В статье автор исследует динамику численности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Дальневосточного федерального округа за период с 2020 года по 2024 год.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, численность занятых в МСП, Дальневосточный федеральный округ.
Дальний Восток обладает уникальными природными ресурсами, такими как лес, рыба, полезные ископаемые, а также стратегически важным географическим положением — близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Это создает благоприятные условия для ведения бизнеса, особенно в сфере экспорта природных ресурсов и производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
Однако регион сталкивается с рядом проблем, среди которых низкая плотность населения, слабая инфраструктура, ограниченный доступ к финансовым ресурсам и высокие транспортные издержки. Эти факторы делают развитие бизнеса в регионе более сложным по сравнению с центральными районами страны.
Чтобы выявить специфику функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах России, проводятся федеральные статистические наблюдения. Эти исследования осуществляются двумя методами: разовые сплошные обследования, проводимые один раз в пять лет, и регулярные выборочные наблюдения за деятельностью отдельных представителей МСП. Выборочные наблюдения реализуются ежемесячно или ежеквартально для малых и средних предприятий и ежегодно для микропредприятий. Они основаны на репрезентативных выборках и позволяют детально анализировать особенности развития малого и среднего бизнеса в каждом регионе нашей страны.
Список объектов для анализа формируется исходя из сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исследование субъектов малого и среднего предпринимательства Дальневосточного федерального округа будем проводить путем анализа основных показателей их деятельности, включая количество предприятий, численность занятых работников, количество МСП на 10 тыс. человек. И соотношение работников на МСП к субъектам МСП. Анализ указанных данных позволит определить динамику изменений числа предприятий, а также количество трудоустроенных сотрудников.
Полученная информация полезна для принятия решений относительно развития региональной экономики, поддержки малого и среднего бизнеса, а также для проведения маркетинговых исследований, направленных на выявление потребностей рынка и разработку стратегий продвижения товаров и услуг.
Для начала построим таблицу показывающую, количество МСП по регионам ДФО.
Таблица 1
Количество МСП по регионам ДФО
Регион |
Количество субъектов МСП | ||||
10.01.20 |
10.01.21 |
10.01.22 |
10.01.23 |
10.01.24 | |
Амурская область |
26902 |
26092 |
25862 |
26025 |
27489 |
Еврейская автономная область |
4178 |
3746 |
3665 |
3662 |
3756 |
Забайкальский край |
26037 |
24269 |
25309 |
25833 |
28033 |
Камчатский край |
15521 |
14945 |
14992 |
15018 |
15228 |
Магаданская область |
7106 |
6600 |
6503 |
6576 |
6656 |
Приморский край |
89539 |
84839 |
83910 |
84947 |
87970 |
Республика Бурятия |
28646 |
29465 |
31323 |
30986 |
30579 |
Республика Саха (Якутия) |
39423 |
38235 |
40530 |
40585 |
41794 |
Сахалинская область |
23500 |
23342 |
23059 |
22564 |
22662 |
Хабаровский край |
52688 |
50197 |
50327 |
49763 |
51211 |
Чукотский автономный округ |
1377 |
1459 |
1453 |
1547 |
1603 |
Всего |
311197 |
303189 |
306933 |
307506 |
316981 |
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной налоговой службы
Как видно из таблицы 1, после уменьшения количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 2021 году по сравнению с 2020 годом, в целом наблюдается их незначительный рост.
Далее построим таблицу, показывающую количество сотрудников на субъектах МСП по регионам ДФО.
Таблица 2
Количество работников на субъектах МСП по регионам Дальневосточного федерального округа
Регион |
Количество работников на субъектах МСП | ||||
10.01.20 |
10.01.21 |
10.01.22 |
10.01.23 |
10.01.24 | |
Амурская область |
74113 |
74467 |
69401 |
74217 |
71964 |
Еврейская автономная область |
10655 |
10063 |
8973 |
8969 |
8665 |
Забайкальский край |
65490 |
65119 |
61540 |
65115 |
63526 |
Камчатский край |
32926 |
34029 |
33698 |
34511 |
34563 |
Магаданская область |
17972 |
18040 |
16579 |
17517 |
17617 |
Приморский край |
218065 |
221546 |
206293 |
212168 |
209331 |
Республика Бурятия |
55964 |
57455 |
52329 |
59120 |
56833 |
Республика Саха (Якутия) |
57955 |
57799 |
56537 |
59579 |
57900 |
Сахалинская область |
66452 |
66105 |
62167 |
62802 |
59557 |
Хабаровский край |
139035 |
137713 |
130474 |
131615 |
129586 |
Чукотский автономный округ |
3222 |
3219 |
3464 |
3835 |
3518 |
Всего |
741849 |
745555 |
701445 |
729448 |
713060 |
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной налоговой службы
Из таблицы 2 видно, что за анализируемые пять лет происходит общие снижение количества работников на субъектах малого и среднего предпринимательства. Если смотреть по регионам, то в ряде некоторых, а именно в Амурской области, Еврейской автономной области, Забайкальском крае, Приморском крае, Сахалинской области и Хабаровском крае произошло значительное снижение работников на субъектах МСП. В Камчатском крае, Республике Бурятия и Чукотском автономном округе наоборот, произошел рост количества сотрудников на МСП.
Теперь построим таблицу, показывающую соотношение работников на МСП к субъектам МСП по регионам ДФО.
