В статье обосновывается потребность в качественном нормативном регулировании прав потребителей в электронной торговле. Сформулированы и проанализированы некоторые права потребителей в электронной торговле. Выявлены ряд проблем, которые порождают риски нарушения прав потребителей в электронной торговле. В статье анализируются проблемные аспекты защиты интересов потребителей в электронной торговле.
Ключевые слова: потребитель, электронная торговля, защита прав потребителей, продажи товаров дистанционным способом.
Интенсивное развитие информационных технологий и телекоммуникаций обусловило широкое распространение удаленных способов взаимодействия хозяйствующих субъектов с физическими лицами — потребителями. Современные реалии характеризуются существенным увеличением количества сделок розничной купли-продажи, заключаемых дистанционно посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. По данным аналитиков Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-торговли в России в первом квартале 2025 года вырос на 36 % год к году и достиг 2,6 трлн рублей. Из этой суммы 97 % пришлось на покупки в российских интернет-магазинах и маркетплейсах. Доля интернет-торговли в общем объеме розничной торговли увеличилась за квартал на 2,1 процентных пункта и достигла 18,3 % (16,2 % — по состоянию на конец 2024 года). Топ-3 регионов по объемам интернет-торговли: Москва — 17,2 % от всех онлайн-покупок, Московская область — 7,9 % и Санкт-Петербург — 6,2 % [8]. То есть отношения, касающиеся оформления и исполнения договоров через сеть Интернет, приобретают особую значимость среди гражданско-правовых взаимоотношений с участием граждан и представителей бизнеса.
Значительное время нормативная база, регламентирующая электронную торговлю, особенно аспекты защиты прав потребителей при осуществлении виртуальных торговых операций, оставалась слаборазвитой и недостаточной с точки зрения законодательного закрепления соответствующих гарантий. До 2018 г. действующий Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон о потребителях) [1] содержал единственную статью (ст. 26.1), посвященную особенностям регулирования продажи товаров дистанционным способом.
Вместе с тем постепенно выявлялась необходимость дополнительного совершенствования данной нормы ввиду её недостаточности для всестороннего регулирования процесса продажи товаров физическим лицам через глобальную информационную сеть Интернет. Усиление роли агрегаторов, таких как Wildberries, Ozon и другие аналогичные платформы, привело к потребности чётко определить их статус, объём возложенных на них обязанностей в отношениях с потребителями. В связи с этим Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 250-ФЗ [3] в Закон о потребителях были внесены существенные изменения, закрепившие в нем понятие владельца агрегатора информации о товарах (услугах), положения, регулирующие особенности предоставления продавцом информации владельцу агрегатора, а последним — потребителю, а также нормы об ответственности владельца агрегатора.
Федеральным законом от 1 мая 2022 г. № 135-ФЗ [4] в Закон о потребителях были внесены существенные изменения, затрагивающие регулирование деятельности не только владельцев агрегаторов, но и иных участников правоотношений с потребителями. Нововведения касались запрета включения в договор условий, ущемляющих права потребителя. Законом было конкретизировано понятие недопустимых договорных условий, ущемляющих права потребителя, а также указан перечень условий, которые являются заведомо нарушающими права потребителя и ни при каких обстоятельствах не могут быть включены в договор. Данные нормы являются универсальными и применимы в том числе к договорам, которые заключаются дистанционно, в том числе посредством сети Интернет.
Помимо этого, стоит отметить, что в 2020 г. Правительством РФ было принято Постановление № 2463 [5], которым установлены специальные правила, касающиеся дистанционной продажи товаров, в том числе их продажи через Интернет.
То есть видно, что ощущается объективная потребность в углублении государственной политики, направленной на разработку подробного правового механизма регулирования электронной торговли и усиление правовых гарантий потребителей при приобретениях товаров путем дистанционных методов продаж. Специалисты подчеркивают наличие пробелов в действующем законодательстве относительно системного подхода к правовому обеспечению различных видов коммерческой деятельности, настаивая на установлении единых стандартов защиты прав потребителей вне зависимости от формы организации торгов [7, с.23]. Необходимо констатировать существование ряда существенных изъянов действующего законодательства, ограничивающих уровень защищённости потребителей при осуществлении покупок в электронном пространстве. Данные недостатки характерны не только для отечественной системы права, но и для многих зарубежных государств, предпринимая усилия по реформированию механизмов регулирования электронной торговли, включая внедрение цифровых инструментов управления торговыми процессами [6, с. 68].
Между покупателями-физическими лицами и профессиональными продавцами возникают специфические правовые отношения, характеризующиеся заметным неравенством в доступе к информации. Продавец традиционно владеет существенно большим объемом сведений о реализуемом товаре, его эксплуатационных особенностях и прочих значимых аспектах, влияющих на принятие решения о заключении договора купли-продажи. Подобная ситуация формирует повышенные риски для потребителя, проявляющиеся как в трудностях самостоятельного получения необходимой информации о предмете покупки и контрагенте, так и в возможности манипуляций со стороны продавца, имеющего целью введение покупателя в заблуждение относительно характеристик товара, умышленное сокрытие важных фактов или искусственное формирование спроса на продукцию, приобретение которой было бы исключено при наличии полной информации.
Во избежание ситуации информационной несоразмерности и с целью гарантировать потребителю условия для взвешенного выбора продукта, закон обязывает продавцов, производителей, владельцев агрегаторных площадок обеспечивать надлежащее информирование покупателей. Основные нормы относительно содержания, формата и порядка представления информации о поставщиках определены ст. 9 Закона о потребителях, тогда как положения о предоставлении сведений непосредственно о товарах, выполненных работах или оказанных услугах сформулированы в ст. 10 данного акта.
