Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Воспитательный аспект уроков истории и обществознания в школе при исправительном учреждении

Педагогика
12.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Щербаков, А. С. Воспитательный аспект уроков истории и обществознания в школе при исправительном учреждении / А. С. Щербаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 294-297. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126625/.


Данная статья посвящена рассмотрению воспитательной функции уроков истории и обществознания. Тема особенно актуальна в связи с приближающейся годовщиной празднования 80-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне. Задача учителя — имеющимися у него образовательными средствами воспитывать патриотизм в учениках, учить их критически мыслить, сопоставлять события и факты.

Ключевые слова : патриотизм, воспитание, современный урок, история, обществознание воспитательный потенциал образовательной деятельности, учащиеся.

«Предоставление образования заключенным — это не просто вопрос исправления. Это вопрос общественной безопасности. Если мы хотим, чтобы люди, выходящие из тюрьмы, стали продуктивными членами общества, мы должны дать им инструменты для достижения успеха».

В преддверии празднования 80-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне вопрос об оценке итогов этого исторического события вновь становится особенно актуальным. Вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция в ряде западных масс-медиа, иногда явно и при поддержке властей, к распространению антироссийских настроений и пересмотру значения подвига советского народа. Нам, наследникам героев, пытаются помешать гордиться своими предками, которые отдали жизни за свободу не только нашей страны, но и за независимость европейских народов. Воплощается идея заставить нас забыть наше прошлое и превратиться в «Иванов, не помнящих родства». Важнейшей задачей учителя является использование имеющихся в его распоряжении образовательных и воспитательных средств для предотвращения подобных тенденций.

В соответствии со статьей 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, исправление осужденных — первостепенная и важнейшая задача, стоящая перед системой исполнения наказаний, связанных с лишением свободы. Речь идет о взращивании в них уважения к человеческой личности, стремления и умения жить в согласии с законом. По данным МВД, из выпускников школ при исправительных колониях вновь попадает в места лишения свободы лишь треть отбывших срок наказания.

Воспитательный процесс является ключевым элементом пенитенциарной педагогики. В школах при исправительных учреждениях важно воспитывать патриотизм и гражданственность. Находясь в местах заключения, осужденные не должны забывать, что они граждане нашей страны, оставаться патриотами своего Отечества и после своего освобождения из мест лишения свободы.

Получение образования в исправительной колонии является важной частью реабилитационной программы для осужденных. Предоставление знаний по истории и обществознанию помогает им лучше понять мир вокруг себя, их место в обществе, историю своей страны и мировые процессы. Это может помочь осужденным понять причины своих действий и ошибок прошлого, а также привить уважение к закону и правопорядку. Также более глубокое понимание своих прав и обязанностей может способствовать их успешной реабилитации и реинтеграции в общество после освобождения и предотвратить их повторное возвращение в места лишения свободы.

Формирование нравственного человека — главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные, поэтому педагогический процесс рассматривается как одно из средств исправления и перевоспитания осужденных. Работа педагога направлена на то, чтобы осужденный вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции.

В последние годы наблюдается усиление воспитательной функции образования, большое внимание уделяется формированию гражданственности, трудолюбия, нравственности, патриотизма, уважения к правам и свободам других граждан. Необходимость таких перемен закреплена в законодательной базе нашей страны, о чем свидетельствуют соответствующие указы и постановления. В связи с указом Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) четко формулируют цели, касающиеся личностных результатов освоения образовательных программ общего образования, а именно: воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, глубокое знание истории, языка и культуры своего народа, своего края, постижение основ культурного наследия народов России и всего человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Уроки истории и обществознания обладают значительным потенциалом для формирования у обучающихся системы общечеловеческих ценностей, развития чувства гражданской ответственности, критического мышления и навыков самостоятельной оценки исторических событий. Главная задача этих уроков — воспитать патриотизм, любовь к Родине и уважение к культуре других народов, чтобы каждый учащийся стал не только образованным, но и сознательным, полезным членом общества.

В Средней общеобразовательной школе № 2 при исправительной колонии № 11 ключевой задачей является перевоспитание осужденных посредством гуманизации образовательного процесса. Обучение ведется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Концепцией развития образования осужденных, для лиц в возрасте от 18 до 30 лет.

