В статье показано преимущество учебного предмета «Литература» в формировании ценностного отношения обучающихся 5-х классов к природе. Обозначена проблема, связанная с недооценкой при анализе художественного произведения позиции и установок авторов и персонажей, сочетающих антропоцентрические и экоцентрические взгляды, что может привести к сложностям в ценностной навигации молодежи в ее отношении к природе. Представлены особенности организации работы с художественным произведением на тему взаимодействия человека с природой: определены условия, способствующие формированию экоцентрического ценностного отношения к природе, некоторые методические аспекты анализа произведения.
Ключевые слова : ценностное отношение к природе, экоцентризм, антропоцентризм, экологическое образование.
Сохранение природы как важной экзистенциальной ценности, от которой зависит существование самого человека, связано с уровнем сформированности ценностного отношения к природе — смыслообразующего компонента экологической культуры личности. Главное место в формировании ценностного отношения к природе отводится школьному экологическому образованию, последовательно и преемственно реализуемому, согласно положениям ФГОС, на всех уровнях общего образования, на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Преимущество учебного предмета «Литература» в формировании ценностного отношения к природе заключается в том, что в отличие от других предметных областей, опирающихся на данные конкретных наук и расчленяющих мир в сознании ребенка на составные части, оно способствует целостному познанию мира через интеграцию рационального и эмоционального. Важнейшей задачей учебного предмета «Литература» является не только воспитание квалифицированного читателя, но и формирование представлений и взглядов об основах бытия человека, всецело зависящего и подчиненного законам природы, осознающего взаимосвязь здоровья живых организмов от состояния окружающей природной среды, осмысливающего последствия своей деятельности в поддержании экологического равновесия биосферы.
Федеральная рабочая программа по литературе [7] предлагает для изучения в 5 классе произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов, в которых отражена связь человека с природой (В. П. Астафьев, А. А. Блок, И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин, Ф. И. Тютчев, Р. Брэдбери, Дж. Даррелл, Дж. Лондон и др.). Многообразие художественных произведений дает учителю широкие возможности для формирования ценностного отношения к природе. Однако при изучении ряда произведений обучающиеся сталкиваются с позицией и установками авторов и персонажей, которые сочетают антропоцентрические и экоцентрические взгляды. Антропоцентризм — это мировоззрение, согласно которому человек — хозяин природы. Ценность природы определяется ее потенциальной возможностью в удовлетворении потребностей человека. Экоцентризм же, напротив, предполагает равноправие и гармонию во взаимоотношениях человека с природой, отсутствие их противопоставленности, отказ от иерархической картины мира [6]. Уроки литературы должны сопровождаться анализом возникающих (эко- и антропо-) ценностных коллизий, в противном случае отсутствие этого аспекта в работе над произведением может привести к сложностям в ценностной навигации молодежи в ее отношении к природе.
Представим некоторые особенности организации работы с художественным произведением на тему взаимодействия человека с природой, которые могут позволить избежать трудностей в методическом сопровождении урока.
Отбирая содержание бесед с обучающимися, необходимо определить, какие условия будут способствовать эффективному проведению уроков, направленных на формирование экоцентрического ценностного отношения к природе.
Первым условием выступает учет и оценка степени подготовленности учащихся к восприятию экологических идей и ценностей. Речь идет о таких качествах обучающихся, как способность сопереживать сюжетным ситуациям, анализировать столкновения различных точек зрения, понимать важность экологического знания при определении верности действий персонажей и соответствия их поведения естественным законам природы.
Следующим условием является систематическое обогащение эстетического опыта обучающихся посредством знакомства с разными видами искусства. Несмотря на то, что каждое художественное произведение само по себе обладает большим потенциалом для расширения художественного кругозора ученика, объединение литературы с иными формами творчества (например, живописью, музыкальным искусством, архитектурой, скульптурой) позволит преодолеть фрагментарность восприятия, углубит понимание художественных образов и откроет перед учащимися новые горизонты познания.
Третье условие — формирование навыков эколого-ориентированной ценностной оценки и аргументированной дискуссии. Ориентация ребенка на систему ценностей (по М. С. Кагана) проявляется полноценно лишь в тех ситуациях, когда у него есть возможность проанализировать собственные действия и поступки окружающих, сопоставив их с принятыми моральными принципами и экологическими ценностями. Организованные диалоги и обсуждения моральных дилемм помогают ребенку сформулировать собственную позицию.