Статьей 9 Закона о потребителях предусмотрено обязательное представление потребителю информации о продавце вне зависимости от способа приобретения товара, включая дистанционные формы торговли. При этом содержание и форма предоставления подобной информации варьируются в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Так, в силу общих положений продавец обязан доводить до сведения потребителя сведения о своем полном наименовании (фирменном наименовании), фактическом расположении (месте нахождения), рабочем распорядке, а индивидуальные предприниматели дополнительно сообщают информацию о прохождении процедуры государственной регистрации и органе, выполнившем регистрацию (п. 1 ст. 9 Закона). Кроме того, вышеуказанные сведения о фирменном наименовании, адресе и режиме работы должны содержаться на специально установленной вывеске продавца.
Применительно к отношениям в сфере электронной коммерции объем информации, подлежащей представлению потребителю продавцом, претерпевает незначительные дополнения. Так, наряду с общими требованиями продавец, являющийся юридическим лицом, дополнительно обязан известить потребителя о государственном номере регистрации, выданном при создании субъекта предпринимательства, а продавец, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, дополнительно предоставляет собственную фамилию, имя и отчество (п. 1.2 ст. 9 Закона о потребителях). Эта информация подлежит публикации на интернет-ресурсе продавца, если таковой существует (п. 1.3 ст. 9 Закона о потребителях). Кроме того, предусмотрена обязанность продавца оперативно вносить изменения в данную информацию при наступлении оснований для корректировки.
Законодательство предусматривает повышенный объем информации о продавце, которую он обязан предоставлять потребителю именно в случаях дистанционной торговли товарами, исходя из понимания, что в таком формате покупатель ограничен в средствах непосредственной оценки надежности контрагента, следовательно, нуждается в большем объеме проверочных сведений. Вместе с тем «изучение отдельных положений, посвящённых установлению объемов и процедур уведомления потребителя о характеристиках товара, демонстрирует иную картину: параллельно с введением особых, дополнительных требований к предоставлению сведений о товаре из общего режима регулирования исключены отдельные универсальные нормы» [6, с.8].
Ключевые положения, касающиеся информации о товарах, зафиксированы в ст. 10 Закона о защите прав потребителей. Продавцу вменяется обязанность представлять покупателю полный и достоверный набор сведений о важнейших потребительских качествах товаров, стоимость в национальной валюте, условия приобретения, сроки гарантии (при наличии), сроки годности и эксплуатации, подтверждение соответствия товаров установленным требованиям, реквизиты соответствующего техрегламента или иного документа, удостоверяющего соответствие товара стандарту, а также основные сведения о производителе/импортере (п. 2 ст. 10 Закона о потребителях).
Помимо прочего, в случае реализации товаров дистанционным методом применяются специализированные нормы, уточняющие перечень сведений о товаре, подлежащих передаче покупателю. Так, продавец обязан дополнительно информировать потребителя о месте производства товара и порядке его транспортировки (п. 2 ст. 26.1 Закона о потребителях). Установление дополнительных требований связано с тем обстоятельством, что дистанционная покупка лишает покупателя возможности непосредственно осмотреть товар и зачастую затрудняет получение товара лично.
При дистанционной продаже товара не является обязательным предоставление потребителю информации об обязательном подтверждении соответствия товаров, о наименовании технического регламента или ином обозначении, которое свидетельствует о подтверждении соответствия товара. Также в п. 2 ст. 26.1 Закона о потребителях отсутствует указание на требование предоставить потребителю информацию об энергоэффективности товара.
Вместе с тем подобная либерализация требований к объему информации о товаре выглядит недостаточно мотивированной. Основная задача предоставления потребителю информации о товаре состоит в обеспечении возможности совершить осмысленный выбор (п. 1 ст. 10 Закона о потребителях). Сведения о соблюдении установленных стандартов качества и показатели энергоэффективности способны оказать решающее влияние на предпочтение, отдаваемое потребителем одному товару перед другим. Нельзя игнорировать и тот факт, что снижение требований к информированности покупателя при дистанционной продаже уменьшает защиту его прав по сравнению с обычной формой покупки. Исходя из этого, разумнее всего предусмотреть одинаковый объем требований к информации о товаре, вне зависимости от применяемого метода реализации товара.
Итак, современное состояние отечественного законодательства в сфере защиты прав потребителей отражает понимание законодателем значимости предупреждения ущемления интересов граждан при приобретении товаров, осуществляемом с использованием современных средств электронной коммуникации, включая сеть Интернет, а также признание необходимости укрепления правовых гарантий для потребителей. Перспективы дальнейшей разработки правовых актов предполагают приоритетное направление усилий на улучшение механизмов защиты прав потребителей и укрепление регуляторных рамок для участников рынка электронной торговли.
Литература:
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (в ред. от 08.08.2024 г.) // Российская газета. — 1992. — 7 апреля
- Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Российская газета. — 2018. — № 166. — 01 августа.
- Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Российская газета. — 2022. — № 98. — 06 мая.
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ред. от 17.05.2024) // СЗ РФ. — 2021. — № 3. — Ст. 593.
- Белов В. А. Комментарий к проекту Директивы Европейского союза «Об онлайн-посреднических платформах» (с переводом) / В. А. Белов. — Москва: М-Логос, 2022. — 68 с.
- Гутников О. В., Чагина Е. М. Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли //Право и бизнес. — 2023. — № 4. — С. 8–15.
- Цифровая экономика: актуальные проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие / Под редакцией И. И. Кучерова, С. А. Синицына. — Москва: Норма; ИЗиСП, 2022. — 376 с.
- Объем интернет-торговли в России в первом квартале вырос на 36 % [Электронный ресурс] // Cетевое издание «forbes.ru». URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/537204-ob-em-internet-torgovli-v-rossii-v-pervom-kvartale-vyros-na-36 (дата обращения: 05.06.2025).