Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Основные направления корректирующих программ развития детей с ОВЗ

Психология
15.06.2025
6
Поделиться
Библиографическое описание
Коннов, А. М. Основные направления корректирующих программ развития детей с ОВЗ / А. М. Коннов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 536-541. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126568/.


В статье рассматриваются направления развития детей с ОВЗ, существующие в настоящее время. Приводится характеристика различных спортивных программ и упражнений, дается описание, какие корректировки могут внести занятия тем или иным видом спорта. Также в статье приводится перечень упражнений с описанием при работе с детьми с дислексией, даются рекомендации родителям и учителям при организации занятий с такими детьми. Раскрываются принципы взаимодействия с родителями, у которых есть дети с ОВЗ, отмечается значимость терапевтической помощи детям при занятии творчеством и различными ремеслами.

Ключевые слова : ребенок с ОВЗ, дислексия, адаптивный спорт, семья с ОВЗ, песочная терапия, коррекция развития.

Когда мы говорим о коррекционной работе, важно выстроить сотрудничество с семьей ребенка. Именно такой формат позволит максимально компенсировать нарушения, существующие у ребенка, и нормализовать жизнь всей семьи.

Необходимо тщательным образом выстраивать работу со взрослыми — ведь какой мы посыл несем детям, так они нас воспринимают. Освоение вопросов инклюзивного воспитания помогает родителям снять психологические зажимы. Поэтому, работа с детьми с особенностями развития начинается с родителей.

Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ, это неизменно отражается на психологическом состоянии всех ее членов: эмоциональные переживания, изменение привычного уклада жизни, нарушение социальных контактов. Родителям нужны время и силы, чтобы осознать диагноз ребенка, принять его, пройти психологическую стабилизацию, найти специалиста, который адекватно оценит состояние ребенка и подскажет, какую реабилитацию лучше пройти, выстроит сам обучающий процесс для ребенка. Поэтому очень большое значение имеет настрой родителей — от них должен исходить позитивный посыл и уверенность.

Специалистам, работающим с ребенком важно это понимать и приниматься чувства родителей. Особенно на первых этапах взаимодействия, когда еще не наступила пора адаптации.

И в дальнейшей работе при установлении контакта с семьей ребенка с ОВЗ специалисту следует придерживаться следующих принципов:

  1. Бережное и уважительное отношение к детям и их родителям. Необходимо следить за терминологией, которую специалист использует в общении с родителями. Формулировки должны быть максимально корректными. Под запретом находятся такие выражения, как, например, — «ненормальное поведение», «больной ребенок». При этом к самим родителям следует также обращаться с уважением, обязательно по имени или по имени и отчеству, а не обезличенным «мамочка». Этот факт также подчеркивает персонализированный подход к конкретной семье со стороны специалиста.
  2. Соблюдение конфиденциальности. Если специалист обсуждает какой-то случай с коллегами, делать это необходимо только в корректной форме и только с согласия родителей.
  3. Принцип осведомленности родителей о целях и результатах диагностических обследований, видах коррекционного вмешательства. Специалисты должны быть готовы отвечать родителям на вопросы: «Зачем вы это делаете? Что это даст ребенку?». То есть специалист должен обязательно обосновать свой подход, выбранную методику и т. д.
  4. Принцип компетентности и ответственности. Специалисты должны использовать в работе только методики с доказанной эффективностью. Если на каком-то этапе специалист начинает видеть и понимать, что методика не подходит ребенку, и он не может справиться с той или иной задачей, лучше сразу обсудить это с родителями. В данном случае желание «сохранить лицо» может оказаться губительным для ребенка, лучше показаться некомпетентным, чем навредить. В данном случае специалисту следует обозначить проблему перед родителями, взять паузу и вернуться позже с ответами на вопросы, с новыми решениями, чем продолжать упорно реализовывать неподходящую методику, нанося вред ребенку.

