В статье рассматриваются особенности формирования специальных компетенций у студентов, готовящихся к работе в детских оздоровительных лагерях. Автор анализирует подготовку студентов к работе в условиях временного детского коллектива, выявляет проблемы и предлагает пути их решения. Особое внимание уделяется формированию готовности студентов к воспитательной работе, их коммуникативным и организационным компетенциям. Статья основана на результатах эмпирического исследования, проведенного среди студентов 3 и 4 курса.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, компетенции, специальные компетенции, готовность к работе в детском оздоровительном лагере, особенности формирования компетенций.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных методов формирования педагогических компетенций у студентов для работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ). Современные педагогические требования постоянно меняются, и студенты должны быть готовы к адаптации к новым условиям и вызовам. Более того, ДОЛ является важным фактором детской социализации и развития, поэтому качественная работа педагогов в этих учреждениях имеет особую значимость.
Целью данной статьи является выявление особенностей процесса формирования специальных компетенций у студентов для работы в детском оздоровительном лагере, и разработка рекомендаций по повышению уровня их готовности к работе в ДОЛ.
В системе высшего образования России используется компетентностный подход к организации образовательного процесса. В педагогической науке долгое время не было единого подхода к трактовке понятий «компетенция» и «компетентность», существовало более 30 трактовок в работах В. И. Андреева, И. А. Зимней, В. А. Сластёнина, Л. М. Митиной, В. Д. Шадрикова и др. Так, в монографии А. А. Печеркиной, Э. Э. Сымаюк, Е. Л. Умниковой профессиональная компетентность педагога представлена как совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих государственные профессиональные образовательные стандарты.
Рассматривая компетентностный подход в условиях подготовки студентов к работе в детском оздоровительном лагере, мы опирались на ФГОС, профессиональные стандарты и современные требования к педагогической деятельности, анализируя актуальные источники и практики.
Мы выделили четыре специальные компетенции, которые на наш взгляд актуальны, их формирование у студентов позволит сделать работу вожатых в детском оздоровительном лагере наиболее эффективной, и предложили принципиальную модель формирования специальных компетенций в педагогическом вузе при подготовке студентов к вожатской деятельности, представленную на рисунке 1.
Рис 1. Принципиальная модель формирования специальных компетенций у студентов, готовящихся к вожатской деятельности
А (когнитивный);
Б (диагностический);
В (ценностно-содержательный, в котором выделены 4 специальные компетенции, требующие рассмотрения и формирования при подготовке вожатых);
Д (деятельностный, показывающий направления деятельности педагогов вуза по формированию данных компетенций).
Перед формулировкой обоснований необходимости введения специальных компетенций в программу вуза, нами, согласно диагностическому компоненту модели, проведены диагностические срезы в двух независимых выборках студентов 3 и 4 курсов по выявлению уровней готовности студентов к воспитательной работе, организаторских навыков и сформированности специальных компетенций.
Рис. 2. Сравнительная гистограмма по методике Т. Т. Соколовой, Вихровой Е. Е. «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе»
Рис. 3. Сравнительная гистограмма по методике Синявского В. В., Федорошина В. А. «Коммуникативные и организаторские способности
Рис. 4. Сравнительная диаграмма по анализам анкеты-опросника сформированности специальных компетенций (О. И. Лапицкий, П. С. Протонин)
По результатам мы видим, что студенты из разных независимых выборок имеют невысокие показатели уровня готовности к воспитательной работе, уровня организаторских и коммуникативных компетенций. Анализы подтверждаются методом математической статистики (u-критерий Манна — Уитни), в котором мы видим, что уровень готовности и коммуникативной компетенции находятся в зоне значимости, а уровень организаторских компетенций находится в зоне неопределенности, результаты полученные в ходе исследования обосновали необходимость улучшения процесса формирования педагогических компетенций будущих вожатых.
Для улучшения процесса формирования педагогических компетенций нами были предложены меры по совершенствованию процесса подготовки студентов БГПУ к работе в детском лагере на основе формирования специальных компетенций.
Литература:
-
- Лапицкий, О. И. Формирование профессиональных компетенций у магистрантов профиля «организация детского отдыха, туризма и оздоровления» / О. И. Лапицкий // Актуальные вопросы современной науки и инноватики: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2023. — С. 78–83.
- Лапицкий, О. И. Особенности подготовки студентов Благовещенского государственного педагогического университета к работе в детских оздоровительных лагерях / О. И. Лапицкий // Лучшие практики ведущих вузов в фокусе сравнительно-педагогических исследований: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Благовещенск, 2024. — С. 245–251.