Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности формирования у студентов специальных компетенций для работы в детском оздоровительном лагере

Научный руководитель
Педагогика
13.06.2025
12
Поделиться
Библиографическое описание
Протонин, П. С. Особенности формирования у студентов специальных компетенций для работы в детском оздоровительном лагере / П. С. Протонин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 266-270. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126645/.


В статье рассматриваются особенности формирования специальных компетенций у студентов, готовящихся к работе в детских оздоровительных лагерях. Автор анализирует подготовку студентов к работе в условиях временного детского коллектива, выявляет проблемы и предлагает пути их решения. Особое внимание уделяется формированию готовности студентов к воспитательной работе, их коммуникативным и организационным компетенциям. Статья основана на результатах эмпирического исследования, проведенного среди студентов 3 и 4 курса.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, компетенции, специальные компетенции, готовность к работе в детском оздоровительном лагере, особенности формирования компетенций.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов формирования педагогических компетенций у студентов для работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ). Современные педагогические требования постоянно меняются, и студенты должны быть готовы к адаптации к новым условиям и вызовам. Более того, ДОЛ является важным фактором детской социализации и развития, поэтому качественная работа педагогов в этих учреждениях имеет особую значимость.

Целью данной статьи является выявление особенностей процесса формирования специальных компетенций у студентов для работы в детском оздоровительном лагере, и разработка рекомендаций по повышению уровня их готовности к работе в ДОЛ.

В системе высшего образования России используется компетентностный подход к организации образовательного процесса. В педагогической науке долгое время не было единого подхода к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность», существовало более 30 трактовок в работах В. И. Андреева, И. А. Зимней, В. А. Сластёнина, Л. М. Митиной, В. Д. Шадрикова и др. Так, в монографии А. А. Печеркиной, Э. Э. Сымаюк, Е. Л. Умниковой профессиональная компетентность педагога представлена как совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих государственные профессиональные образовательные стандарты.

Мы разделяем позицию А. С. Андрюхиной и Е. В. Коротаевой о том, что профессиональные компетенции в педагогическом вузе должны соответствовать профессиональной деятельности профиля подготовки и формировать ценностное отношение к педагогической профессии и внутреннюю мотивацию 1.

Рассматривая компетентностный подход в условиях подготовки студентов к работе в детском оздоровительном лагере, мы опирались на ФГОС, профессиональные стандарты и современные требования к педагогической деятельности, анализируя актуальные источники и практики.

Также нами был изучен опыт различных педагогических университетов страны по вопросам подготовки студентов, для работы в детском оздоровительном лагере, а также особенности подготовки студентов Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ). Был проведен анализ рабочей программы БГПУ по «Основам вожатской деятельности», в которой на наш взгляд недостаточное внимание уделено формированию некоторых компетенций, необходимых для эффективной работы в детском оздоровительном лагере. Компетенции, связанные с разрешением конфликтных ситуаций, формированием безопасного поведения, навыками командной работы, организационными навыками, в содержании курса не прослеживаются. Мы их назвали специальными. Специальные компетенции — это специфические знания, умения и навыки, которые необходимы для выполнения определенных профессиональных задач будущего вожатого. Специальные компетенции и профессиональные компетенции — это два взаимосвязанных, но не идентичных понятия, которые играют важную роль в профессиональной деятельности. Эмпирическое исследование с использованием анкеты-опросника, разработанного нами, позволило обосновать необходимость формирования специальных компетенций, так как выявленный нами уровень их сформированности оказался ниже среднего в двух независимых выборках студентов 3 и 4 курсов.

Мы выделили четыре специальные компетенции, которые на наш взгляд актуальны, их формирование у студентов позволит сделать работу вожатых в детском оздоровительном лагере наиболее эффективной, и предложили принципиальную модель формирования специальных компетенций в педагогическом вузе при подготовке студентов к вожатской деятельности, представленную на рисунке 1.

Принципиальная модель формирования специальных компетенций у студентов, готовящихся к вожатской деятельности Принципиальная модель формирования специальных компетенций у студентов, готовящихся к вожатской деятельности

Рис 1. Принципиальная модель формирования специальных компетенций у студентов, готовящихся к вожатской деятельности

В данной модели нами выделены четыре компонента:

А (когнитивный);

Б (диагностический);

В (ценностно-содержательный, в котором выделены 4 специальные компетенции, требующие рассмотрения и формирования при подготовке вожатых);

Д (деятельностный, показывающий направления деятельности педагогов вуза по формированию данных компетенций).