Семья действительно должна как можно раньше прийти к пониманию необходимости активной помощи со стороны соответствующих специалистов. Именно нежелание принимать такую помощь, не обращение в самом раннем возрасте к специалистам, приводит к необратимым последствиям. Несмотря на наличие биологических ограничений, социализация необходима для детей с ОВЗ.

Биологические факторы, такие как генетическая предрасположенность и органические повреждения мозга, действительно оказывают влияние на развитие личности детей с умственной отсталостью. Однако социальные факторы, такие как воспитание, общение с окружающими и образовательная среда, играют ведущую роль в этом процессе.

Отсутствие должной социальной поддержки и взаимодействия со стороны родителей значительно замедляет развитие детей с ОВЗ. Это подтверждает ведущую роль социального фактора в развитии личности детей с умственной отсталостью.

Социальная среда способна компенсировать многие биологические недостатки. На сегодня есть множество примеров, которые демонстрируют, что активное участие родителей и создание благоприятной образовательной среды могут значительно ускорить развитие ребёнка.

Педагогу-дефектологу рекомендуется организовать дополнительные мероприятия, способствующие социализации детей: групповые занятия, игры, участие в культурных и общественных мероприятиях.

Также важно привлекать родителей к процессу развития и обучения, проводя регулярные консультации и обучающие семинары для них.

Создание индивидуальных программ развития, которые учитывают как биологические, так и социальные особенности каждого ребёнка, поможет добиться максимального прогресса в их личностном развитии.

Почему еще важно обращение к игровым и соревновательным методикам, особенно для детей с ОВЗ? Представим знакомую ситуацию — обычный здоровый ребенок вдруг не хочет идти в школу, на уроках ведет себя пассивно, дома не может долго приступить к выполнению домашних заданий и часами сидит над тетрадками. На лицо признаки снижения учебной мотивации. И прежде, чем ответить на вопрос «Что делать?», давайте разберемся с тем, что могло привести к этому.

Стремление к обучению заложено в нас природой. Когда у ребенка получается овладеть новым навыком, он испытывает радость, которая сопровождается выплеском гормона счастья. Вы наверняка замечали, что первый раз, сумев правильно разложить картинки или кубики, ребенок очень горд собой, а на пятый-шестой раз — совершенно спокоен. В этом и есть суть мотивации к обучению — создать такие условия, чтобы ребенку было интересно, чтобы игры и задания находились в зоне его ближайшего развития, но при этом были выполнимы для него. Так и для ребенка с ОВЗ — как только он увидит маленькие результаты своих усилий, он окажется вовлеченным в процесс развития.

Адаптация есть везде, особенно в спорте. Спорт включает в себя обязательные соревнования и подготовку к ним, в нем ярко проявляется стремление к победе и мобилизация внутренних сил [8, с. 64]. Это не только физическое развитие, но и незаменимый инструмент их развития. Важно приложить большое количество усилий, проявлять больше самостоятельности и ответственности.

Занимаясь спортом, ребенок может не только развивать физические навыки, формировать волевые качества, но и находить общий язык с другими детьми, обретая опыт социализации.

Поэтому, когда, скажем, ребенок с ОВЗ взбирается на вершину скалодрома, он не просто преодолевает физические преграды — он побеждает свои страхи и сомнения снова и снова. И к тому же видит, как много детей с подобными проблемами занимается вместе с ним и понимает, что он не одинок.

К тому же, как известно, занятия спортом улучшают межполушарную связь и постепенно влияют на становление речи у детей с отклонениями. К адаптивным спортивным занятиям, оказывающим положительное влияние на детей с ОВЗ, можно отнести воздушную гимнастику, батут, адаптивный скалодром, игровую гимнастику, футбол, баскетбол, волейбол и др.

Например, прыжки на батуте — отличная возможность развить координацию и укрепить мышцы в увлекательной игровой форме. Скалодром подходит для любителей высоты и приключений, поскольку здесь каждый сможет испытать свои силы и преодолеть новые вершины.