Четвертым условием является стимулирование процесса обретения личных смыслов. Экоцентрические ценности невозможно сформировать теми же методами, которыми усваиваются научные понятия или правила. Ценность становится значимой именно тогда, когда ученик испытывает личные переживания, связанные с ней. Поэтому важно на уроках литературы формировать яркие эмоциональные впечатления, создавая условия для личного открытия учеником значения каждой ценности [5]. Подобные инсайты могут возникать во время встречи с интересными людьми, вдохновляющих бесед учителей, живых обсуждений в группе, просмотров выразительных сцен из фильмов или посещений культурных учреждений. Главное здесь — добиться глубокого воздействия каждого такого эпизода на сознание обучающихся.
В качестве пятого условия выделим создание образовательной среды, насыщенной деятельностными практиками. Учебные мероприятия служат отправной точкой для воспитания ценностного подхода подростков к природе, однако целостный педагогический процесс предполагает активное вовлечение обучающихся в разнообразные формы совместной творческой деятельности: от участия в социальных инициативах и культурных мероприятиях до реализации проектов и конференций различного масштаба.
Шестым условием является предоставление ребенку права выбора отношения (экоцентрического или антропоцентрического) к природе или поведения в окружающей природной среде. Назовем такой выбор эколого-ориентированным. Предоставляя ребенку свободу выбора в принятии решений относительно собственных действий, учитель способствует воспитанию чувства ответственности и умения объективно оценивать последствия своей деятельности. Но для того, чтобы ребенок осознанно выбрал экоцентрическое отношение к природе, важно регулярно развивать его способность к избирательности, выстраивая при изучении произведений художественной литературы проблемные ситуации, провоцирующие столкновение разных ценностных установок.
Процесс выбора сопровождается столкновением внутренних побуждений и намерений. Сознание фиксирует возникший импульс, проводит тщательный анализ сложившейся обстановки, сверяют его с ранее усвоенными представлениями и убеждениями, оценивает степень привлекательности нового мотива. Если последний расходится с укоренившейся картиной мира и жизненными взглядами человека, сознание склонно его игнорировать. И напротив, если новоприобретенный мотив вызывает одобрение, он приобретает центральное положение в сфере сознания субъекта [2]. Именно поэтому крайне важно формировать у обучающихся экологические знания, которые позволяют обоснованно подходить к принятию решений и служат критерием оценки в сложных вопросах взаимодействия человека с окружающей природной средой.
Включение экологических знаний в уроки литературы позволит осуществить межпредметный подход, то есть связать знания из различных учебных предметов в целостную картину мира, что является важнейшим метапредметным результатом обучения [1]. Ученик сможет дать объективную оценку авторской позиции и действиям персонажа, основанную не на бытовых представлениях о должном, а на законах природы (экологическом императиве).
Для формирования ценностного отношения обучающихся к природе на уроках литературы нельзя забывать о механизмах воспроизведения (воссоздания) их прошлого жизненного опыта — седьмое условие. Индивидуальный жизненный опыт ребенка представляет собой интегративное образование, складывающееся из имеющихся знаний, мыслей, чувств, поступков, опыта переживаний, опыта включенности в реальные жизненные ситуации и представляет для человека самодостаточную ценность, достоянием личности. Обращение к своему жизненному опыту, его анализу и осмыслению на основе самонаблюдения и самопознания способствует не только более прочному усвоению знаний-умений-способов учебной деятельности, но и ориентации личности в разных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях неопределенности [4]. На уроках литературы учитель должен организовать «встречу» индивидуального опыта ученика с культурно-событийным опытом человечества с помощью личностно-значимых для обучающихся ситуаций-событий, ситуаций-переживаний. Ученик при этом должен занимать рефлексивную позицию по отношению к своему жизненному опыту, осмыслить или переосмыслить его. В результате этого процесса ученик овладевает новым опытом, новым личностным знанием.
Урок литературы в 5 классе (например, на обзорную тему «Произведения отечественной литературы о природе и животных») можно сопроводить вступительным словом учителя, которое должно включить основные стороны изучаемой темы. Для получения положительного эффекта от восприятия исторических событий рассказ учителя важно проиллюстрировать наглядным материалом. К примеру, для ознакомления учащихся с ценностными установками и принципами жизни советского человека можно предложить рассмотреть агитационные плакаты первой половины ХХ в., сопроводив их фрагментами произведений поэтов и писателей того времени.
План вступительного слова может иметь такую последовательность:
- Тема взаимодействия человека с природой как одна из важнейших в русской литературе.
- Различные подходы к теме в разные периоды развития русской литературы.
- Идеологические стереотипы покорения природы ХХ века, определившие характер и особенности данного периода в литературе.
- Изображение культа всесильности советского человека, преобразующего природные стихии, в советской литературе (на примере отрывков произведений А. М. Горького, А. И. Куприна, В. И. Лебедева-Кумача, В. В. Маяковского, С. А. Могилевской, М. М. Пришвина и др.).
- Изображение внутреннего мира человека, процесса формирования его ценностных ориентиров и морального сознания в период интенсивной индустриализации ХХ века.
