Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Беспилотные летательные аппараты как негативный фактор использования воздушного пространства. Варианты его устранения

Научный руководитель
Технические науки
12.06.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Лысенко, М. Д. Беспилотные летательные аппараты как негативный фактор использования воздушного пространства. Варианты его устранения / М. Д. Лысенко, И. А. Савлюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126582/.


Введение

В последние годы беспилотные летательные аппараты (БпЛА) стали неотъемлемой частью современной авиации. Их применение охватывает широкий спектр задач: от коммерческих перевозок и сельскохозяйственных операций до спасательных миссий и научных исследований. Однако наряду с преимуществами, использование БпЛА создает значительные вызовы для безопасности воздушного пространства. Рост числа дронов, их доступность и разнообразие функций привели к увеличению инцидентов, связанных с их эксплуатацией, что требует глубокого анализа и разработки эффективных мер управления.

Целью данного исследования является изучение негативного влияния БпЛА на безопасность воздушного пространства, определение основных угроз и разработка рекомендаций по их устранению. Для достижения этой цели исследование ставит задачи анализа текущей ситуации, определения типов угроз, связанных с использованием БпЛА, изучения существующих законодательных и регуляторных рамок, а также разработки предложений по улучшению контроля и управления в данной области.

Анализ угроз, связанных с использованием БпЛА в воздушном пространстве

В последние годы наблюдается значительный рост числа беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), что обусловлено их широким применением в различных сферах. Согласно данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), к 2022 году зарегистрировано более 850 000 дронов, из которых около 300 000 используются для коммерческих целей. Основными причинами такого увеличения являются доступность технологий, снижение стоимости производства и расширение возможностей использования БпЛА в коммерческих, научных и развлекательных целях. Эти факторы способствуют росту популярности дронов среди частных пользователей и организаций, что, в свою очередь, приводит к увеличению их количества в воздушном пространстве.

Увеличение количества БпЛА в воздушном пространстве вызывает серьезные опасения относительно безопасности. Примером является инцидент в 2018 году в Великобритании, когда использование дронов вблизи аэропорта Гатвик привело к отмене более 1000 рейсов и затронуло около 140 000 пассажиров. Такие случаи демонстрируют, как неконтролируемое использование БпЛА может нарушить работу аэропортов, создать угрозу столкновений с пилотируемыми воздушными судами и повлиять на безопасность пассажиров и экипажей, а так же может нарушить функционирование ключевых объектов инфраструктуры. Вместе с тем, проблема усугубляется сложностью идентификации и отслеживания дронов, что подчеркивает необходимость разработки технологий для мониторинга и предотвращения подобных нарушений, разработки и внедрения эффективных мер регулирования и контроля за использованием дронов.

Типы угроз: столкновения, нарушения воздушного пространства и киберугрозы

Одной из наиболее значимых угроз, связанных с использованием беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), является вероятность их столкновения с пилотируемыми воздушными судами. В 2020 году Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) зафиксировало более 1800 инцидентов, связанных с БпЛА и пилотируемыми воздушными судами. Эти инциденты происходят из-за недостаточного контроля за движением дронов и нехватки знаний у операторов БпЛА о правилах воздушного движения. Столкновения могут иметь серьезные последствия, включая повреждения самолетов и угрозу жизни пассажиров. Это подчеркивает необходимость разработки и внедрения строгих правил для управления движением БпЛА вблизи аэропортов и других зон интенсивного воздушного движения.

Помимо физических угроз, БпЛА также становятся объектами киберугроз. Исследование 2021 года показало, что 60 % инцидентов с БпЛА связаны с уязвимостями в их программном обеспечении. Эти уязвимости могут быть использованы злоумышленниками для захвата контроля над дронами, что создает риск для безопасности как на земле, так и в воздухе. Например, дроны могут быть использованы для шпионажа, доставки запрещенных предметов или даже для атак на стратегически важные объекты. Таким образом, обеспечение кибербезопасности БпЛА должно стать приоритетом для разработчиков и регуляторов.

Рекомендации по устранению угроз, связанных с БпЛА

Рост числа беспилотных летательных аппаратов (БпЛА) в воздушном пространстве требует разработки новых законодательных инициатив для обеспечения безопасности и контроля. По информации Федерального управления гражданской авиации США (FAA), к 2021 году количество зарегистрированных дронов в США превысило 1,7 миллиона. Этот факт подчеркивает необходимость регулирования их использования. Быстрый рост индустрии беспилотных авиационных систем (БАС) создает острую необходимость в координации процессов. Без четко установленных правил возрастает риск инцидентов, связанных с несанкционированным использованием дронов, что может негативно сказаться на безопасности авиации и общественной инфраструктуры. Новые законы должны учитывать специфику применения БпЛА в различных сферах, таких как коммерческая, любительская и государственная деятельность, а также обеспечивать комплексный подход к регулированию.

Международные стандарты, разработанные для использования БпЛА, предоставляют основу для национального регулирования, однако требуют адаптации к специфике каждой страны. Например, Европейский Союз в 2018 году принял Регламент 2018/1139, устанавливающий единые правила эксплуатации дронов, включая обязательное лицензирование операторов. Эти меры способствуют унификации подходов к безопасности и облегчают международное сотрудничество в области мониторинга воздушного пространства. Однако, для эффективного применения, каждая страна должна учитывать свои особенности, такие как плотность воздушного движения, географические условия и уровень технологического развития.

