Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка модели программы нейропсихологической профилактики нарушений поведения у детей, испытывающих трудности в обучении

Педагогика
10.06.2025
8
Поделиться
Библиографическое описание
Дьячкова, В. В. Разработка модели программы нейропсихологической профилактики нарушений поведения у детей, испытывающих трудности в обучении / В. В. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126557/.


В статье представлена модель программы нейропсихологической профилактики нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с трудностями в освоении образовательной программы ДОУ. Рассмотрены теоретико-методологические основы, цель, задачи, структура и содержание программы. Описаны основные методы и приемы коррекционно-развивающей работы: двигательные, дыхательные, глазодвигательные упражнения, кинезиологические и релаксационные техники, игры на развитие произвольной регуляции. Приведены примеры из практической апробации программы. Сделан вывод о комплексном воздействии нейропсихологического подхода на различные сферы психики ребенка и его эффективности для профилактики поведенческих нарушений и трудностей обучения.

Ключевые слова: нейропсихологическая профилактика, нарушения поведения, трудности обучения, дошкольный возраст, саморегуляция, межполушарное взаимодействие, программирование и контроль деятельности.

The article presents a model of a program for neuropsychological prevention of behavioral disorders in older preschool children with difficulties in mastering the preschool educational program. The theoretical and methodological foundations, purpose, objectives, structure and content of the program are considered. The main methods and techniques of correctional and developmental work are described: motor, breathing, oculomotor exercises, kinesiological and relaxation techniques, games for the development of voluntary regulation. Examples from the practical testing of the program are given. The conclusion is made about the complex impact of the neuropsychological approach on various areas of the child's psyche and its effectiveness for the prevention of behavioral disorders and learning difficulties.

Keywords: neuropsychological prevention, behavioral disorders, learning difficulties, preschool age, self-regulation, interhemispheric interaction, programming and activity control.

Нарушения поведения и трудности обучения в дошкольном возрасте имеют высокую распространенность и служат факторами риска школьной дезадаптации. Современные исследования показывают, что в основе этих проблем часто лежат минимальные мозговые дисфункции, незрелость или нарушения взаимодействия различных структурно-функциональных компонентов мозга. Поэтому актуальной задачей практической психологии образования является разработка нейропсихологических технологий профилактики и коррекции отклонений в развитии детей.

Представленная модель программы нейропсихологической профилактики опирается на фундаментальные положения о системной организации высших психических функций и их мозговых механизмах, сформулированные в работах А. Р. Лурии, Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной. Также учитываются современные данные о ключевой роли субкортикальных и правополушарных структур в происхождении нарушений поведения у детей (А. В. Семенович, М. Г. Водолажская). В соответствии с этим, ведущими направлениями коррекционно-развивающей работы выступают развитие саморегуляции, межполушарного взаимодействия и активизация ресурсов правого полушария.

Цель и задачи программы Целью программы является профилактика нарушений поведения и трудностей обучения у детей старшего дошкольного возраста через оптимизацию корково-подкорковых взаимодействий и развитие предпосылок произвольной регуляции деятельности.

Задачи программы:

Развитие навыков осознанной саморегуляции, контроля эмоций и поведения.

Формирование конструктивных стратегий совладания с негативными переживаниями.

Гармонизация эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности ребенка.

Активизация ресурсов правого полушария, творческого самовыражения.

Расширение поведенческого репертуара, развитие коммуникативных и социальных навыков.

Апробация программы проходила на базе ГКДОУ «Детский сад № 15 «Ласточка» г. Изобильного Ставропольского края в период с декабря 2024 по май по 2025 года. Участниками стали 20 воспитанников подготовительных групп 6–7 лет с признаками нарушений поведения и трудностей в освоении образовательной программы ДОУ. Дети были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ) по 10 человек в каждой, уравненные по полу, возрасту и степени нарушений. Дети ЭГ посещали коррекционно-развивающие занятия 2 раза в неделю, дети КГ продолжали обучение по стандартной программе.

Программа включала 8 подгрупповых занятий по 30 минут 2 раза в неделю, которые проводил педагог-психолог ДОУ. Занятия проходили в подгруппах по 6–8 человек, что позволяло обеспечить индивидуальный подход, активность каждого ребенка и использовать преимущества групповой динамики, сотрудничества и взаимообучения.

Программа реализовывала комплексный подход, сочетая методы воздействия на различные сферы психики — двигательную, когнитивную, эмоциональную, коммуникативную. Многоканальность и интегративность методов повышала эффективность коррекции.

Структура занятия:

Ритуал приветствия, создание доброжелательной атмосферы, позитивного настроя на работу.

Разминка, нейропсихологическая гимнастика, растяжки, упражнения на межполушарное взаимодействие.