- Экологические последствия индустриализации (обезлесенье, эрозия почв, загрязнение атмосферы и гидросферы, урбанизация и др.).
- Начало процесса формирования рефлексивного подхода в осмыслении характера и способов взаимодействия человека с природой в современной детской литературе.
При изучении монографических тем важно ввести произведение в литературно-исторический контекст. Эта работа предполагает знакомство с биографией автора, историей создания произведения через отрывки из воспоминаний современников, авторские тексты в учебнике или художественные биографии-портреты. Так, для понимания мировоззрения советских писателей необходимо учитывать усилившиеся материалистические тенденции в философии и естественных науках первой половины ХХ в., стремление новой власти утвердить единый взгляд на мир и место человека в нем, привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию и ряд других общественно-исторических факторов. Их изучение поможет лучше понять авторскую программу в области нравственности, принципы миропонимания того или иного писателя. В целом, такое направление работы будет способствовать формированию историко-культурной эрудиции пятиклассников, системы исторических знаний и взглядов, позволит разбираться в литературных явлениях, оценивать авторскую позицию, высказывать свою точку зрения по изучаемому вопросу.
Оптимальным путем анализа художественного произведения в 5 классе является анализ «вслед за автором», в основе которого лежит событийный ряд произведения. Проблемный путь анализа несмотря на свои преимущества в 5 классах не используется ввиду недостаточной психологической подготовленности обучающихся к этому виду деятельности. Однако введение элементов проблемного анализа создаст условия для формирования базовых исследовательских действий обучающихся и умений работать с информацией. Если выбор учителя пал на такие произведения М. М. Пришвина, как «Лесной хозяин», «Остров спасения» или «Сухостойное дерево», то урок литературы можно построить вокруг проблемного вопроса «Человек — хозяин природы или ее часть?». В обозначенных произведениях встречаются высказывания рассказчика (повествователя) , характеризующие человека как хозяина природы: «…каждый из нас родился хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса» [3, с.55]. В ходе анализа произведения педагог должен подвести обучающихся к нравственным выводам: человек — не хозяин природы, а ее составная часть, власть человека над природой иллюзорна, он не способен генерировать жизненно-необходимые ресурсы для жизни (вода, воздух и др.) и полностью зависит от природы, которая не подчиняется воле человека.
Проблемные вопросы можно включать в анализ на разных этапах знакомства с текстом. Достаточно эффективным вариантом анализа в подготовленном классе может стать постановка проблемных вопросов самими учащимися, размышление над разными точками зрения по каждому вопросу, их коллективное обсуждение.
Пообразный разбор часто становится неотъемлемой частью анализа художественного произведения в 5-х классах. Он предполагает раскрытие идейной и художественной сторон произведения через систему образов и требует составления характеристики персонажа(-ей). План характеристики персонажа может быть следующим:
- Портрет (внешний облик).
- Характер (основные качества личности).
- Отношение к природе.
- Мотивы антропо- или экоцентрического ценностного отношения к природе.
- Последствия отношения к природе, выраженные в поведении, поступках с точки зрения знаний об объективных законах природы.
- Отношение автора к персонажу.
- Личное отношение учащегося к персонажу.
Возможны и другие дополнения к характеристике.
Таким образом, мы рассмотрели лишь некоторые аспекты формирования ценностного отношения к природе у младших подростков на уроках литературы. Надо понимать, что формирование экологических ценностей — это очень сложная задача, которая не решается в одночасье и требует постоянного поиска методов и технологий, адекватных реалиям времени.
Литература:
1. Дзятковская, Е. Н. Экологизация школьного предмета на основе переосмысления содержания / Е. Н. Дзятковская, Е. Г. Уварова // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. — 2013. — № 2–3(21–23). — С. 235–246.
2. Мещеряков, В. А. Структурные компоненты выбора как механизма ценностного самоопределения студента университета / В. А. Мещеряков // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 193.
3. Рассказы о природе. Серия «Школьная библиотека». Издательство «Омега». 2021. — С. 96.
4. Римкувене, Т. В. Педагогические основы экстериоризации индивидуального опыта учащихся как средства и условия их культурно-личностного роста: автореф. дис. … канд. пед. наук:13.00.01. Тюмень. 1999. — 20 с.
5. Сериков, В. В. Ценностно-смысловые аспекты воспитания гармонично-развитой личности на основе традиционных российских ценностей / В. В. Сериков // Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика: сборник докладов и тезисов участников круглых столов / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». — Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. — С. 18–26.
6. Фалько, В. И. Типология экологических воззрений / В. И. Фалько // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. — 2013. — № 5. — С. 58–66.
7. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литература» (с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/06/frp_literatura_5_9_04062024.pdf