Статья 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте» закрепляет основные понятия, используемые в данной сфере жизнедеятельности общества. Так, физическое воспитание представляет собой процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [1].
Физическая подготовка подразумевает под собой процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.
Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью в системе образования. Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Образовательные организации ФСИН России не являются исключением, играя важную роль в подготовке специалистов.
Физическая подготовка — одна из ключевых учебных дисциплин в образовательных учреждениях ФСИН России. В процессе её изучения важно освоить не только теоретическую часть, которая включает знания закона об уголовно-исполнительной системе и нормативных правовых актов, содержащих наставления по физической подготовке сотрудников УИС, но и практическую [2].
Практическая часть данной дисциплины заключается в регулярном выполнении определённых физических упражнений, направленных на улучшение физической формы курсантов и развитие навыков приемов борьбы. Такой подход позволяет не только сформировать у будущих сотрудников УИС необходимые морально-волевые качества, но и развить физические способности, важные для работы в исправительных учреждениях.
Основная цель физической подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России заключается в формировании общепрофессиональных и специальных компетенций у курсантов. Эти навыки позволяют им эффективно справляться с оперативно-служебными задачами, включая действия в экстремальных условиях, такие как обеспечение законности и правопорядка, помощь гражданам в различных ситуациях, задержание преступников и правонарушителей и т. д.
Оптимальное функционирование организма, психологическая подготовленность, а также требуемый уровень развития опорно-двигательной системы являются главными критериями физической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы к службе в исправительных учреждениях. Уровень развития основных физических качеств и степень сформированности опорно-двигательных навыков характеризует двигательную подготовленность сотрудников УИС к выполнению служебных обязанностей [3].
В ходе обучения курсанты образовательных организаций ФСИН России посредством занятий по физической культуре развивают и укрепляют важные качества, такие как целеустремленность, стрессоустойчивость, мужество, смелость, воля, сила характера, а также чувство товарищества и дружбы. Физическая подготовка становится неотъемлемой частью жизни курсанта, с которой он сталкивается ежедневно в процессе своей жизнедеятельности.
В настоящее время в вузах ФСИН России в рамках дисциплины физической подготовки создаются все необходимые условия для успешного формирования хорошей физической формы курсантов. Учебный отдел разрабатывает учебные планы в начале каждого учебного года, которые включают освоение различных спортивных программ. Обычно в них входят прикладная гимнастика, боевые приемы борьбы, легкая атлетика, лыжная подготовка, а также разнообразные специальные упражнения на силу и выносливость, способствующие ускорению физического развития обучающихся.
Хоть учебные планы образовательных организаций ФСИН России и включают в себя ограниченное количество часов для занятий по физической культуре, но во многих учреждениях проводятся дополнительные занятия, созданы группы спортивного совершенствования.
Таким образом, физическая подготовка является важнейшей составляющей профессиональной подготовки курсантов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Она направлена на развитие физических качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на укрепление здоровья и формирование дисциплинированности.
При этом, стоит отметить, что достижение курсантами нужной физической формы зависит не только от них самих, но и от специфичных деловых качеств педагога, от его знаний и опыта, умения грамотно проводить учебные занятия и тренировки по различным видам спорта, подводить итоги проведенных занятий и соревнований, а также добросовестного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Методически правильно организованная физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН России, как специализированный процесс в системе профессиональной и физической подготовки значительно способствует успешному формированию комплексной профессиональной подготовленности сотрудников правоохранительных органов.
Литература:
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2007 г., N 50, ст. 6242
- Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников УИС: Приказ Минюста России (принят 12.11.2001 г. № 301; с изм. и доп. на 19.05.2008 г. № 108) [Электронный ресурс]. — URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=647909#DcUGSnUXFTeO8Fd8 (дата обращения: 20.05.2025).
- Никеров Д. И., Закиров Т. М. Роль физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 5. — С. 30–31.
- Казначеев В. А. Современный подход к совершенствованию физической подготовки курсантов в системе ФСИН России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. — № 82. — С.32–34.