Специальные компетенции относятся к профессиональным компетенциям и рассматриваются как узкоспециализированные навыки, ориентированные на конкретные аспекты педагогической работы в условиях детского оздоровительного лагеря. О. И. Лапицкий рассматривает проблемы формирования специальных педагогических компетенций у студентов педагогических вузов, анализируя подходы к развитию профессиональных навыков и знаний будущих педагогов, подчеркивая важность системной подготовки и практической деятельности для формирования необходимых компетенций 2. В другом исследовании определяет специфику подготовки студентов к работе в летних лагерях, выделяя ключевые профессиональные компетенции, необходимые для обеспечения безопасности и развития детей в условиях оздоровительных мероприятий, подчёркивает важность практических занятий и междисциплинарного подхода для успешной подготовки будущих педагогов к подобным видам деятельности [3].

Перед формулировкой обоснований необходимости введения специальных компетенций в программу вуза, нами, согласно диагностическому компоненту модели, проведены диагностические срезы в двух независимых выборках студентов 3 и 4 курсов по выявлению уровней готовности студентов к воспитательной работе, организаторских навыков и сформированности специальных компетенций.

В первую очередь мы провели диагностику у студентов уже прошедших летнею педагогическую практику в количестве 20 человек, и студентов, которые только готовятся к летней педагогической практике в количестве 20 человек. Результаты исследования представлены в виде сравнительных гистограмм (рис. 2, 3, 4).

Сравнительная гистограмма по методике Т. Т. Соколовой, Вихровой Е. Е. «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе»

Рис. 2. Сравнительная гистограмма по методике Т. Т. Соколовой, Вихровой Е. Е. «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе»

Сравнительная гистограмма по методике Синявского В. В., Федорошина В. А. «Коммуникативные и организаторские способности

Рис. 3. Сравнительная гистограмма по методике Синявского В. В., Федорошина В. А. «Коммуникативные и организаторские способности

Сравнительная диаграмма по анализам анкеты-опросника сформированности специальных компетенций (О. И. Лапицкий, П. С. Протонин) Сравнительная диаграмма по анализам анкеты-опросника сформированности специальных компетенций (О. И. Лапицкий, П. С. Протонин) Сравнительная диаграмма по анализам анкеты-опросника сформированности специальных компетенций (О. И. Лапицкий, П. С. Протонин)

Рис. 4. Сравнительная диаграмма по анализам анкеты-опросника сформированности специальных компетенций (О. И. Лапицкий, П. С. Протонин)

По результатам мы видим, что студенты из разных независимых выборок имеют невысокие показатели уровня готовности к воспитательной работе, уровня организаторских и коммуникативных компетенций. Анализы подтверждаются методом математической статистики (u-критерий Манна — Уитни), в котором мы видим, что уровень готовности и коммуникативной компетенции находятся в зоне значимости, а уровень организаторских компетенций находится в зоне неопределенности, результаты полученные в ходе исследования обосновали необходимость улучшения процесса формирования педагогических компетенций будущих вожатых.

Для улучшения процесса формирования педагогических компетенций нами были предложены меры по совершенствованию процесса подготовки студентов БГПУ к работе в детском лагере на основе формирования специальных компетенций.

Для того чтобы процесс формирования педагогических компетенций был целенаправленным и продуктивным, нами предложена принципиальная модель совершенствования процесса подготовки студентов к вожатской деятельности на основе специальных компетенций, разработаны некоторые подходы по совершенствованию образовательного процесса, отражённые в деятельностном компоненте модели. Это в первую очередь акцент на практической подготовке по специальным компетенциям. Затем — наставничество опытных студентов старших курсов и педагогического отряда «Взлёт» над студентами, готовящимится к работе в детском лагере. Внимание обучению различным коммуникациям и организаторским навыкам. Постоянная оценка и рефлексия приобретаемых навыков на семинарах и практикумах, и, в конечном счёте, на инструктивно-методических сборах студентов, выезжающих в детский лагерь. И, безусловно, интеграция современных технологий работы с детьми в образовательный процесс.

Итак, специальные компетенции играют важную роль в профессиональной деятельности, обеспечивая успешное выполнение задач в области подготовки педагогов. Их развитие требует системного подхода к обучению и практике, а также постоянного обновления знаний в соответствии с изменениями в педагогической профессии.

Литература:

  1. Андрюнина, А. С. Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов во внеучебной деятельности / А. С. Андрюнина, Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. — 2016. № 5 — C. 47–51. УДК 378.18.
  2. Лапицкий, О. И. Формирование профессиональных компетенций у магистрантов профиля «организация детского отдыха, туризма и оздоровления» / О. И. Лапицкий // Актуальные вопросы современной науки и инноватики: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2023. — С. 78–83.
  3. Лапицкий, О. И. Особенности подготовки студентов Благовещенского государственного педагогического университета к работе в детских оздоровительных лагерях / О. И. Лапицкий // Лучшие практики ведущих вузов в фокусе сравнительно-педагогических исследований: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Благовещенск, 2024. — С. 245–251.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
детский оздоровительный лагерь
компетенции
специальные компетенции
готовность к работе в детском оздоровительном лагере
особенности формирования компетенций
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 266-270):
Часть 4 (стр. 227-297)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 266-270стр. 297

Молодой учёный