В статье рассматриваются ключевые составляющие разработки программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты экспериментального исследования, включающего диагностический, формирующий и контрольный этапы. Описаны цели, задачи, направления и методы работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ЗПР. Проанализирована эффективность реализованной программы сопровождения. Обоснована необходимость комплексного подхода и взаимодействия специалистов при организации психолого-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, задержка психического развития, младшие школьники, инклюзивное образование, специальные образовательные условия, коррекционно-развивающая работа.
Увеличение числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательных школах актуализирует проблему создания специальных условий для их успешного обучения и социальной адаптации. Ключевым инструментом поддержки таких обучающихся выступает психолого-педагогическое сопровождение, направленное на выявление особых образовательных потребностей ребенка и оказание ему своевременной помощи.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ гимназия № 3 имени Героя Советского Союза Леонида Севрюкова г. Ставрополь и включало три основных этапа:
- Констатирующий этап — первичная диагностика особенностей развития детей с ЗПР с использованием методик С. Д. Забрамной и И. А. Коробейникова.
- Формирующий этап — разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР.
- Контрольный этап — повторная диагностика, оценка эффективности реализованной программы сопровождения.
Диагностика на констатирующем этапе выявила характерные для детей с ЗПР особенности познавательной, эмоционально-волевой и деятельностной сфер: отставание в развитии логического мышления, памяти, внимания, связной речи; повышенную импульсивность, слабость произвольной регуляции; низкую работоспособность и высокую утомляемость.
На основе полученных данных была разработана программа психолого-педагогического сопровождения, включающая следующие направления [1]:
- Диагностическое — углубленное изучение особенностей развития детей.
- Коррекционно-развивающее — развитие познавательных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование учебной мотивации.
- Консультативное — помощь педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания детей с ЗПР.
- Социально-педагогическое — развитие коммуникативных навыков, профилактика школьной дезадаптации.
Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзивного образования, реализованная в период с февраля по май 2025 года, представляет собой комплексную систему мер, направленных на создание оптимальных условий для развития, обучения и социальной адаптации детей с учетом их особых образовательных потребностей.
Главной целью программы являлось обеспечение полноценного развития детей с ЗПР, коррекция имеющихся у них нарушений, преодоление трудностей в освоении образовательной программы, формирование учебной мотивации и позитивного отношения к школе. Для достижения этой цели программа предусматривала решение целого ряда взаимосвязанных задач: диагностику особенностей развития детей и определение их образовательного маршрута; обеспечение коррекционно-развивающей помощи в овладении учебными навыками; профилактику и коррекцию трудностей в обучении, поведении, общении; развитие социально-личностных компетенций, необходимых для адаптации; психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ЗПР.
По своей структуре и содержанию программа носила комплексный междисциплинарный характер и включала несколько основных направлений работы. Диагностическое направление предполагало углубленное изучение особенностей развития детей, выявление их потенциальных возможностей и трудностей. На начальном этапе был проведен сбор анамнестических данных, комплексное психолого-педагогическое обследование познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. В процессе реализации программы осуществлялся мониторинг динамики развития школьников, анализировалась эффективность психолого-педагогического сопровождения. По итогам была проведена оценка результативности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающее направление составляло ядро программы и было нацелено на преодоление недостатков в развитии детей с ЗПР, формирование у них учебной мотивации, развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, повышение коммуникативной компетентности. Занятия проводились как в индивидуальной, так и в групповой форме, с использованием широкого спектра методов и приемов: игровой терапии, арт-терапии, психогимнастики, когнитивно-поведенческих техник, элементов сенсорной интеграции. Каждое занятие строилось с учетом ведущей деятельности и зоны ближайшего развития детей, с опорой на их сильные стороны и интересы. Значительное внимание уделялось развитию саморегуляции, обучению приемам эмоциональной стабилизации, повышению самооценки и уверенности в себе.
Консультативное направление предполагало оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения, воспитания и развития детей с ЗПР. На всех этапах реализации программы проводились индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, где обсуждались текущие проблемы, давались рекомендации по созданию специальных образовательных условий, использованию эффективных методов и приемов работы, организации развивающей среды дома и в классе. Совместно вырабатывались единые требования и подходы к детям, согласовывались направления коррекционно-развивающей работы. Такое тесное взаимодействие позволяло обеспечить единство и непрерывность психолого-педагогического влияния на ребенка в школе и в семье.
Социально-педагогическое направление включало мероприятия по развитию социальных навыков школьников, их успешной адаптации в коллективе сверстников, профилактике школьной дезадаптации. Проводились тренинги общения и социальной компетентности, ролевые игры, совместные досуговые мероприятия, способствующие сплочению детского коллектива, формированию навыков конструктивного взаимодействия. Большое внимание уделялось работе с ближайшим социальным окружением ребенка — одноклассниками, друзьями. Проводились беседы и занятия по толерантности, принятию индивидуальных различий, оказанию помощи и поддержки.
В реализации программы принимала участие целая команда высококвалифицированных специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов. Их совместная слаженная работа позволила обеспечить комплексный подход к созданию специальных образовательных условий для младших школьников с ЗПР, учесть их особые потребности и реализовать задачи развития, коррекции и социальной адаптации. Каждый специалист реализовывал свой раздел программы, используя специфические методы и приемы, но действуя в единой системе и общей стратегии помощи ребенку. При этом осуществлялся постоянный обмен информацией, совместное обсуждение достижений и проблем каждого школьника, выработка дальнейших шагов психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность реализации программы обеспечивалась также за счет тесного сотрудничества специалистов с учителями, ведущими обучение детей по адаптированным образовательным программам. Педагоги учитывали в своей работе рекомендации психолога, дефектолога и других специалистов, использовали дифференцированные задания и виды помощи с учетом индивидуальных особенностей детей с ЗПР, применяли специальные приемы обучения, способствующие лучшему усвоению материала. Организация образовательного процесса предполагала его максимальную индивидуализацию и гибкость, сочетание различных форм и методов работы.
Важнейшим условием успешной реализации программы стало активное участие родителей как полноправных партнеров психолого-педагогического сопровождения. Объединение усилий семьи и школы, единство подходов к воспитанию и развитию ребенка позволило достичь большего эффекта коррекционной работы, обеспечить перенос сформированных навыков в повседневную жизнь. Родители включались в реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ, получали необходимые знания и умения для занятий с ребенком дома, участвовали в совместных мероприятиях [3].
Контрольный этап исследования показал положительную динамику в развитии детей. Средний балл по познавательным процессам вырос с 1.8 до 2.6. У школьников повысилась учебная мотивация, снизилась импульсивность, увеличился темп деятельности.
Вместе с тем, полученные результаты носят промежуточный характер и не исчерпывают всех проблем развития детей с ЗПР. Для закрепления достигнутых позитивных изменений и дальнейшего продвижения требуется продолжение начатой коррекционно-развивающей работы, возможно, с некоторой корректировкой ее содержания и методов на основе анализа данных контрольного этапа. В частности, представляется необходимым усилить блок занятий по развитию связной речи, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя. Важно уделить больше внимания формированию произвольности и самоконтроля, навыков планирования и организации своей деятельности. Для детей, имеющих особенно выраженные нарушения в пространственной ориентировке, следует предусмотреть дополнительные индивидуальные занятия с использованием нейропсихологических методов.
Литература:
1. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. С. В. Тарасова. — Санкт — Петербург: ЛОИРО. — 2012.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.03.2025). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/6c54646c803424bc1fff4634c4e925d90c4affec/
3. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 6. — С. 64–66.