Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Арт-терапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы у взрослых с химической зависимостью

Психология
10.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Зельвина, Л. А. Арт-терапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы у взрослых с химической зависимостью / Л. А. Зельвина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 24 (575). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/575/126508/.


В статье рассматриваются возможности использования арт-терапевтических техник в работе с эмоционально-волевой сферой у взрослых, страдающих химической зависимостью. Анализируется влияние зависимости на эмоциональные и волевые процессы, выявляются особенности состояния личности зависимых. Отмечается, что арт-терапия, благодаря своему ненасильственному, символическому и творческому подходу, является эффективным методом для коррекции эмоциональных нарушений, формирования волевой саморегуляции и повышения уровня рефлексии. Делается акцент на интегративный характер арт-терапии, который позволяет соединить элементы психоанализа, гуманистического подхода и когнитивно-поведенческой терапии. Показана значимость творческой деятельности для восстановления эмоционального баланса, развития волевых качеств и повышения уровня саморегуляции.

Ключевые слова : химическая зависимость, эмоционально-волевая сфера, арт-терапия, коррекция, психотерапия, саморегуляция, личностный рост.

Современная психология рассматривает химическую зависимость как сложное биопсихосоциальное явление, которое затрагивает все уровни функционирования личности: физический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный. Установлено, что одним из наиболее уязвимых компонентов психики зависимого человека является эмоционально-волевая сфера. Нарушения в этой области формируются как в фазе активного употребления психоактивных веществ (ПАВ), так и в ремиссионные периоды, затрудняя процесс выздоровления и снижения риска рецидивов [2].

Эмоциональная сфера зависимых нередко характеризуется аффективной лабильностью, тревожностью, чувством вины и хронической неудовлетворённостью. У многих пациентов наблюдается алекситимия — трудности с осознанием и выражением собственных чувств, что препятствует установлению глубоких межличностных связей и снижает мотивацию к терапевтической работе [3; 5].

Волевая регуляция также страдает: у зависимых людей часто наблюдаются импульсивность, неспособность к долгосрочному планированию и преодолению фрустрации, что формирует устойчивый дезадаптивный стиль поведения [2; 8].

Среди методов психологической коррекции, доказавших свою эффективность в работе с зависимыми, особое место занимает арт-терапия. Она обеспечивает пространство для символического выражения эмоций, безопасного контакта с внутренними переживаниями и постепенного восстановления целостности «Я» [4; 6].

Арт-терапия способствует осознанию и интеграции вытесненных эмоций, помогает развивать навыки саморегуляции, стимулирует личностный рост. В процессе творческой активности включаются механизмы катарсиса, рефлексии и осознанности, что позволяет зависимому выстраивать новый образ себя и мира [1; 5].

Кроме того, арт-терапевтические практики способствуют развитию волевых качеств: самостоятельности, ответственности, умения доводить начатое до конца. Это особенно важно для формирования нового стиля поведения в период ремиссии [4]. Ряд исследований подтверждает эффективность арт-терапевтических интервенций в снижении уровня тревожности, агрессии и депрессии. Например, в исследовании Сыркина Л. Д. с коллегами установлено, что после 10 арт-сессий 78 % участников отмечали улучшение эмоционального состояния, рост самопринятия и усиление способности к саморегуляции [7].

Применяемые методы включают рисование, лепку, музыкальные и телесные практики, драматерапию, коллажи и мандалы. Эти техники активизируют сенсорные каналы восприятия, снимают внутреннее напряжение и способствуют формированию позитивного эмоционального опыта [1].

Особенность арт-терапии заключается в том, что она не требует вербальной проработки каждого внутреннего конфликта, что особенно важно для клиентов с выраженной алекситимией и низкой мотивацией к классической психотерапии [3; 5].

Особую ценность арт-терапия приобретает в групповом формате. Совместная творческая деятельность способствует развитию чувства общности, эмпатии и поддержки, что крайне важно для людей, испытывающих социальную изоляцию и одиночество. Через наблюдение за работами других участников формируется понимание, что эмоции и страхи универсальны, а их выражение допустимо [7]. Групповая арт-терапия помогает развивать навыки коммуникации, сотрудничества, принятия различий. Она усиливает мотивацию к выздоровлению за счёт включения в позитивную социальную среду. Более того, групповой формат позволяет прорабатывать темы границ, доверия, агрессии — через безопасные метафорические формы [1; 5].

