Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Научный руководитель
Юриспруденция
11.06.2025
17
Поделиться
Библиографическое описание
Ниазова, А. Р. Особенности судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / А. Р. Ниазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 398-401. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126580/.


В данной статье рассматриваются особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, проблемы, связанные с вынесением судебного решения и меры наказания, применяемые к этой категории лиц.

Ключевые слова: обеспечение прав, защита несовершеннолетних, судебное производство.

Несовершеннолетние в силу возраста, психофизиологических особенностей и недостаточного жизненного опыта являются особо уязвимой категорией лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Это требует применения специальных мер защиты их прав и законных интересов. Неправильный подход к рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних может способствовать формированию у них негативного отношения к закону и обществу, что повышает риск совершения повторных преступлений.

Несовершеннолетние преступники в отличие от взрослых достаточно легко поддаются исправительному воздействию, в связи с этим применение к ним суровых мер в большинстве случаев нецелесообразно. Кроме того, взрослым проще перенести какие-либо физические или моральные лишения, связанные с наказанием, нежели подросткам. Исходя из сказанного, следует признать абсолютно справедливым исключение возможности применения к несовершеннолетним некоторых видов наказаний (особенно таких, как пожизненное лишение свободы), а также существенное уменьшение их размера [1, с. 765].

Судебное разбирательство по уголовным делам, в которых участвуют несовершеннолетние, представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Важнейшим этапом подготовки к судебному заседанию является подготовительная часть, направленная на обеспечение полноты и объективности исследования обстоятельств дела, а также защиту прав и интересов несовершеннолетних участников процесса.

Подготовительный этап охватывает такие части, как открытие судебного заседания, проверка явившихся лиц, рассмотрение заявленных ходатайств и разъяснение участникам дела их процессуальных прав и обязанностей. Значимость этого этапа велика, ведь он аккумулирует результаты всех предшествующих стадий уголовного процесса.

Задачей подготовительной части является проверка наличия всех необходимых для судебного заседания фактов и исследование собранных доказательств. Эти действия позволяют сократить время, необходимое для основного судебного разбирательства, уменьшить нагрузку на судебную систему. Первая инстанция обязана рассматривать уголовные дела только после прохождения подготовительной стадии, иначе процесс считается неполным.

Одной из распространённых проблем является поверхностное разъяснение прав и обязанностей участникам процесса. Председательствующему важно чётко и доступно объяснить данные элементы, убедившись в их понимании сторонами.

Существуют также проблемы, связанные с самим процессом проведения подготовительной части. Они могут включать неполное выяснение обстоятельств дела, например, неверное определение личности участников дела или свидетелей, что ведёт к субъективному и недостаточному изучению доказательств.

Следует указать, что в подготовительной части принимают участие судья, прокурор, адвокат, обвиняемый и другие заинтересованные лица. Законные представители несовершеннолетних также обязаны присутствовать, если они участвуют в деле.

Во-первых, обязательно участие адвоката с момента задержания или предъявления обвинения. Этот принцип основан на праве каждого на квалифицированную юридическую помощь, которое особо важно для несовершеннолетних, так как они могут испытывать страх, неуверенность и не понимать всех юридических тонкостей.

Во-вторых, родители или опекуны обязаны присутствовать на всех этапах судебного разбирательства. Это требование обеспечивает дополнительную поддержку несовершеннолетнему участнику процесса. Представитель помогает несовершеннолетнему лучше ориентироваться в ходе судебного разбирательства, разъясняет ему происходящее и защищает его интересы.

В-третьих, если несовершеннолетний находится под стражей, суд контролирует соблюдение условий его содержания. Суд следит за тем, чтобы содержание под стражей соответствовало нормам, установленным законодательством, и было безопасным для здоровья и благополучия несовершеннолетнего. Несоблюдение условий содержания несовершеннолетнего может повлечь за собой пересмотр меры пресечения в сторону смягчения.

Судебное следствие — центральная часть судебного разбирательства, в которой исследуются представленные сторонами доказательства, формируется представление о фактах дела и определяется степень вины обвиняемого.

Основная цель судебного следствия — установление истины по делу посредством полного и объективного анализа представленных доказательств. Среди ключевых задач можно выделить:

  1. Исследование доказательств. Судья и стороны рассматривают и оценивают все доказательства, представленные сторонами (свидетели, вещественные доказательства, заключения экспертов и др.).
  2. Выяснение обстоятельств дела. Суд определяет, какие факты имеют значение для дела, и выясняет их достоверность.
  3. Определение виновности или невиновности. В ходе следствия формируются выводы о наличии или отсутствии состава преступления и степени вины обвиняемого.
  4. Соблюдение прав участников процесса.

Судебное следствие проходит несколько этапов. Во-первых, открытие судебного следствия. Суд объявляет о начале исследования доказательств. Во-вторых, представление доказательств. Так, стороны предоставляют свои доказательства, которые исследуются судом. В-третьих, допрос свидетелей, который проводится с обеих сторон. В-четвертых, осмотр вещественных доказательств. Суд изучает предметы, имеющие значение для дела. В-пятых, назначение экспертиз.

Суд играет ведущую роль в судебном следствии. Он не только организует процесс, но и следит за соблюдением законности, равенством сторон и порядком в зале суда. В ходе судебного следствия обязательно присутствует законный представитель несовершеннолетнего (родитель, опекун или попечитель). Он имеет право участвовать в допросах, задавать вопросы и оказывать моральную поддержку несовершеннолетнему.