Игровая гимнастика включает в себя занятия, которые помогут развить гибкость и ловкость через игры и выполнение интересных заданий. Также на развитие силы, выносливости и уверенности в себе влияют и тренировки в рамках единоборства

Игровые виды спорта учат взаимодействию в команде — подстраховывать, передавать пас, оказывать поддержку друг другу [2, с. 52]. Также подобные занятия развивают умение чувствовать свое тело и хорошо ориентироваться в пространстве. Для ребенка с ОВЗ это бывает очень сложно. Ребята начинают теряться в процессе двигательной активности, и спорт помогает [6, с.34]. И только в тандеме родитель-тренер- ребенок можно достичь поставленных целей.

Отметим, что физическая активность детям с ОВЗ дается, конечно, труднее, чем просто сидение за столом. Например, во время только во время спортивной ходьбы ребенку нужно постоянно оценивать, где в моменте находится его правая нога или левая рука — перекрестное движение вызывает сложности. Как и любое другое выполнение правил, связанных с необходимостью удержания нужной комбинации действий.

При занятии спортом с детьми с ОВЗ нужно соблюдать некоторые несложные правила.

Во-первых, в занятии спортом важна последовательность: упражнения должны подбираться по принципу от простого к сложному. Во-вторых, физическая нагрузка должна наращиваться постепенно. Также, в-третьих, очень важно постоянство, поскольку только постоянные усилия дают результат. Если родители забывают требования тренера, правила, последовательность действий, взаимодействие с предметами, у ребенка нарушается режим.

В качестве примера расскажем о девочке Агате — очень ярком и энергичном ребёнке. Она столкнулась с серьезной проблемой — аплазией кисти и части предплечья, что привело к нарушению координации движений. Тренеры из коррекционного центра предложили Агате две программы коррекции — адаптивный батут и адаптивный скалодром. Эти виды спорта укрепили мышечный корсет ребенка, помогли Агате улучшить координацию движений, повысить концентрацию внимания и развить ее физические и даже умственные способности. Она стала более уверенной в себе и лучше справляется с трудностями. Немаловажным фактором стало вдохновляющее влияние тренера. Агата обожает своего тренера, который стал для неё настоящим наставником и другом. Благодаря поддержке своего тренера, Агата из года в год преодолевает физические трудности. Несмотря на то, что семья Агаты проживает на другом конце Москвы, они продолжают регулярно посещать занятия вот уже третий год. Теперь, когда прошло уже несколько лет, Агата стала не только сильнее физически, но и эмоционально, девочка раскрыла свой потенциал и смогла начать жить полноценной жизнью.

Еще одним направлением развития детей с ОВЗ является творчество и ручной труд. С их помощью у ребят с особенностями развития происходит процесс реального включения в активную жизнь социума. Ручной труд, общение с близкими по духу людьми, атмосфера дружбы и взаимоподдержки — все это делает подобные занятия уникальными и важными для каждого участника, поскольку неформальная обстановка и общая тема располагают к общению и разгрузке.

Кстати, хочу отметить, что огромным плюсом является возможность заниматься в творческой мастерской нормотипичным детям совместно с детьми с ОЗВ [7, с. 48].

Творчество вовлекает, и дети увлекаются творчеством. Занятия творчеством замечательный способ снять психоэмоциональное напряжение, расслабиться и погрузиться в волшебную атмосферу творчества. И когда дети получают хороший результат, они счастливы, и это помогает им укрепиться психологически, социализироваться, что в дальнейшем помогает им уже развиваться в других занятиях. В качестве примера приведем занятие по созданию деревянной фигурки. У ведущего мастер-класса есть образец, он обсуждает с детьми, что должно получиться в итоге, какие детали необходимы для работы по образцу. Ребенок при этом должен самостоятельно отсортировать детали. Потом начинаются работы с крупной моторикой — шлифуются детали, осуществляется их сборка, затем наступает этап творчества. Мы хотим, чтобы ребенок ушел с готовым изделием, и родители должны подчеркивать, что он сделал это сам, что является важным для его социализации.