Дополнительно, целесообразно отметить, что арт-терапия выполняет функцию своеобразного моста между внутренним миром пациента и внешней реальностью. Она способствует выходу из состояния изоляции, что особенно важно для зависимых, склонных к социальной отчуждённости. Через совместное художественное творчество в рамках групповых арт-сессий развиваются навыки взаимодействия, поддержки и принятия, что напрямую влияет на улучшение коммуникативных компетенций.

В индивидуальной работе арт-терапевт может глубже исследовать внутренний мир клиента, выявить паттерны мышления и переживания, связанные с детскими травмами, самопредставлением, отношением к себе и другим. Например, через технику автопортрета удаётся вывести на осознание внутренние конфликты между зависимой и здоровой частью личности [3].

Интеграция арт-терапии с другими подходами усиливает её эффективность. Например, в когнитивно-поведенческой арт-терапии используется не только художественная экспрессия, но и рефлексия над собственными мыслями и установками, что позволяет перестроить деструктивные шаблоны мышления. Психоаналитически ориентированная арт-терапия делает акцент на работе с бессознательными мотивами, а гуманистическая — на поддержке самоактуализации и принятии себя. Таким образом, арт-терапия выступает как мультифункциональный метод, объединяющий эмоциональную экспрессию, самопознание, восстановление волевой регуляции и формирование новых моделей поведения. Она адаптивна к разным этапам реабилитации: от первичной диагностики до долгосрочного сопровождения в ремиссии [6].

На базе современных реабилитационных центров всё чаще внедряются комплексные арт-программы, включающие диагностику эмоционального состояния через анализ образов, арт-интерпретацию, групповую динамику, телесно-ориентированные элементы и индивидуальную психотерапевтическую поддержку.

Таким образом, арт-терапия выступает как ценный, клинически обоснованный метод коррекции эмоционально-волевой сферы у взрослых с химической зависимостью. Её использование позволяет не только облегчить эмоциональные страдания, но и запустить процессы личностного роста, восстановления контроля и развития внутренней опоры, что критически важно на пути к устойчивой ремиссии [4; 6].

Литература:

  1. Дмитриева Н. В., Левина Л. В., Психологические механизмы развития аддиктивного поведения // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 9. URL: https://arrival.nspu.ru/bitstream/nspu/3131/1/psihologicheskie-mehanizmy-razvi.pdf
  2. Ю. А. Клейберг. Психология девиантного поведения. Учебник и практикум для СПО 5-е изд., СПО, 2017/2019. — 291 с.
  3. Демильханова А. М. Психология аддиктивного поведения. — Бишкек: КРСУ, 2014. — 28 с.
  4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2002. — 366 с.
  5. Линде Н. А. Эмоционально образная (аналитически-действенная) терапия. — СПб.: Генезис, 2021. — 376 с.
  6. Вакнин, Е. Е. Психология реабилитации зависимых: учебное пособие для вузов / Е. Е. Вакнин, В. В. Белоколодов. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 253 с.
  7. Сыркин Л. Д., Зуйкова А. А., Шакула А. В. Особенности применения методов арт‑терапии на различных этапах психологической реабилитации наркозависимых лиц // Вестник восстановительной медицины. 2018. № 1–83. URL: https://www.vvmr.ru/archives/2018/1–83-fevral-2018/psikhofiziologiya-psikhodiagnostika-i-psikhoterapiya-v-vosstanovitelnoy-meditsine-i-meditsinskoy-rea/2018–83-osobennosti-primeneniya-metodov-artterapii-na-razlichnyh-etapah-psihologicheskoi-reabilitacii-narkozavisimyh-lic.html
  8. Мандель, Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология) / Б. Р. Мандель. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 334 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
химическая зависимость
эмоционально-волевая сфера
арт-терапия
коррекция
психотерапия
саморегуляция
личностный рост
Молодой учёный №24 (575) июнь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 529-531):
Часть 8 (стр. 515-583)
Расположение в файле:
стр. 515стр. 529-531стр. 583

Молодой учёный