Адвокат (защитник) несовершеннолетнего обязательно участвует в судебном следствии. Его роль заключается в защите прав и интересов подопечного, представлении доказательств, заявлении ходатайств и обжаловании действий суда. В случаях, предусмотренных законом, в судебном следствии может участвовать педагог или психолог. Их задача — оказать несовершеннолетнему необходимую психологическую поддержку, следить за его состоянием и помогать устанавливать контакт с судом [2, с. 141].

Допрос несовершеннолетнего — один из важнейших моментов судебного следствия. Правила допроса различаются в зависимости от возраста несовершеннолетнего и его процессуального статуса (потерпевший, свидетель, обвиняемый):

  1. Возрастные ограничения. Для несовершеннолетних до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. Для детей до 14 лет допускается участие только в упрощенной форме допроса, если это не противоречит интересам дела.
  2. Продолжительность допроса. Время допроса ограничено, чтобы избежать утомляемости и стресса у несовершеннолетнего. Обычно допрос не превышает одного часа, с перерывами каждые 20–30 минут.
  3. Форма вопросов. Вопросы должны быть простыми и понятными для несовершеннолетнего. Запрещается задавать наводящие или провокационные вопросы, которые могут повлиять на искренность ответов.
  4. Запрет на ночной допрос. Допрос несовершеннолетнего не может проводиться в ночное время, за исключением чрезвычайных обстоятельств.

Если несовершеннолетний выступает в качестве потерпевшего или свидетеля, действуют дополнительные правила: психологическая поддержка (судья должен создавать атмосферу, в которой несовершеннолетний чувствует себя комфортно и уверенно, без давления и угроз); фиксация показаний (показания несовершеннолетнего фиксируются с помощью аудио- или видеозаписи, что помогает впоследствии проанализировать их и исключить ошибки); судебное заседание может проходить в закрытом режиме (в случаях, предусмотренных законодательством).

Технические средства, такие как аудиозапись или видеозапись, широко используются в судебном следствии с участием несовершеннолетних. Это позволяет зафиксировать все детали допроса и последующего обсуждения, что способствует объективности и точности.

Так, особые правила исследования доказательств с участием несовершеннолетнего на стадии судебного следствия направлены на защиту его прав и интересов. Соблюдение этих правил позволяет получить достоверные и точные показания, минимизируя стрессы и риски для несовершеннолетнего.

При вынесении приговора суд обязан рассмотреть возможность освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания, если такое освобождение предусмотрено ст. 92 УК РФ. Эта норма предусматривает освобождение от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия. Также судом рассматривается возможность условного осуждения несовершеннолетнего, если это соответствует обстоятельствам дела. Кроме этого, предметом обсуждения суда является назначение наказания, не связанного с лишением свободы.

Если суд принимает решение освободить несовершеннолетнего от наказания или применить к нему альтернативные меры, такие как условное осуждение или наказание, не связанное с лишением свободы, он обязан указать, на какое специализированное учреждение для несовершеннолетних возлагается контроль за поведением осужденного. Эти учреждения занимаются воспитательной работой и наблюдением за несовершеннолетними, чтобы предотвратить повторные правонарушения.

Несмотря на позитивные аспекты статьи 430 УПК РФ, существуют некоторые проблемы, связанные с её применением. Так, эффективность работы специализированных учреждений зависит от квалификации работников, работающих с несовершеннолетними. Недостаточное финансирование и нехватка квалифицированных кадров могут снижать эффективность реализации мер, направленных на исправление и социализацию подростков. Уровень обеспечения прав несовершеннолетних может существенно различаться в зависимости от региона. Некоторые регионы обладают более развитой системой поддержки несовершеннолетних преступников, тогда как в других регионах эта система может быть недостаточно развита [3, с. 191].

В контексте возрастных ограничений несовершеннолетним не назначаются определённые виды наказаний, и ряд видов санкций применяется исключительно при выполнении конкретных условий. Наказание в форме лишения свободы назначается несовершеннолетним, совершившим преступление в возрасте до шестнадцати лет, на срок не превышающий шесть лет. Для тех же категорий несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также для остальных несовершеннолетних осуждённых, максимальный срок лишения свободы составляет десять лет, и оно должно отбываться в воспитательных колониях.

Важно подчеркнуть, что судимость за преступления, совершённые лицом до достижения восемнадцатилетнего возраста, не учитывается при установлении рецидива преступлений.

Ещё одним важным моментом остаётся проблема неэффективной системы постпенитенциарной поддержки, что нередко ведёт к рецидивизму. Недостаточный уровень взаимодействия между судебными органами, правоохранительными структурами и социальными службами зачастую затрудняет создание целостной системы предупреждения преступности среди молодёжи.

Эффективное противодействие молодежной преступности требует комплексного подхода, сочетающего в себе не только жесткие карательные меры, но и поддержку социально уязвимых групп населения, а также программы по восстановлению и интеграции подростков в общество. Только таким образом можно создать условия для снижения уровня рецидивизма и формирования законопослушного поколения.

Литература:

  1. Слепенкова Т. Ю. О некоторых вопросах совершенствования законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электр. сб. ст. по матер. XLII студенч. междунар. науч.-практ. конф. 2018. Том 7 (42). С.762–767.
  2. Савицкая И. Г. К вопросу о необходимости проведения очной ставки с участием несовершеннолетнего лица // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних. 2017. № 1 (4). С. 137–143.
  3. Несовершеннолетние как субъекты уголовно-правовых отношений: монография / под ред. С. У. Дикаева. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. 232 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
обеспечение прав
защита несовершеннолетних
судебное производство
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 398-401):
Часть 6 (стр. 373-435)
Расположение в файле:
стр. 373стр. 398-401стр. 435

Молодой учёный