Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Споры о правах детей: процессуальные особенности рассмотрения

Юриспруденция
13.06.2025
4
Поделиться
Библиографическое описание
Табарова, Н. Д. Споры о правах детей: процессуальные особенности рассмотрения / Н. Д. Табарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126663/.


В статье проанализированы вопросы, связанные с особенностями рассмотрения споров о правах детей. В статье проводится анализ правового статуса ребенка в гражданском процессе, споров о правах ребенка, участии при рассмотрении дел о правах детей прокурора и иных субъектов. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в исследуемой области.

Ключевые слова: несовершеннолетний, споры о детях, права детей, защита прав ребенка, суд, прокурор.

Одним из основных международных актов, формирующих основу государственной политики в отношении защиты прав детей, является Конвенция ООН о правах ребенка. В ней закреплена обязанность государства обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для его полноценного и гармоничного развития [1]. Инструментом реализации данных гарантий являются разные государственные институты, в том числе, суды. Ввиду этого особенно актуально проанализировать основные вопросы судебного рассмотрения дел, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних.

В первую очередь, следует рассмотреть вопрос о правовом статусе ребенка как участника судебных процессов. Отметим, что неопределенность его процессуального положения представляет собой одну из наиболее острых проблем процессуального права. Согласно ст. 56 СК РФ [2], несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе самостоятельно защищать свои права в суде. Однако реализация данной нормы в действительности невозможна — отсутствие четко регламентированной процедуры подачи иска ребенком в процессуальном законодательстве приводит к тому, что суды возвращают заявления, ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ [3], который исключает возможность подачи иска недееспособным лицом. Возникает вопрос, насколько обоснован такой подход.

Как следует из положений Конвенции ООН о правах ребенка, каждый ребенок рассматривается как самостоятельный субъект прав уже с момента рождения. Данную позицию поддерживают и российские ученые. Они отмечают, что гражданско-процессуальная правоспособность принадлежит каждому лицу с момента его появления на свет [4, с. 27]. В. В. Ярков предлагает признание за данной группой частичной дееспособности в гражданском процессе [7, с. 64].

На наш взгляд, представляется обоснованным подход, при котором суд обязан принять исковое заявление, поступившее от несовершеннолетнего, даже если он не достиг возраста 14 лет. Вполне вероятно, что ребенок не доверяет другим органам, опасается обращаться в полицию или органы опеки и рассчитывает именно на суд как на нейтральный механизм защиты своих прав. В таких случаях отказ в приеме заявления выглядит несправедливым.

Мы поддерживаем предложение о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ и закреплении права ребенка любого возраста обращаться в суд за защитой прав [6, с. 28]. Для этого потребует корректировка п. 3 ст. 135 ГПК РФ, а именно, исключение из числа оснований для возврата заявлений указания на недееспособность в тех случаях, когда заявление подано несовершеннолетним.

Примечательно, в национальном законодательстве до сих пор отсутствует легальное определение понятия «спор о детях», «спор о правах ребенка». Отсутствие данной дефиниции ученые рассматривают как серьезный законодательный пробел, затрудняющий эффективную правовую охрану детства, гарантированную Конституцией Российской Федерации. Так, одни исследователи обращают внимание на то, что «перечень споров, касающихся воспитания, определен в Семейном кодексе РФ». Между тем, нельзя утверждать, что указанный перечень охватывает весь спектр ситуаций, в которых затрагиваются интересы ребенка. Стремление законодателя перечислить типичные случаи вполне объяснимо; однако учесть всевозможные ситуации в силу их многообразия невозможно. В научной литературе предлагается классификация рассматриваемой категории споров. Ю. С. Соколовская выделяет, в частности, конфликты между родителями, живущими вместе или отдельно, между родителями и третьими лицами. Кроме того, к делам данной категории, по мнению автора, относятся вопросы изменения фамилии, установления происхождения, правовые конфликты, возникающие при оформлении опеки, усыновления и патроната [5, с. 8]. Итак, категория «споров о детях» охватывает обширный и разнородный круг дел, каждый из которых требует индивидуального подхода при рассмотрении.

