Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совершение преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, лицом, находящимся в состоянии опьянения: криминологические аспекты

Научный руководитель
Юриспруденция
01.06.2025
3
Поделиться
Библиографическое описание
Чернобровая, А. А. Совершение преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, лицом, находящимся в состоянии опьянения: криминологические аспекты / А. А. Чернобровая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126132/.


В статье автор исследует криминологические аспекты преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, совершаемого лицами, находящимся в состоянии опьянения.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, нарушение правил, преступление, состояние опьянения

Тема совершения криминального посягательства, запрещенного статьей 264 УК РФ, лицом в состоянии опьянения, является крайне актуальной. Как отмечали в своем исследовании Е. А. Писаревская и М. А. Дворжицкая, обстановка в сфере дорожно-транспортной аварийности остается напряжённой [5, c. 16].

За криминальное нарушение правил в сфере дорожного движения лицом, находящимся в нетрезвом виде, предусмотрена уголовная ответственность, которая дифференцирована в пп. «а» чч. 2, 4, 6 статье 264 УК РФ исходя из причиненных криминальных последствий.

Криминальное транспортное происшествие с тяжкими последствиями для других лиц, совершенное водителем в нетрезвом виде, есть не просто следствие случайного стечения неблагоприятных жизненных обстоятельств, которые могли бы быть устранены, а закономерный итог формирования антисоциальной направленности личности. Такие преступные посягательства являются следствием глубоко укоренившейся предрасположенности к нарушению правовых норм, что отражает личностную готовность к противоправному поведению.

В контексте исследования целесообразно изучить статистику по исследуемым вопросам за 2019 и 2024 годы [4]. На ноябрь 2019 года зафиксировано 12694 преступных деяния исследуемого вида, в которых 1258 человека погибло, 16682 человека получили ранения. Из них 1104 дорожно-транспортных происшествий (8,7 % от общего числа случаев), 301 погибших, 1536 раненых зафиксировано за нарушение правил дорожного движения именно в нетрезвом виде.

На ноябрь месяц 2024 года было зафиксировано 9174 исследуемых факта преступных посягательств. В этих криминальных нарушениях правил дорожного движения 997 человек погибло, при этом 11879 человек получило вред здоровью. Из них 455 фактов дорожно-транспортных происшествий (4,9 % от общего числа случаев), 78 погибших лиц, 610 раненых человек было зафиксировано в случаях криминального нарушения правил дорожного движения со стороны водителей в нетрезвом виде.

Совокупные данные за 2024 и 2019 годы указывают на то, что наблюдается уменьшение в целом числа транспортных происшествий, а также числа преступных транспортных происшествий, совершенных лицом в нетрезвом виде, в частности. Процент погибших и раненых в указанных случаях, совершенных лицом в состоянии опьянения также снизился. В целом, несмотря на положительную динамику, важно продолжать мониторинг ситуации и анализировать причины снижения преступлений, чтобы закрепить достигнутые результаты и предотвратить возможные негативные тенденции в будущем. Наличие хотя бы одного пострадавшего в преступных транспортных происшествиях, совершенных в состоянии опьянения, требует усиления профилактических мер.

Криминологией в рамках данного преступного посягательства предложены различные типы преступников-водителей. Так, исходя из степени антисоциальной направленности и мотивов поведения, водители делятся на: 1) тех, которые не могут принимать оперативные решения в экстренных быстропротекающих ситуациях; самонадеянных водителей; 2) лиц, привыкших рисковать и надеявшихся на свой многолетний опыт управления машиной; 3) лиц, которые неоднократно садятся за руль в нетрезвом виде, учитывая оставшиеся безнаказанными предыдущие факты такой езды; 4) лиц, целенаправленно допускающих злоупотребления в сфере правил дорожного движения; 5) лиц, постоянно инициирующих конфликтные ситуации на дороге [2, c. 440].

Под опьянением в целом следует понимать состояние, в котором лицо не может в полной мере осознавать фактический характер и (или) общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в результате осознанно-волевого употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ или иных одурманивающих веществ. Находясь в таком состоянии, лица, как правило, допускают злоупотребления в виде превышения оптимального скоростного режима, выезда на встречную полосу, проезда на красный запрещающий сигнал светофора, опасного и дерзкого перестроения, не замечают знаков приоритета на дороге (например, знака уступить дорогу) и т. д.

