Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовые аспекты предоставления отсрочки, рассрочки уплаты задолженности по налогам и сборам, инвестиционного кредита

Юриспруденция
13.06.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Охотникова, О. А. Правовые аспекты предоставления отсрочки, рассрочки уплаты задолженности по налогам и сборам, инвестиционного кредита / О. А. Охотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126672/.


В статье излагаются результаты комплексного анализа законодательства России. В свете значимых изменений, которые имели место в последние годы, правоприменительная практика находится на стадии формирования, а избранный государством подход к регулированию вопросов предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов и сборов, а также предоставления инвестиционного налогового кредита — в пересмотре для целей повышения эффективности самого механизма. По результатам сформулированы авторские выводы и разработаны предложения в отношении возможных направлений совершенствования налогового законодательства.

Ключевые слова: задолженность по налогам, отсрочка уплаты задолженности, инвестиционный налоговый кредит, обеспечение, пени, налоги.

Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современных условиях предполагает наличие механизма, в основе которого правовое регулирование и система государственных органов, полномочия которых охватывают контроль в части своевременности уплаты и принятие мер в тех случаях, когда возникает задолженность.

Переход на единый налоговый счет (далее по тексту — ЕНС) во многом упрощает уплату налогов, на что обращается внимание в научной литературе [1, с. 643]. Однако на практике, на что мы ранее указывали в своих исследованиях, определенная проблематика вследствие введения ЕНС и нового механизма урегулирования задолженности по налогам и сборам присутствует [2, с. 48].

Проблема наличия задолженности разрешается различными способами. Если ранее основным и фактически единственным был способ взыскания, то в настоящее время налоговое законодательства ориентировано на принятие мер по урегулированию задолженности и созданию условий, при которых налогоплательщик получает возможность уплатить задолженность не разово, а в течение определенного времени.

В частности, речь идет о предусмотренных налоговых законодательством отсрочке, рассрочке и инвестиционном налоговом кредите.

Общие условия предоставления основываются на том, что каждый из отмеченных выше способов урегулирования вопросов уплаты может быть применен либо в отношении налогов и сборов, срок уплаты которых не наступил, либо уже в отношении возникшей задолженности, под которой понимается вся сумма отрицательного сальдо на ЕНС либо ее часть [3]. В отношении возникшей задолженности допускается только применение рассрочки.

Не углубляясь в исследование всех процедурных аспектов предоставления отсрочки и рассрочки, хотелось бы заострить внимание на том, что при их предоставлении у налогоплательщика возникает обязанность уплаты процентов и предоставления обеспечения. Кроме того, установлено ограничение — возможность предоставления отсрочки или рассрочки обусловлена полным согласием налогоплательщика с суммой подлежащих уплате налогов (сборов), что непосредственно в нормах права определено как отсутствие спора по инициативе налогоплательщика.

Если в отношении отсутствия налогового спора, когда налогоплательщик не согласен с суммами налогов (сборов), основаниями их начисления, размером и прочим, можно согласиться с правильностью подхода, поскольку в ситуации признания сумм необоснованными неизбежно возникает вопрос о сохранении или отсутствии обязанности уплатить и проценты, то с установлением обязанности уплаты процентов можно поспорить.

Фактически речь идет о косвенном кредитовании и увеличении размера подлежащих уплате сумм за счет начисления процентов, что увеличивает бремя для налогоплательщика, но, в свете инфляции компенсирует потери бюджета. В данном случае возникает вопрос о приоритете интересов — государства или налогоплательщиков.

Вследствие того, что понятия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита в законодательстве появились сравнительно недавно — в 2022 году [4], практика применения данных норм невелика. Поэтому анализ в данном случае можно провести только на основе буквального толкования законодательства и прогнозирования возможных последствий его применения.

Начисление процентов в случае предоставления отсрочки или рассрочки целесообразно рассматривать как увеличение налогового бремени. Безусловно, налогоплательщик получает возможность уплатить суммы позднее или частями, что в условиях сложной финансовой ситуации объективно необходимо, особенно для субъектов предпринимательства, которые получают возможность сохранить и продолжить свою деятельность. Тем самым государство оказывает косвенную поддержку. При этом размер процентной ставки и условия начисления процентов должны быть максимально прозрачными и понятными для налогоплательщиков, чтобы избежать дополнительных финансовых рисков. Эффективность такой государственной поддержки во многом зависит от своевременности подачи заявления на получение отсрочки или рассрочки и от полноты пакета документов, предоставляемых налогоплательщиком.