Дыхательные, глазодвигательные упражнения, элементы сенсорной интеграции.

Игры и задания на развитие произвольной регуляции, функций программирования и контроля.

Двигательные и графические диктанты, кинезиологические упражнения.

Методы эмоциональной саморегуляции, релаксация, визуализация.

Ритуал прощания, рефлексия занятия.

Основные методы и приемы:

Нейропсихологическая гимнастика направлена на оптимизацию тонуса мышц, улучшение координации движений и межполушарного взаимодействия через выполнение перекрестных, ассиметричных и содружественных движений. Например, в упражнении «Ухо-нос» дети учатся синхронно касаться противоположной рукой уха и носа, развивая межполушарные связи и произвольность движений. Растяжки («Струночка», «Бабочка») нормализуют мышечный тонус, снимают напряжение.

Дыхательные упражнения («Воздушный шарик», «Дракон») учат детей осознанно управлять своим дыханием и эмоциональным состоянием. Глазодвигательные упражнения развивают зрительно-моторную координацию, расширяют поле зрения, активизируют кору головного мозга. Элементы сенсорной интеграции (ползание, кинезиологические упражнения) улучшают взаимодействие различных сенсорных систем, формируют схему тела.

Большое внимание уделяется развитию произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля. Используются игры с правилами («Съедобное-несъедобное», «Саймон говорит»), графические диктанты, задания на планирование и удержание программы действий. Дети учатся подчиняться инструкции, контролировать свои импульсы, действовать по образцу и внутреннему плану. Упражнение «Лабиринты» формирует навыки ориентации в пространстве, планирования маршрута, гибкости мышления.

Двигательные и графические диктанты развивают способность точно воспринимать, запоминать и воспроизводить заданные образцы движений и графических паттернов. Это готовит детей к обучению письму, рисованию, освоению математических навыков. Кинезиологические упражнения («Кулак-ребро-ладонь», «Крестовой шаг») улучшают межполушарное взаимодействие, активизируют познавательные процессы.

Для развития эмоциональной саморегуляции применяются методы нервно-мышечной релаксации и визуализации. Дети учатся распознавать мышечные зажимы, осознанно расслаблять тело, восстанавливать равновесие. Упражнения «Тяжелый-легкий», «Кошка» снижают психоэмоциональное напряжение. Направленное воображение приятных образов («Безопасное место», «Воздушный шар») создает ресурсное состояние, помогает совладать с негативными эмоциями.

Вся коррекционная работа строится с опорой на ведущую игровую деятельность дошкольников, с постепенным усложнением и индивидуализацией заданий. Важное значение имеет ритуал приветствия и настрой на занятие: упражнения в круге, девиз группы, обмен чувствами создают атмосферу доверия и безопасности. Дети переносят освоенные техники саморегуляции в повседневную жизнь.

Разработанная модель программы нейропсихологической профилактики реализует комплексный подход к развитию произвольной саморегуляции дошкольников. Сочетание двигательных, дыхательных, когнитивных методов позволяет гармонизировать работу мозговых структур, вовлеченных в регуляцию поведения. В результате целенаправленного воздействия на сенсомоторный, когнитивный и эмоциональный уровни психики достигается системный эффект — у детей формируются предпосылки осознанного владения своим поведением, гибкость и адаптивность в различных ситуациях.

Практическое применение программы показало ее эффективность для профилактики нарушений поведения и трудностей обучения, что проявилось в повышении саморегуляции, улучшении функций программирования и контроля, снижении импульсивности и гиперактивности у детей экспериментальной группы. Опыт реализации программы подтверждает целесообразность использования нейропсихологического подхода в системе дошкольного образования для своевременного предупреждения и коррекции отклонений в развитии. Перспективы дальнейших исследований связаны с апробацией программы на более широкой выборке, оценкой ее долгосрочных результатов и совершенствованием диагностического инструментария.

Литература:

  1. Водолажская М. Г., Водолажский Г. И. Возрастная динамика электроэнцефалографических параметров здоровых людей с разным уровнем агрессивности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. — 2020. — № 1 (256). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnaya-dinamika-elektroentsefalograficheskih-parametrov-zdorovyh-lyudey-s-raznym-urovnem-agressivnosti (дата обращения: 22.04.2025).
  2. Водолажская М. Г., Водолажский Г. И. Фундаментально-профилактический подход к оценке биохимического анализа в дефектологии. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. — 263 с.
  3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.:Academia, 2002.–384 с.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
  5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  6. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
  7. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
нейропсихологическая профилактика
нарушения поведения
трудности обучения
дошкольный возраст
саморегуляция
межполушарное взаимодействие
программирование и контроль деятельности
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 235-237):
Часть 4 (стр. 227-297)
Расположение в файле:
стр. 227стр. 235-237стр. 297

Молодой учёный