Воспитание взрослых людей — процесс сложный, особенно когда речь идет о лицах с деформированными социальными установками, часто начавших преступную деятельность в юном возрасте. Многие учащиеся имеют лишь начальное образование, некоторые учились в коррекционных школах. Уровень знаний различается, отношение к учебе также, но есть и те, кто стремится к знаниям. В одном классе могут учиться люди разного возраста, интеллектуального уровня, национальности и вероисповедания. Порой нет ничего необычного в том, что в одном классе могут находиться учащиеся разного возраста, разного интеллектуального потенциала, разной национальности и вероисповедания. Поэтому так важно найти тонкий баланс в воспитании патриотизма, чтобы избежать крайностей: слепой гордыни и чувства превосходства над другими народами, с одной стороны, и неверия в собственную страну — с другой. Нельзя замалчивать недостатки национального характера, но необходимо с гордостью говорить о проявлениях героизма и несгибаемой силы духа нашего народа.

В работе с такими учащимися нужно ориентироваться на их способность к самостоятельному мышлению, подталкивать к самостоятельному поиску решения тех или иных вопросов. Главное в обучении взрослых — включить учащегося в активную мыслительную деятельность, которая, в свою очередь, заставит действовать познавательные мотивы учения.

В Концепции модернизации российского образования подчёркивается, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания. В суровых реалиях исправительной колонии, где информационная изоляция и гнетущая атмосфера, порожденная концентрацией негативно настроенных личностей, создают крайне неблагоприятную среду, школа становится одним из ключевых институтов социализации, даря надежду на возвращение к полноценной жизни.

В контексте обсуждения воспитания гражданской позиции у учащихся целесообразно обратиться к изучению темы Великой Отечественной войны в рамках школьной программы. Важную роль в этом процессе играет учитель, который призван демонстрировать учащимся на конкретных примерах вектор государственной политики по актуальным вопросам. Для достижения не только образовательных, но и воспитательных целей в рамках уроков истории и обществознания можно применять различные методические приемы и формы организации учебного процесса. Воспитание должно сопровождать образовательный процесс на каждом уроке, а не заменять его.

Сам по себе школьный урок уже обладает уникальными возможностями влиять на становление многих важных качеств личности учащихся. Его назначение в процессе обучения состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой, в результате которого происходит не только приобретение знаний и навыков, но и развитие их способностей к общению и выстраиванию отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Необходимо постепенно приучать учащихся к самостоятельной работе по постановке проблем, осмыслению задач и построению выводов. Эффективными приемами работы, направленными на воспитание нравственных качеств обучающихся и развитие умения видеть и оценивать их у окружающих, являются: групповая дискуссия, игра с распределением ролей, решение проблемных задач, диалогические формы работы, викторина, конкурс. При этом не стоит отказываться от традиционных заданий — подготовки устных сообщений для семинаров, написания сочинений, проведения зачетов.

Таким образом, проанализировав ряд документов, а также сопоставив точки зрения различных авторов по вопросу о воспитательном потенциале уроков истории и обществознания, можно сделать следующие выводы: на уроках формируются представления о культуре, нравственности, патриотизме, гражданственности и законопослушности, которые строятся на примерах из прошлого страны. Все это в итоге помогает не только обучить предметам, но и повысить уровень морального, нравственно-патриотического воспитания учащихся. В итоге организация воспитательного процесса как составной части обучения положительно сказывается на исправлении осужденных, является средством их возвращения в общество, позволяет развить у них активность и ответственность, дает дополнительную возможность предотвратить личностную деградацию в условиях изоляции и снижает уровень их антисоциальных действий.

Литература:

  1. «Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории» от 2020 года.
  2. Бабурина Н. Ф., Пелевина Е. А. Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 4.
  3. Вершинин В. Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО Институт образования взрослых. Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. Санкт-Петербург, 1993.
  4. Икеда И., Садовничий В. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016).
  6. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 (ред. от 22.01.2024).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 27.12.2023).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
патриотизм
воспитание
современный урок
история
обществознание воспитательный потенциал образовательной деятельности
учащиеся
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 294-297):
Часть 4 (стр. 227-297)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 294-297стр. 297

Молодой учёный