Обычно несовершеннолетний не выступает в качестве истца при рассмотрении споров, касающихся его судьбы, а его мнение принимается судом как свидетельское показание. Между тем, данная позиция вызывает сомнения. Ребенок, затронутый сутью спора, является не сторонним наблюдателем, а ключевой фигурой процесса. Мы считаем, что его следует признать активным участником дела; объяснения ребенка нельзя приравнивать к свидетельским показаниям. Отметим, что институт дачи объяснений несовершеннолетним остается недостаточно урегулированным.

Действующее законодательство указывает на круг субъектов, уполномоченных инициировать разбирательства по делам о детях. В то же время оно не дает четкого понимания их процессуального статуса. Привлечение органа опеки и попечительства является необходимым условием проведения судебного процесса. Другими словами, его участие — это гарантия охраны прав и интересов ребенка. Ввиду этого нами предлагается изменить п. 1 ст. 52 ГПК РФ, дополнив его формулировкой: «Права, свободы и законные интересы граждан, не обладающих полной процессуальной дееспособностью, защищаются их родителями, опекунами, усыновителями или иными лицами, которым предоставлено такое право федеральным законом, за исключением случаев, когда несовершеннолетний сам обращается в суд при нарушении своих прав».

Итак, законодательство устанавливает широкий перечень лиц и организаций, обладающих правом заявлять требования в интересах ребенка. В нее включаются прокуроры, органы опеки, иные учреждения, на которые законом возложена обязанность по охране детства. Вопрос представительства интересов ребенка осложняется тем, что родители, формально наделенные правом на представление интересов ребенка, фактически стремятся отстоять собственную позицию, которая нередко противоречит благу самого ребенка.

Важную роль в рассматриваемой категории споров играет прокурор. Его участие в процессе обеспечивается в двух формах: либо путем самостоятельного обращения в суд с иском (например, о лишении родительских прав, отмене усыновления), либо путем вступления в уже начатое разбирательство с правом давать заключение по ключевым вопросам (от лишения до ограничения прав родителей, в том числе, по вопросам усыновления).

Судебная практика по рассматриваемой категории дел демонстрирует неоднозначную тенденцию: отсутствие прокурора зачастую становится причиной переноса слушания; суды не предпринимают никаких процессуальных мер в связи с этим. Возникает вопрос, должно ли разбирательство откладываться при его неявке. Прокурор обязан заблаговременно подготовить письменное заключение и участвовать в рассмотрении дела лично. Мы считаем, что участие прокурора по делам, затрагивающих права детей, носит обязательный характер; откладывание разбирательства при его отсутствии следует признать необходимым. В связи с этим целесообразно закрепить в п. 1 ст. 169 ГПК РФ положение следующего содержания: «Суд откладывает рассмотрение дела, если прокурор, участие которого обязательно, не явится в судебное заседание».

Подытожив, отметим, что в ходе исследования были выявлены значительные пробелы в правовом регулировании споров о правах ребенка, среди которых — неопределенность процессуального положения несовершеннолетнего в таких спорах, отсутствие легальной дефиниции самой категории споров о детях (о правах детей), формальный характер участия ребенка и прокурора в гражданском процессе. Была выявлена необходимость признания ребенка полноценным участником дела с правом самостоятельного обращения в суд вне зависимости от возраста, а также закрепления обязательности участия прокурора в рассмотрении дел, затрагивающих права и интересы несовершеннолетних. В связи с выявленными пробелами были предложены конкретные изменения в действующее процессуальное законодательство, направленные на повышение эффективности судебной защиты прав и интересов детей.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — Выпуск XLVI. — 1993.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
  4. Савинов К. А., Лаврентьев А. Р. Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента // Финансовое право. — 2021. — № 6. — С. 26–30.
  5. Соколовская Ю. С. Споры о детях по советскому праву: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Ю. С. Соколовская. — Челябинск, 1950–16 с.
  6. Таховеева Ю. В. Особенности рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 361–364.
  7. Ярков В. В. Гражданский процесс: учебник для студентов юридических высших учебных заведений / В. В. Ярков. — 11-е изд. — М.: Статут, 2021. — 721 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
несовершеннолетний
споры о детях
права детей
защита прав ребенка
суд
прокурор
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 432-435):
Часть 6 (стр. 373-435)
Расположение в файле:
стр. 373стр. 432-435стр. 435

Молодой учёный