Авиационная промышленность в России на сегодняшний день переживает сложный период трансформации, обусловленный санкционным давлением и необходимостью ускоренного импортозамещения критически важных компонентов воздушных судов гражданского авиационного сектора для обеспечения и сохранения перевозок воздушным путем, обеспечивая экономическое развитие страны.
Несмотря на сохранившийся научно-технический потенциал, отрасль сталкивается с вызовами, включая зависимость от иностранных технологий, устаревшую производственную базу и дефицит квалифицированных кадров.
Ключевые слова: авиационная промышленность, авиация, государственное управление.
The aviation industry in Russia is currently undergoing a difficult period of transformation due to sanctions pressure and the need for accelerated import substitution of critical components of aircraft in the civil aviation sector to ensure and maintain air transportation, ensuring the economic development of the country.
Despite its continuing scientific and technical potential, the industry is facing systemic challenges, including dependence on foreign technologies, an outdated production base and a shortage of qualified personnel.
Keywords: aviation industry, aviation, Public administration.
Современный этап развития авиационной промышленности России характеризуется комплексом системных проблем выработки стратегических решений. В условиях глобальных технологических вызовов и санкционных ограничений отрасль столкнулась с необходимостью экстренной перестройки производственных цепочек и ускоренного замещения критически важных импортных компонентов. Особую значимость приобретают вопросы технологического отставания в ключевых направлениях, включая производство современных авиационных материалов, бортового радиоэлектронного оборудования и силовых установок.
Термин «авиационная промышленность» сформулирован законодательством в ст.1 Федеральногозакона» О государственном регулировании развития авиации» [1] от 8января 1998 г. № 10-ФЗ, согласно которой — это отрасль промышленности, в которой осуществляется разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
Текущее состояние авиационной промышленности в России характеризуется как высокотехнологичная и наукоемкая отрасль, играющая ключевую роль в экономике и национальной безопасности страны. На 2022 год отрасль включает в себя более 250 авиационных производств, а также научно-исследовательские организации и конструкторские бюро [2].
Контроль за развитием гражданской авиационной отрасли возложена на Департамент Авиационной промышленности Минпромторга России. Одним из основных направлений является сохранение статуса России как мировой авиационной державы, что подразумевает развитие и поддержку отечественных производителей в создании инновационных и высокотехнологичных авиационных решений. Это включает в себя не только проектирование и строительство современных гражданских воздушных судов, но и улучшение инфраструктуры для их производства и обслуживания [11].
Формирование конкурентоспособной продукции в гражданском самолетостроении является главной задачей современного российского сектора авиационной отрасли.
Важно, чтобы отечественные авиастроительные компании смогли не только обеспечить внутренние запросы на новые самолеты, но экспортный потенциал российской гражданской авиации. Прежде всего работа должна быть направлена на производство гражданской авиационной техники из российских компонентов и снижении, а в перспективе и отказе зависимости от иностранных поставщиков, что особенно актуально в условиях глобальных экономических и геополитических изменений.
Для поддержки развития авиационной промышленности была разработана и утверждена комплексная программа «Развитие авиационной Промышленности на 2013–2025 годы» [12], которая направлена на стимулирование дальнейшего развития производства самолетов, состоящих из отечественных комплектующих.
Авиационная промышленность России развивалась в условиях глобальной кооперации. Но после 2022 года были прерваны все совместные проекты, что привело к изоляции отечественной авиационной промышленности и явилось импульсом для импортозамещения в кратчайшие сроки, для дальнейшего серийного производства авиационных лайнеров.
В условиях геополитических изменений, последовавших за 2022 годом, мировые авиастроительные корпорации, включая Boeing, Airbus, Bombardier и Embraer, полностью прекратили поставки новых воздушных судов российским авиакомпаниям, а также приостановили техническое обслуживание ранее поставленной авиационной техники. Эти обстоятельства создали новые условия функционирования гражданской авиации в России, исключив возможность обновления парка за счет импортных лайнеров.
