Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совершенствование организации движения поездов на железнодорожном переходе Бахты — Тачэн

Научный руководитель
Технические науки
02.06.2025
11
Поделиться
Библиографическое описание
Рахметов, С. М. Совершенствование организации движения поездов на железнодорожном переходе Бахты — Тачэн / С. М. Рахметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126124/.


В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты организации движения поездов на проектируемом железнодорожном переходе Бахты — Тачэн между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой. Проанализированы ограничения действующих пограничных переходов, обоснована стратегическая необходимость развития альтернативного направления. Предложены меры цифровизации, унификации регламентов и технологической синхронизации процессов. Рассмотрены организационно-технические подходы, направленные на повышение пропускной способности, устойчивости логистики и интеграции в международные транспортные коридоры. Работа раскрывает модель организации движения на основе современных логистических решений.

Ключевые слова: железнодорожный переход, Бахты — Тачэн, цифровизация, логистика, пропускная способность, евразийский транзит.

Введение

В условиях роста международной торговли и стратегической важности Казахстана как транзитного моста между Европой и Азией, ключевым вопросом становится развитие эффективной инфраструктуры пограничных переходов. Переход Бахты — Тачэн рассматривается как часть решения проблемы перегруженности действующих направлений, таких как Достык — Алашанькоу и Алтынколь — Хоргос. Инициатива согласуется с национальной программой «Нұрлы жол» и китайской стратегией «Один пояс — один путь». Актуальность данной статьи заключается в том, что существующие переходы уже работают на предельной загрузке, что увеличивает риски задержек, снижает эффективность и приводит к росту логистических издержек. Отсутствие резервного маршрута снижает гибкость транспортной системы и делает её уязвимой перед внешними шоками. Дополнительные сложности вызывает отсутствие полной совместимости информационных систем между странами. На этом фоне создание нового перехода становится не только инфраструктурным, но и политико-экономическим приоритетом [1].

Цель и задачи исследования

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка организационной модели движения поездов на новом переходе Бахты — Тачэн. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать существующее состояние действующих пограничных переходов.
  2. Выявить ключевые вызовы и барьеры, препятствующие эффективной обработке составов.
  3. Предложить комплекс организационно-технических решений, включая цифровизацию и моделирование технологических процессов.
  4. Обосновать стратегическую значимость нового перехода в контексте евразийского транзита.

Методология исследования

Методологическая база включает анализ нормативных документов, сопоставление международных практик, теорию массового обслуживания, логистическое моделирование и методы сценарного анализа. Использовались качественные сравнительные подходы без применения количественного моделирования. Были учтены особенности китайской и казахстанской систем управления железнодорожным транспортом, различия в регламентных процедурах и стандартах [2], [3].

Концепция нового перехода

Проект Бахты — Тачэн предусматривает строительство многофункционального пограничного комплекса с элементами цифрового управления. Включает в себя пункты смены тележек, инспекционно-досмотровые комплексы, терминалы перегрузки, цифровой центр координации и синхронизированные платформы с China Railway. На этапе проектирования учтены требования безопасности, экологичности и энергоэффективности. Цифровизация охватывает внедрение электронного документооборота, ИИ-систем досмотра, интеллектуального освещения и автоматизации управления потоками.

Предложенная модель движения основана на многопоточной архитектуре, предусматривающей параллельную обработку составов по различным направлениям: досмотр, перегрузка, передача. Такая структура позволяет минимизировать простои и повысить отказоустойчивость системы. Интеграция с китайскими цифровыми платформами способствует синхронизации операций и снижает административные барьеры. Использование теории массового обслуживания позволило обосновать выбор структуры операций и переходов между технологическими этапами [4], [5].

Ожидаемые эффекты

Реализация проекта будет способствовать росту объёмов транзитных перевозок, улучшению логистической устойчивости и снижению совокупных издержек. Кроме того, формируются предпосылки для создания межгосударственного логистического оператора и развития нормативной базы цифровой логистики. Проект оказывает положительное влияние на региональное развитие, способствует созданию новых рабочих мест, развитию сопутствующей инфраструктуры и снижению углеродного следа [6], [7].

Заключение

Железнодорожный переход Бахты — Тачэн представляет собой ключевую инициативу по обеспечению устойчивого транзита между Казахстаном и Китаем. Его реализация усилит позиции Казахстана как логистического хаба, повысит пропускную способность и обеспечит синхронизацию с международными платформами. Предложенная модель может быть использована как основа для разработки аналогичных решений на других направлениях трансграничного сообщения.

Литература:

  1. Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС).
  2. Правила организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте РК. — Приказ № 280.
  3. World Bank. Railway Border Crossing Improvements. — 2020.
  4. Логистика и управление цепями поставок. — Алматы: Транспорт, 2022.
  5. China Railway Express: Silk Road Freight Report. — 2023.
  6. Закон РК «О железнодорожном транспорте». — 2001.
  7. «Нұрлы жол»: Государственная программа инфраструктурного развития. — 2020.
  8. Евразийский банк развития. Доклад о транспортных коридорах. — 2023.
  9. Digital Silk Road: Китайская концепция трансграничной логистики. — 2022.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
железнодорожный переход
Бахты — Тачэн
цифровизация
логистика
пропускная способность
евразийский транзит
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 88-90):
Часть 2 (стр. 73-149)
Расположение в файле:
стр. 73стр. 88-90стр. 149

Молодой учёный