Вместе с тем, фактический размер подлежащей уплате суммы последовательно увеличивается, потому что законодательство не предусматривает возможности освобождения от уплаты данных процентов. Исключение составляют налоговые агенты; лица, невозможность которых обусловлена ситуациями стихийных бедствий, технологических катастроф и тому подобное; лица, у которых невозможность в полной мере исполнить обязанность по уплате налогов и сборов обусловлена непредоставлением или несвоевременным предоставлением бюджетных ассигнований.

Установление обязательных процентов на сумму отсрочки или рассрочки — это своего рода наказание для лиц, у которых отсутствует возможность уплаты всей суммы своевременно, даже если речь идет только о тех платежах, которые предстоят, то есть ни о каком виновном поведении налогоплательщика речь не идет.

Поэтому спорным представляется утверждение о том, что отсрочка и рассрочка уплаты налогов — это одна из форм льгот, которые предоставляются со стороны государства [5, с. 173].

В условиях достаточно сложной не только внешнеполитической ситуации, но и ситуации в экономике государства увеличение налогового бремени подобным образом не может стимулировать налогоплательщиков и рассматриваться, как мера поддержки со стороны государства. Необходимо принимать во внимание, что отсрочка и рассрочка по налогам и сборам нужны преимущественно тем налогоплательщикам, которые находятся в сложной финансовой ситуации. Снижение налогового бремени на определенный период за счет отсрочки или рассрочки платежей позволяет налогоплательщикам распределить свои возможности и сохранить бизнес, если речь идет о предпринимателях, что особенно важно для микропредпринимательства и малого.

Следовательно, вследствие того, что государству необходимо сохранить стабильность экономики и обеспечить поступление налогов и сборов, законодательство в части регулирования вопросов предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов необходимо пересматривать за счет полного отказа от возложения обязанности уплачивать проценты на сумму отсрочки или рассрочки платежа или введения подобных мер, как способа поддержки налогоплательщиков, на определенный период.

Таким образом, можно утверждать, что налоговое законодательство, предусматривающее установление обязанности уплаты процентов на сумму налогов и сборов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты, целесообразно пересмотреть, отказавшись от возложения на налогоплательщиков данной обязанности.

Тем самым будет снижено налоговое бремя, на налогоплательщиков не буде возлагаться дополнительная обязанность, приводящая к увеличению подлежащих уплате сумм, а отсрочка и рассрочка приобретут характер льготы и положительного стимулирования, что в итоге должно позволить сохранить стабильность экономики и повысить стабильность налоговых и иных отчислений.

Литература:

1. Васильева, Е. Г. Отрицательное сальдо единого налогового счета: новый способ уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов / Е. Г. Васильева, Б. Н. Хачак. — Текст: непосредственный // Научные труды. Российская академия юридических наук: Труды членов Российской академии юридических наук (РАЮН) и материалы XXIII Международной научно-практической конференции. — Москва: Издательская группа «Юрист», 2023. — С. 643–647.

2. Охотникова, О. А. Современные механизмы взыскания задолженности по налогам, сборам, страховым взносам / О. А. Охотникова. — Текст: непосредственный // Общество, экономика, управление. — 2025. — № 1. — С. 47–52.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824. — Текст: непосредственный.

4. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 29 (ч. II). — Ст. 5230. — Текст: непосредственный.

5. Колясникова, Е. С. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и применения / Е. С. Колясникова. — Текст: непосредственный // Моя профессиональная карьера. — 2025. — Т. 2, № 71. — С. 172–181.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
задолженность по налогам
отсрочка уплаты задолженности
инвестиционный налоговый кредит
обеспечение
пени
налоги
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 403-405):
Часть 6 (стр. 373-435)
Расположение в файле:
стр. 373стр. 403-405стр. 435

Молодой учёный