В последнее время появилась и успешно себя зарекомендовала так называемая песочная терапия. Суть ее состоит в том, чтобы строить башни не в песочнице, а на столе. Работа с этим материалом объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, в результате стабилизируется эмоциональное состояние детей.

Родители отмечают, что дети с удовольствием посещают подобные занятия, замечают улучшения в мелкой моторике. Специалисты по песочной игротерапии, отмечают, что данный вид деятельности действительно позволяет ребятам раскрываться. Они создают образы, которые им нравятся, придумывают сами новые или стараются воссоздать уже знакомые им фрагменты из мультфильмов, фильмов, будь то башни, дворцы, замки. Это то, что касается песка, а в работе с пластилином творчество и вовсе не ограничивается, там наблюдается сплошной полет фантазии ребенка.

Вообще, в настоящее время накоплен огромный опыт для развития детей с различными отклонениями [1, с. 198]. Такие уроки идеально подходят для детей с определенными особенностями, поскольку используется индивидуальный подход и игровые методики, что делает занятия не только эффективными, но и интересными [9, с. 241]. В качестве примера хочу привести небольшой обзор упражнений, эффективно зарекомендовавших себя при терапии детей с дислексией:

  1. Создание букв из цветного песка или пластилина. Ребенку нужно дать возможность лепить буквы и слова. Тактильные ощущения помогут ему лучше запомнить форму букв.
  2. Игра «Звуковые истории». Заключается в том, чтобы рассказывать ребенку короткие истории, используя игрушки или картинки. Нужно попросить ребенка озвучить определенные слова или звуки, помогая ему развивать слуховые навыки.
  3. Картинки и буквы.

По комнате развешиваются картинки с предметами, которые начинаются на разные буквы. Ребенка просят подойти к каждой картинке и назвать ее, а затем записать букву на бумаге.

  1. Письмо в воздухе.

Заключается в том, что ребенок рисует буквы в воздухе пальцем или с помощью волшебной палочки. Это помогает развитию моторики и визуальной памяти.

  1. Музыкальные упражнения.

В качестве обучающего материала здесь выступает музыка. Нужно петь песни, в которых есть рифмы и повторы, позволяя ребенку одновременно учиться слышать и запоминать звуки.

  1. Ассоциативные игры.

Суть игры заключается в создании карточек с изображением предметов и их названиями. Ребенок должен сопоставлять картинки с написанными словами, развивая тем самым навыки чтения и ассоциативного мышления.

  1. Алфавитный поиск.

Игра заключается в том, чтобы находить предметы вокруг, которые начинаются на определенную букву, или собирать их в корзину. Это делает обучение динамичным и увлекательным [10, с. 117].

Многим детям с нарушениями, ОВЗ и дислексией, в частности, ни в коем случае нельзя ставить плохих отметок пока идет коррекция [3, с. 28]. Любой логопед, дефектолог, нейропсихолог подтвердит — такому ребенку во время терапии нужно положительное подкрепление успехов вне кабинета врача хотя бы на 4–5 месяцев. Поэтому учителю в школе важно донести, что такому ребенку нужно давать возможность переписать работу наедине с учителем, не торопить в классе, поскольку такой ребенок работает всегда медленнее остальных. Дать возможность доделать работу после урока или дома без санкций со стороны учителя и родителей.

Конечно, от учителя будет зависеть очень многое. Он должен посадить ребенка за первую парту, желательно, одного, особенно, если у него СДВГ [5, с. 63]. Это поможет контролировать работу ребенка, помогать, подсказывать, поможет контролировать, чтобы ребенок не отвлекался. Желательно разрешить такому ребенку писать в тетради карандашом, хотя бы один учебный год. Это нужно, чтобы он мог исправить ошибку так, как будто ее не было. На самом деле это простейший психотерапевтический прием, способствующий улучшению почерка у детей.