Сложившаяся ситуация порождает проблему прогрессирующего старения воздушного флота, усугубляемую объективными трудностями в обслуживании иностранных самолетов в условиях отсутствия оригинальных запасных частей и сервисной поддержки производителей. При отсутствии производства современных отечественных авиалайнеров, способных компенсировать стареющую импортную технику, будет наблюдаться устойчивая тенденция к сокращению эксплуатационного парка, что создает существенные риски для устойчивого развития воздушного транспорта в среднесрочной перспективе [13].
Проблема устаревания воздушного флота возникла у средних и малых авиакомпаний, которые ещё до 2022 года испытывали сложности с нехваткой легких и экономичных воздушных судов. Из-за отсутствия альтернатив на российском рынке, средний возраст авиации в этих компаниях составляет от 20 до 30 лет [14].
В условиях прекращения стабильного обновления авиационного парка российских авиакомпаний иностранными самолетами, были выделены дополнительные финансовые средства для доработок российских гражданских самолетов и модернизации производственных мощностей для производства гражданских самолетов.
Перед авиационной промышленностью России был поставлен прогнозный план по производству самолетов до 2030 года, утвержденный Правительством Российской Федерации в комплексной программе «Развитие авиационной Промышленности» (рис. 1)
Рис. 1. Прогнозный план производства самолетов по программе «Развитие авиационной Промышленности с 2013 по 2025 года», принятый Правительством РФ в 2022 году
В рамках реализации мер государственной поддержки авиастроительной отрасли в 2022 году произошло увеличение бюджетного финансирования до 69 млрд. рублей, из средств федеральной программы «Государственная поддержка российских организаций самолетостроения» [15].
Выделенные средства были распределены на три ключевых направления: субсидирование производителей воздушных судов и их компонентов, поддержку отечественных лизинговых компаний, а также прямое финансирование предприятий авиастроительного комплекса.
По данным отчетов Министерства финансов РФ за 2022–2023 годы, фактическое освоение выделенных средств оказалось ниже запланированных показателей. Анализ причин неполного использования бюджетных ассигнований позволяет выделить два основных фактора:
– Заявительный принцип предоставления субсидий, предполагающий инициативу со стороны получателей;
– применяемый механизм оплаты исключительно по факту выполнения работ, подтвержденному соответствующими актами сдачи-приемки (рис. 2) [16]; [17].
Рис. 2. Финансирование ГП «Развитие авиационной промышленности»
2023 год стал адаптивным к новым условиям производства гражданских самолетов, в условиях жестких санкций и ускоренной разработок отечественных воздушных судов.
Основные проблемы, с которыми столкнулась российская авиационная промышленность гражданского сектора с 2022 года:
– Высокая степень зависимости от импортных комплектующих.
– Нехватка станков для производства компонентов для воздушных судов.
– Недостаточные производственные мощности, которые устарели и быстрое наращивание производства, без капитальных вложений и закупок нового оборудования, невозможно в кратчайшие сроки.
– Недостаток квалифицированных кадров.
Эти проблемы привели к тому, что все иностранные комплектующие пришлось замещать российскими, которые не прошли сертификацию, а некоторые не были доведены до сертификационного этапа из-за новизны конструкции.
Подтверждающий факт, отсутствия собственного оборудования для производства компонентов воздушных судов является производство самолета от конструкторского бюро Туполева — Ту-214, запуск серийного производства самолета планировалось наладить на Казанском авиационном заводе имени С. П. Горбунова. Самолет был разработан ещё в 80-е годы СССР, что означало высокую степень содержания российских комплектующих. Но в условиях мирового рынка, самолет был оснащен на 13 % [18] из иностранных комплектующих, но ни в 2023 году, ни в 2024 году не было произведено ни одной модели самолета Ту-214 с импортозамещенными комплектующими [19] (Таблица 1).
По итогу 2023 года не были решены основные проблемы для создания базы массового производства отечественных гражданских самолетов в 2024 году.
Несмотря на значительные объемы государственного финансирования и предоставленные льгот, российские авиастроительные предприятия сталкиваются с существенными трудностями в организации серийного производства воздушных судов.