Законодателем вполне оправданно и обоснованно оценена повышенная социальная опасность данного деяния и включен в уголовный закон соответствующий усиливающий ответственность признак «совершение деяния лицом в состоянии опьянения».

Важно отметить, что, вопреки имеющемуся в обществе мнению, что от употребления незначительной дозы алкоголя, ничего страшного при поездке за рулем не произойдет, даже легкая степень опьянения не является оправданием действий, особенно когда лицо целенаправленно садится за руль в подобном состоянии и создает опасность для других участников дорожного движения. К тому же даже при легкой степени опьянения у лица возникают особенности состояния, негативно влияющие на восприятие обстановки.

Так, Л. В. Готчина справедливо замечает и приводит в качестве примера 2021 год, в котором 44,1 % транспортных происшествиях произошли по вине лиц, находившихся в состоянии именно легкой степени опьянения [1, c. 31]. Даже для такой степени установлены медицинские признаки, как замедление реакций на внешние раздражители, быстрота, поверхностность и не всегда логичность мыслей, нарушения внимания и сосредоточенности, отвлекаемость от дороги, знаков дорожного движения, препятствий, эмоциональная нестабильность и другие проявления. Все это влечет, как неверное определение водителем расстояний между транспортными средствами, препятствиями, так и недооценку габаритов препятствий на дороге, расчёту на возможное предотвращение аварийной ситуации, несоблюдение дистанции, движение с неоптимальной скоростью, небезопасное маневрирование.

Среди лиц, совершивших криминальные дорожно-транспортные происшествия, большую долю составляют лица мужского пола. Число лиц, совершивших такие деяния, женского пола, ежегодно включает около 4,5 %. Возрастная группа среди этих преступников-мужчин — лица от 30 до 49 лет (54,3 %). Низкая криминальная активность наблюдается среди несовершеннолетних — лиц от 14 до 17 лет (0,9 %) [4].

Согласно результатам исследования, значительная часть осужденных за совершение криминального транспортного происшествия в состоянии алкогольного опьянения склонна воспринимать произошедшее как случайное событие, отрицая свою вину, либо признавая ее лишь частично. При этом многие из них склонны перекладывать ответственность на внешние обстоятельства или других участников дорожного движения [3, c. 60].

Криминологический анализ показывает, что такие преступного посягательства являются не случайными, а закономерным следствием антисоциальной направленности личности, формирующейся под влиянием систематического нарушения норм права и общественной морали. Несмотря на положительную динамику снижения числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с опьянением, проблема требует дальнейшего совершенствования законодательства, усиления профилактических мер и учета индивидуально-психологических особенностей правонарушителей. Только комплексный подход позволит минимизировать риски и повысить безопасность дорожного движения.

Литература:

  1. Готчина Л. В., Семенова В. В., Криминологическая характеристика лиц, совершающих транспортные преступного посягательства в состоянии опьянения // КриминалистЪ. — 2023. — № 2 (43). — С. 30–34.
  2. Костина Л. Н., Взаимосвязи психологических и криминологических особенностей личности водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 1. — С. 437–442.
  3. Красненкова С. А., Щелкушкина Е. А., Некоторые криминологические и индивидуально-психологические характеристики лиц, совершивших дорожно-транспортные преступного посягательства в состоянии алкогольного опьянения // Прикладная юридическая психология. — 2015. — № 3. — С. 57–66.
  4. Официальный сайт ГАИ МВД РФ: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. — URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 30.01.2025).
  5. Писаревская Е. А., Дворжицкая М. А. Преступление, предусмотренное ст. 264.1 УК РФ: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминологические аспекты // Уголовная юстиция. — 2023. — № 22. — С. 15–22.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дорожно-транспортное происшествие
нарушение правил
преступление
состояние опьянения
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 515-517):
Часть 7 (стр. 465-531)
Расположение в файле:
стр. 465стр. 515-517стр. 531

Молодой учёный