Таблица 3
Соотношение работников на МСП к субъектам МСП по регионам ДФО
Регион |
Количество субъектов МСП | ||||
10.01.20 |
10.01.21 |
10.01.22 |
10.01.23 |
10.01.24 | |
Амурская область |
2,76 |
2,85 |
2,68 |
2,85 |
2,62 |
Еврейская автономная область |
2,65 |
2,69 |
2,45 |
2,45 |
2,31 |
Забайкальский край |
2,58 |
2,68 |
2,43 |
2,52 |
2,27 |
Камчатский край |
2,14 |
2,28 |
2,25 |
2,3 |
2,27 |
Магаданская область |
2,63 |
2,73 |
2,55 |
2,66 |
2,65 |
Приморский край |
2,47 |
2,61 |
2,46 |
2,5 |
2,38 |
Республика Бурятия |
1,96 |
1,95 |
1,67 |
1,91 |
1,86 |
Республика Саха (Якутия) |
1,49 |
1,51 |
1,39 |
1,47 |
1,39 |
Сахалинская область |
2,8 |
2,83 |
2,7 |
2,78 |
2,63 |
Хабаровский край |
2,69 |
2,74 |
2,59 |
2,64 |
2,53 |
Чукотский автономный округ |
2,32 |
2,21 |
2,38 |
2,48 |
2,19 |
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной налоговой службы
По данным из таблицы 3 можно увидеть, что данный показатель в регионах Дальневосточного федерального округа за последние 5 лет имеет тенденцию к снижению. Если опираться на средний показатель, то можно увидеть, что данный показатель упал на пять лет на 0,13. Снижение данного показателя говорит о том, что основной категорией субъектов малого и среднего предпринимательств становятся микропредприятия.
Теперь построим таблицу показывающую, число субъектов МСП в расчете на 10 тысяч человек по каждому региону Дальневосточного федерального округа.
Таблица 4
Число субъектов МСП в расчете на 10 тысяч человек по каждому региону Дальневосточного федерального округа
Регион |
Число субъектов МСП в расчете на 10 тысяч человек | ||||
10.01.20 |
10.01.21 |
10.01.22 |
10.01.23 |
10.01.24 | |
Амурская область |
340 |
340 |
339 |
344 |
366 |
Еврейская автономная область |
263 |
249 |
245 |
248 |
258 |
Забайкальский край |
245 |
242 |
253 |
260 |
285 |
Камчатский край |
507 |
512 |
512 |
520 |
527 |
Магаданская область |
472 |
485 |
478 |
490 |
499 |
Приморский край |
472 |
460 |
456 |
467 |
487 |
Республика Бурятия |
290 |
301 |
320 |
318 |
315 |
Республика Саха (Якутия) |
405 |
384 |
406 |
407 |
417 |
Сахалинская область |
481 |
500 |
495 |
490 |
495 |
Хабаровский край |
400 |
388 |
389 |
388 |
401 |
Чукотский автономный округ |
289 |
307 |
303 |
323 |
334 |
Средний показатель |
381,19 |
378,93 |
381,55 |
386,89 |
398,49 |
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной налоговой службы
Как видно из таблицы 4 происходит рост по числу субъектов МСП в расчете на 10 тысяч человек. Рост данного показателя можно объяснить тем, что происходит рост количества субъектов МСП на территории ДФО, когда как происходит снижение численности в данных регионах.
Далее построим график показывающий, объем поддержки в расчете на 1 субъект МСП в тыс. руб.
Рис. 1. Объем поддержки в расчете на 1 субъект МСП в тыс. руб.
Как видно из графика, данный показатель в ДФО выше среднего по России в целом, что может говорить о том, что на финансирование мер поддержек МСП в ДФО выделяется больше средств чем по России. Также данный показатель можно интерпретировать как то, что на развитие МСП в ДФО уделяется особое внимание.
Также стоит рассмотреть как положительные аспекты, так и трудности с ограничениями, которые влияют на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории ДФО.
Среди положительных аспектов функционирования МСП в ДФО можно выделить следующее:
— Возможность реализации уникальных региональных продуктов и услуг.
— Поддержка государством через специальные программы и преференции.
— Наличие свободных рыночных ниш, связанных с экспортом продукции в азиатские страны.
— Рост интереса туристов к дальневосточным регионам России, что открывает дополнительные возможности для сферы гостеприимства и туристических услуг.
Тем не менее, малый и средний бизнес на Дальнем Востоке испытывает ряд серьёзных трудностей:
— Низкая плотность населения снижает потенциальную клиентуру.
— Большая удаленность рынков сбыта повышает затраты на доставку товаров и услуг.
— Высокие тарифы на электроэнергию и топливо негативно влияют на себестоимость продукции.
— Острая нехватка высококвалифицированной рабочей силы затрудняет развитие многих отраслей.
Кроме того, бюрократическая нагрузка остаётся значительной проблемой для большинства предприятий, тормозящей их развитие.
В заключении можно сказать, что общее состояние малого и среднего предпринимательства на территории Дальнего Востока представляет собой сложный набор позитивных и негативных моментов. Тем не менее, принимая во внимание имеющиеся резервы и возможности, региональные власти и федеральные органы могут способствовать дальнейшему укреплению позиций бизнеса, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения региона.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 20230 года и на перспективу до 2036 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 22.07.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html