Ключевыми сдерживающими факторами выступают продолжительные сроки сертификационных испытаний, а также незавершенный процесс импортозамещения критически важных компонентов и систем. Задержка начала серийного выпуска российских гражданских самолетов, наряду с комплексом других технологических и организационных ограничений, обусловили необходимость корректировки первоначальных производственных планов гражданских самолетов, что было сделано Правительством Российской Федерации [20]. (рис. 3)
Рис. 3. План производства гражданских самолетов, принятый в 2024 году
Наибольшая технологическая зависимость в сегменте оборудования для производства компонентов воздушных судов. Отечественная отрасль продолжает испытывать зависимость от иностранных поставщиков оборудования для производства компонентов воздушных судов, запасных частей и специализированного программного обеспечения.
Зависимость от иностранного оборудования для производства компонентов для гражданских самолетов приводит к замедлению развития авиационной отрасли. Необходимо отметить, что текущие показатели локализации демонстрируют существенную диспропорцию между декларируемыми достижениями в области импортозамещения и реальным состоянием технологической базы отечественного авиастроения, что требует пересмотра подходов к реализации соответствующих программ и более взвешенного планирования сроков их выполнения [3].
Проблема с оборудованием для производства композитных компонентов воздушных судов сказывается на задержке массового производства гражданских самолетов, особенно МС-21, который состоит на 40 % из композитных комплектующих [21].
Показательным примером системных сложностей в реализации политики импортозамещения стала ситуация вокруг компании, занимающей уникальную нишу в производстве специализированного оборудования.
Отсутствие достоверной информации о возможности доведения данного оборудования до рабочего состояния свидетельствует о наличии существенных пробелов в системе контроля качества и технологической экспертизы на этапах проектирования и производства сложных технических систем.
Данная проблема наглядно иллюстрирует ключевую проблему участия среднего и малого бизнеса в программах импортозамещения — нехватка финансовых ресурсов для проведения основных и доводочных работ, что существенно повышает риски неудач при реализации сложных технологических проектов.
В условиях постоянного переноса сроков серийного производства гражданских авиалайнеров, для обнаружения проблем, Правительством Российской Федерации было инициировано проведение комплексного аудита силами представителей Сбербанка и «Газпром нефти». Как подтвердили в Минпромторге, привлечение сторонних экспертов финансового сектора направлено на всесторонний анализ текущей ситуации и выработку рекомендаций по оптимизации управленческих практик в авиастроительной отрасли.
Данная мера отражает осознание на государственном уровне необходимости пересмотра существующих подходов к реализации программ импортозамещения, с акцентом на повышение эффективности управления ресурсами и совершенствование системы контроля за исполнением стратегически важных проектов. Особое значение в данном контексте приобретает вопрос создания действенных механизмов финансовой поддержки технологического бизнеса, который мог бы стать важным элементом в формировании устойчивой экосистемы поставщиков для авиационной промышленности.
Таблица 1
План и выполнение плана по производству гражданских самолетов
Тип воздушного судна |
План на 2022 |
Произведено в 2022 |
План на 2023 |
Произведено в 2023 |
План на 2024 |
Произведено в 2024 |
SSJ-NEW |
0 |
0 (10) |
2 |
0 |
20 |
0 |
МС-21–300 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
Ил-114–300 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
Ту-214 |
0 |
0 |
3 |
0 |
7 |
1 |
Ил-96–300 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ТВРС-44 Ладога |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Л-410 |
18 |
18 |
20 |
0 |
20 |
0 |
Байкал ЛМС-901 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
0 |
Итого |
18 |
18 |
25 |
0 |
69 |
1 |
Проведенный анализ современного состояния гражданской авиационной промышленности России позволяет сделать выводы о наличии системных проблем, оказывающих существенное влияние на развитие отрасли. Ключевым вызовом остается зависимость от импортных комплектующих и технологий, что в условиях геополитических изменений последних лет создает серьезные препятствия для устойчивого функционирования авиастроительного комплекса.
Помимо проблем импортозависимости, присутствует дисбаланс в стратегическом планировании, который выражается в завышенной оценке производственного потенциала отечественной гражданской авиапромышленности, отсутствие программ, направленных на развитие производственно-технологической цепочки — таких как выпуск специализированного оборудования, вовлечение субъектов среднего и малого предпринимательства в развитие авиационной отрасли.