Установление ответственности операторов и производителей БпЛА является ключевым элементом законодательных инициатив. В России в 2020 году был принят закон, обязывающий владельцев БпЛА весом более 250 граммов регистрировать свои устройства, что стало важным шагом к улучшению контроля за их использованием. Ответственность включает не только соблюдение правил эксплуатации, но и обеспечение безопасности конструкций самих устройств. Производители должны гарантировать соответствие своей продукции стандартам безопасности, в то время как операторы обязаны проходить обучение и сертификацию для управления дронами. Это позволит снизить вероятность инцидентов и повысить общий уровень безопасности. С другой стороны, «особенности беспроводных самоорганизующихся сетей на основе БЛА осложняют реализацию функций безопасности при их практическом применении и создают необходимость детального и точного анализа проблем обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности циркулирующей в них информации» [3]. Таким образом, комплексный подход к ответственности и безопасности является необходимым для эффективного регулирования использования БпЛА.

Создание систем мониторинга и контроля за БпЛА

Технологические решения для мониторинга беспилотных летательных аппаратов (БпЛА) играют ключевую роль в обеспечении безопасности воздушного пространства. Современные системы мониторинга используют радиочастотные сенсоры, камеры и другие технологии для обнаружения, идентификации и отслеживания дронов в реальном времени. Например, компания Dedrone разработала систему, эффективно комбинирующую радиочастотные сенсоры и камеры для отслеживания БпЛА. Эти технологии позволяют оперативно реагировать на появление дронов в запрещённых зонах, что минимизирует риск инцидентов. Использование таких моделей значительно повышает точность обнаружения и классификации дронов, что, в свою очередь, способствует улучшению безопасности воздушного пространства. Как отмечает Клековкин, применение современных технологий в этой области позволяет значительно повысить эффективность мониторинга.

Для предотвращения несанкционированного использования БпЛА применяются различные методы контроля. В их числе создание ограничений для полётов в определённых зонах, таких как аэропорты и стратегически важные объекты, а также использование технологий подавления сигналов управления дронами. Инцидент в аэропорту Гатвик в 2018 году, когда из-за БпЛА было отменено более 1000 рейсов, демонстрирует необходимость таких мер. Внедрение систем активного контроля позволяет предотвращать потенциально опасные ситуации, связанные с использованием дронов.Основная задача беспилотных летательных аппаратов заключается в проведении разведки труднодоступных районов, где получение информации обычными средствами, включая авиаразведку, затруднено или может угрожать здоровью и жизни людей. Это подчеркивает важность комплексного подхода к контролю за использованием дронов, который учитывает как безопасность полетов, так и функциональные возможности беспилотников.

Интеграция систем мониторинга БпЛА в существующую инфраструктуру воздушного движения представляет собой важный шаг к повышению безопасности. Эти системы должны быть совместимы с действующими технологиями управления воздушным движением для обеспечения их эффективного функционирования. Учитывая, что в 2020 году было зарегистрировано более 1,7 миллиона дронов, необходимость интеграции таких систем становится всё более актуальной. Это позволит улучшить координацию между различными участниками воздушного пространства и предотвратить возможные инциденты. Таким образом, интеграция систем мониторинга БпЛА не только способствует повышению безопасности, но и минимизирует риски, связанные с отклонениями от нормального функционирования.

Заключение

В ходе проведенного исследования была проанализирована проблема использования беспилотных летательных аппаратов (БпЛА) в воздушном пространстве и связанные с этим угрозы. Рассмотрены последствия увеличения числа БпЛА, включая рост вероятности столкновений с пилотируемыми воздушными судами, нарушения воздушного пространства и киберугрозы. Были изучены рекомендации по устранению выявленных угроз. Выводы исследования подчеркивают важность комплексного подхода к решению данной проблемы, внедрение систем мониторинга и использование инновационных технологий, что способствует повышению безопасности воздушного пространства.

Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на разработке новых методов интеграции БпЛА в существующие системы управления воздушным движением, а также на создании более эффективных технологий мониторинга и предотвращения инцидентов. Также перспективным направлением является исследование социальных и экономических аспектов использования БпЛА, что позволит учесть интересы всех участников воздушного движения и обеспечить устойчивое развитие данной сферы.

Литература:

  1. Божко Н. А., Баховчук А. М., Мытько Л. Р. Применение беспилотных летательных аппаратов при проектировании и содержании автомобильных дорог // Белорусский национальный технический университет.
  2. Клековкин В. А. Детектирование объектов воздушного пространства на изображениях с использованием сверточных нейронных сетей YOLOV5
  3. Кулагин Г. И. Анализ проблем обеспечения безопасности беспроводных самоорганизующихся сетей на основе беспилотных летательных аппаратов // Политехнический молодежный журнал. — 2022. — № 03. — С. 1–2.
  4. Кунай Е. Ю., Шаведдинова К. В. Нормативные и технологические принципы организации воздушного пространства и управления трафиком беспилотных летательных аппаратов в перспективной UAM системе: конкурсная работа / Е. Ю. Кунай, К. В. Шаведдинова. — Минск, 2021. — 34 с.
  5. Остапченко Ю. Б. Модели и средства подготовки персонала наземных служб гражданской авиации к принятию решений по выходу из нештатных ситуаций с применением комплексной автоматизированной системы: Дис.... канд. техн. наук. — Санкт-Петербург, 2017.
  6. Ящук Г. С., Писаров А. А. Создание беспилотного летательного аппарата для контроля и наблюдения за состоянием линейных объектов транспорта нефти и газа с изменяемым вектором тяги (Project GEO-1) // Сборник научных трудов. — Томск: Томский политехнический университет, [б. г.]. — 276 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 48-51):
Часть 1 (стр. 1-75)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 48-51стр. 75

Молодой учёный