Также нужно разрешить пользоваться визуальными опорами на уроке. Например, это таблицы Зайцева по русскому языку в соответствующей обработке, а на математике и чтении — карточки самопомощи. Это такие картинки — схемы — смайлы, которые напоминают ребенку о том, как он сам может помочь себе в том или ином случае [4, с. 76]. Этому обучает специалист на специальных занятиях, и затем это выдается ребенку домой и в класс, чтобы он применял на практике, поскольку ребенок с 3D плохо воспринимает информацию на слух, и для него необходимо увеличивать наглядные, а еще лучше, наглядно-тактильные подкрепления.

Еще одной особенностью обучения детей с различными отклонениями — это необходимость активной формы проведения урока. Конечно, в обычной школе такое пока что трудно представить. Поэтому для таких детей важно хотя бы иметь возможность свободно менять положение тела. В условиях традиционного класса можно просто разрешить постоять около парты, вытереть доску, помочь учителю, раздать тетради и т. д. На переменах детей обязательно нужно выпускать из класса, дети просто сбрасывают напряжение нервной системы через движение. Игнорировать эту потребность детского организма — значит дождаться рано или поздно «бунта». Однако, дислексика нельзя вызывать к доске, по крайней мере, несколько месяцев до первых улучшений.

Родителям не следует отправлять детей к репетиторам и не пытаться оставлять после уроков и заниматься самим. Увеличение нагрузки и однотипная подача материала — вредны для таких детей. Нужны другие, особые методы помощи, которые под силу любому. Индивидуальная работа без смены подхода и дидактического материала бесполезны. У такого ребенка мозг работает иначе.

Очень важно показать ребятам в классе сильные стороны ребенка с ОВЗ. Их так много у этих детей, причем, самые неожиданные. Например, рассказ одного мальчика-дислексика опубликовали в журнале. Пусть такой ребенок учит чему-то других, рассказывает и показывает свои сильные стороны.

Таких примеров можно приводить множество — самое главное, чтобы дети проявляли интерес и активность, получили ценный опыт, участвуя в выполнении тех или иных упражнений. Такие мероприятия способствуют развитию моторики, сенсорного восприятия и творчества, а также учат заботе друг о друге, старанию и терпению. Мы верим, что каждый человек уникален, но при этом все мы хотим быть понятыми, принятыми и любимыми. Потому что различия между людьми— это не барьер, а возможность для роста и развития общества. Каждый человек уникален, но при этом все мы часть одного общества, а различия делают нас сильнее как общество, в котором быть «другим» — это нормально, ведь в каком-то смысле все мы «другие», но при этом мы разделяем общие черты, эмоции и потребности.

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Медведева [и др.]; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–07554–0.
  2. Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–07862–6.
  3. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования / Гончарова В. Г., Подопригора В. Г., Гончарова С. И. — Красноярск: СФУ, 2014. — 248 с.: ISBN 978–5–7638–3133–7.
  4. Мандель Б. Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2023. — 152 с. — ISBN 978–5–9558–0575–7.
  5. Матвеева М. В. Профессиональное обучение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / М. В. Матвеева, С. Д. Станпакова. — Москва: Форум: ИНФРА-М, 2020. — 191 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — ISBN 978–5–00091–605–6. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1134540 (дата обращения 12.05.2025).
  6. Медведева Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е. А. Медведева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 82 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–05560–3.
  7. Посохова С. Т. Психология инклюзии: диалог детей с разными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С. Т. Посохова, Е. Е. Белан. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. — 172 с. — ISBN 978–5–288–06055–7.
  8. Рипа М. Д. Методы лечебной и адаптивной физической культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 158 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–07858–9.
  9. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 335 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/20170. — ISBN 978–5–16–011182–7.
  10. Современные подходы и технологии специальной педагогики: сборник научных статей / под. ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова. — Москва: МПГУ, 2020. — 272 с. — ISBN 978–5–4263–0926–5.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ребенок с ОВЗ
дислексия
адаптивный спорт
семья с ОВЗ
песочная терапия
коррекция развития
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 536-541):
Часть 8 (стр. 515-583)
Расположение в файле:
стр. 515стр. 536-541стр. 583

Молодой учёный