Сложившаяся ситуация демонстрирует необходимость пересмотра подходов к управлению отраслью с акцентом на формирование замкнутых технологических циклов и развитие собственной научно-производственной базы. При этом особое значение приобретает вопрос совершенствования системы стратегического планирования, которое должно учитывать не только текущие потребности отрасли, но и долгосрочные перспективы технологического развития. Опыт последних лет наглядно показал, что частичные меры по импортозамещению отдельных компонентов без создания комплексной системы обеспечения всего жизненного цикла авиационной техники не позволяют достичь устойчивых результатов.
Перспективы развития гражданского авиастроения в России во многом будут зависеть от способности преодолеть существующие структурные дисбалансы и сформировать эффективную модель взаимодействия между государством, промышленными предприятиями и научными организациями. Решение этих задач требует не только значительных финансовых вложений, но и выработки новых управленческих подходов, позволяющих обеспечить согласованное развитие всех элементов авиастроительного комплекса. Только такой системный подход сможет обеспечить технологический суверенитет отрасли и ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Литература:
- Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 312-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/175962/
- Распоряжение Правительства РФ от 25 июня 2022 г. № 1693-р «Об утверждении комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 4 июля 2023 г. № 1789-р «О комплексной научно-технической программе полного инновационного цикла «Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства».
- Миронова А. Л. «Понятие государственного органа и его место в государственном регулировании». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennogo-organa-i-ego-mesto-v-gosudarvennom-regulirovanii
- «Авиационная промышленность России: современное состояние и перспективы». URL: https://заводы.рф/publication/aviacionnaya-promyshlennost-rossii
- Отчет Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) за 2023 год.
- «Российские композитные материалы: проблемы и перспективы». Журнал «Промышленность и технологии», 2024.
- «Санкции и их влияние на авиастроение». Аналитический центр «Эксперт», 2023.
- «Импортозамещение в авиационной промышленности: успехи и вызовы». URL: https://avia.ru/analytics/importozameschenie
- «Стратегия развития авиационной промышленности РФ до 2035 года». Минпромторг России, 024.
- Положение о департаменте авиационной промышленности// Минпромторг России URL: https://minpromtorg.gov.ru/ministry/organization/dep/departament-aviatsionnoi-promyshlennosti (дата обращения: 15.01.2025).
- Об утверждении государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» // Правительство России URL: http://government.ru/docs/3347/ (дата обращения: 10.04.2025).
- Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России // ТАСС URL: https://tass.ru/opinions/13962951?ysclid=matfvld4a1812561818 (дата обращения: 12.04.2025).
- К вопросу о планах по развитию малой авиации в России // CyberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-planah-po-razvitiyu-maloy-aviatsii-v-rossii/viewer (дата обращения: 17.04.2025).
- Отчет о ходе реализации государственной программы российской федерации «Развитие авиационной промышленности» за 2022 год // Минпромторг Россиии URL: https://minpromtorg.gov.ru/docs/other_documents/?pdfModalID=122367e1-7b1e-4e0f-9e5f-dd239e2b4bac&fileModalID=0bf20ac0-8975-46fe-a097-8c1c8bd3a5e4&ysclid=mb8cz3bx9z918345622 (дата обращения: 12.04.2025).
- Минфин России // Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год URL: ttps://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/08/main/Illustrirovannoe_izdanie_za_2022_god.pdf (дата обращения: 12.03.2025).
- Минфин России // Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2023 год URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=307469-ispolnenie_federalnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_federatsii_za_2023_god (дата обращения: 12.03.2025).
- В России сократят выпуск двигателей для Ту-214 из-за проблем с импортозамещением // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/7346852 (дата обращения: 14.04.2025).
- Самолет как у президента и конкурент Boeing. Чем заменят иностранные лайнеры // ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/14147863?ysclid=matx96k5uj471145260 (дата обращения: 14.04.2025).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.05.2024 г. № 1102-р // Правительство России URL: http://government.ru/docs/all/153326/ (дата обращения: 16.04.2025).
- Светлое будущее «черного крыла» // Ростех URL: https://rostec.ru/media/news/svetloe-budushchee-chernogo-kryla/?ysclid=mb89xpsvdk731657249 (дата обращения: 15.04.2025).