чья экономика в последние годы испытывает значительные трудности, присоединение к БРИКС может создать новые рыночные возможности и снизит зависимость от западных экономических партнеров, особенно от ЕС — традиционно крупнейшего торгового партнера страны. Как отметил Р. Т. Эрдоган, БРИКС представляет собой важную платформу для стран Глобального Юга, что позволит Турции усилить свои позиции в решении ключевых мировых экономических и политических вопросов [3].
Данная стратегия соответствует курсу Анкары на диверсификацию международных связей. На пресс-конференции в Вашингтоне в ходе саммита НАТО в июле 2024 года Р. Т. Эрдоган заявил о намерении Турции перейти от статуса наблюдателя в ШОС (где ведущую роль играет Китай) к полноправному членству. Параллельно Турция укрепляет институциональное сотрудничество с АСЕАН, участвуя в саммитах организации как гость с 2013 года, а также в качестве секторального партнера с 2018 г.
Присоединение к БРИКС способно укрепить геополитические амбиции Турции как ключевого актора в Азии. Географическое положение страны на евразийском перекрестке исторически обеспечивало ей стратегическое значение, а членство в данном объединении открывает Турции возможности для переосмысления региональной роли на Ближнем Востоке и в Евразии, позиционирования в качестве медиатора между различными западными и восточными геополитическими блоками [4]. Участие в БРИКС предоставит Турции возможность формировать глобальную повестку по ключевым вопросам — от устойчивого развития до борьбы с терроризмом — и усилить свое влияние через новый механизм многосторонней дипломатии.
Потенциальное вступление Турции в БРИКС создает дипломатические дилеммы. Исторически членство в НАТО составляет основу оборонной политики и системы безопасности страны, обеспечивая Анкаре значимое положение в альянсе [5]. При этом западные партнеры Турции, включая государства — члены НАТО, традиционно воспринимают БРИКС как структуру, потенциально способную бросить вызов влиянию Североатлантического альянса. Особую сложность представляет уникальный статус Турции как первого государства — члена НАТО, заявившего о намерении присоединиться к БРИКС, и стратегического партнера, вынужденного балансировать между традиционными западными союзниками и новыми центрами силы (Россия, Китай).
Хотя Турция и Россия развивают сотрудничество в энергетической и оборонной сферах (включая газопровод «Турецкий поток» и строительство первой турецкой АЭС «Аккую»), их позиции часто расходятся в региональных конфликтах, таких как сирийский кризис. Тем не менее прагматичные рабочие отношения между президентами Р. Т. Эрдоганом и В. В. Путиным сохраняются. Присоединение Турции к БРИКС позволит укрепить ее альянс с Россией и Китаем и может побудить других членов НАТО пересмотреть свою политику в отношении этих стран, что потенциально создаст вызов единству Североатлантического альянса.
Турция стремится к углублению экономического сотрудничества с Европейским Союзом и сохраняет статус официального кандидата на вступление в ЕС с 1999 года. Однако переговорный процесс был заморожен на много лет в связи с несоответствием Турции ключевым критериями Евросоюза [6]. В отличие от ЕС БРИКС не выдвигает строгих политических и демократических требований к странам-участницам. Более тесная интеграция Турции с БРИКС, особенно с теми участниками объединения, чьи позиции противоречат западным, может создать дополнительные препятствия для перспектив турецкого членства в Европейском Союзе.
Стремление Турции получить место в БРИКС — смелый шаг, свидетельствующий о ее намерении добиться стратегической автономии в мире, который все больше делится на противостоящие блоки. Продолжая укреплять связи с АСЕАН и ШОС и одновременно добиваясь членства в БРИКС, Турция оказывается перед необходимостью сложного геополитического балансирования, требующего крайней осторожности. Хотя перспектива вступления в БРИКС соответствует турецким амбициям по диверсификации альянсов, потенциальные противоречия с НАТО и ЕС нельзя недооценивать.
Для Турции членство в БРИКС не просто экономическое или политическое партнерство. Это воплощение ее видения участия в мировых делах на собственных условиях. Однако столь амбициозное стремление к взаимодействию с различными международными блоками создает беспрецедентное давление. Укрепляя связи в конкурирующих сферах влияния, Турция неизбежно столкнется с противоречиями как минимум с одним из своих традиционных союзников.
Такой подход Турции наглядно демонстрирует сложность современного многополярного мира, где страны все чаще стремятся участвовать в нескольких альянсах одновременно вместо следования одной идеологии или блоку. Способность Анкары поддерживать этот хрупкий баланс станет серьезным испытанием ее дипломатических навыков и может потребовать корректировки более масштабных геополитических амбиций.
Литература:
1. Группа БРИКС. — URL: https://ria.ru/20240101/briks-1918395193.html (дата обращения: 15.06.2025).
2. Номинальный ВВП стран БРИКС. — URL: https://prognostica.info/news/nominalnyj-vvp-stran-briks/ (дата обращения: 13.05.2025).
3. Гулиев, И. Есть в НАТО, но буду и в БРИКС: Анкара делает выбор в пользу нового мирового порядка / И. Гулиев, М. Садыгзаде. — URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/est-v-nato-no-budu-i-v-briks/ (дата обращения: 15.06.2025).
4. Роль Турции в интеграционных процессах в ЦА и Евразии: что значит «Туран» для внешних акторов? — URL: https://stanradar.com/news/full/56224-rol-turtsii-v-integratsionnyh-protsessah-v-tsa-i-evrazii-chto-znachit-turan-dlja-vneshnih-aktorov.html (дата обращения: 15.06.2025).
5. Сойкан, Ю. Турция — НАТО: 73 года тесного партнерства / Ю. Сойкан, А. Юсупов. — URL: https://lyl.su/I8P6 (дата обращения: 15.06.2025).
6. Козлов, А. Р. Политика Европейского союза в отношении Турции: исторический аспект / А. Р. Козлов // Вестник науки. — 2023. — №11 (68).
7. Жариков, М. В. Приоритеты сотрудничества в рамках платформы БРИКС+ / М. В. Жариков // Теория и практика общественного развития. — 2025. — № 2.
8. Хопёрская, Л. Л. Новая интеграция в многополярном мире / Л. Л. Хопёрская // Общество: политика, экономика, право. — 2025. — № 1.
9. Рощина Л. Н. Проблемы и перспективы развития экономического сотрудничества в черноморском регионе / Л. Н. Рощина, С. В. Соленая, Е. Ю. Дыхлин // Прогрессивная экономика. — 2025. — № 4.
10. Лещук, О. О. Европейский союз и Западные Балканы: перспективы расширения в условиях геополитической нестабильности / О. О. Лещук // Вестник науки. — 2025. — № 3 (84).
11. Урпер, М. Турция и НАТО: политический фон формирования сотрудничества / М. Урпер // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2024. — № 4 (857).