В статье автор исследует услугу как объект гражданских прав, описывает её место в гражданском законодательстве Российской Федерации и предлагает концепцию дефиниции «услуга в гражданском праве». Также затрагивается дефиниция понятия образовательных услуг и их правовое регулирование.
Ключевые слова : услуга, гражданское право, гражданское законодательство, образовательные услуги, объект гражданских прав.
Гражданское право выделяет услугу как одну из основных категорий в системе объектов гражданских прав. В частности, в рамках рыночной экономики можно наблюдать тенденцию возрастания значимости категории услуги для развития гражданского права в целом.
Также необходимо отметить, что дефиниция «услуга» включает в себя не только экономический аспект, но, в свою очередь, и юридический. В качестве примера можно обратиться к правовым положениям статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ, Гражданский кодекс РФ), в которой регламентировано, что «К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество; …результаты работ и оказание услуг» [1], и это нам демонстрирует, что услуга относится к сфере гражданско-правового регулирования.
Стоит ещё обратить внимание, что в гражданском законодательстве отсутствует легальная дефиниция понятия «услуга». Как было отмечено ранее, Гражданский кодекс РФ относит оказание услуг и услугу как понятие в целом к объектам гражданских прав. Сам же процесс оказания услуг законодательно закреплён в главе 39 ГК РФ, в свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» [2]. Как можно увидеть из выдержки из положений нормативно-правового акта Гражданский кодекс РФ описывает общую концепцию, как совершается оказание услуг в гражданском праве, но не представляет дефиниции понятия «услуга».
Стоит отметить, что помимо гражданского законодательства понятие услуга встречается и в образовательном законодательстве. В частности, если обратиться к положениям части 1 статьи 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), то в ней регламентируется следующее — «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями» [3]. Помимо ранее названного нормативного документа схожие законодательные нормы регламентированы в положениях пункта 4 постановления Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [4]. Как можно увидеть из положений законодательства об образовании, образовательные услуги относятся к деятельности, приносящей прибыль. Отдельно отметим, что образовательные услуги по старому законодательству об образовании относились к приносящей доход деятельности. Так, например, ранее это было законодательно утверждено в статьях 45–47, утратившим свою юридическую силу, Законе РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» [5].
Имеет смысл обратиться к мнению отечественных учёных касательно дефиниции понятия «образовательная услуга». Так, к примеру, российский исследователь Усманова Е. Ф. рассматривает правовую природу образовательных услуг через призму принципа законности, который определяет их основу и в качестве ключевой цели предоставления подобного рода услуг является удовлетворение образовательных потребностей человека [6, с. 78]. Другой же российский учёный, а если быть точным, Тенихина А. С., понимает под образовательной услугой «объект обязательственного правоотношения, который реализуется образовательными организациями, основывается на положениях договора об оказании платных образовательных услуг и относится к сфере гражданского права» [7, с. 1353].
На основании всего вышеизложенного, можно предложить концепцию дефиниции «услуга в гражданском праве». Так, под «услугой в гражданском праве» стоит понимать объект гражданских прав, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей различных лиц (в частности, обучающихся средних профессиональных и высших образовательных организаций), результаты которой не имеют какого-либо материального выражения и являются неотделимыми от процесса оказания услуг, как законодательства об образовании, так и гражданского.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства РФ, 28.09.2020, N 39, ст. 6035.
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 150.
- Усманова Е. Ф. Малышкин П. В., Шабаев В. В. Понятие образовательных услуг как объекта гражданских прав в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 3 (183). — С. 77–79.
- Тенихина А. С. Понятие образовательных услуг как объекта гражданских прав / А. С. Тенихина, М. В. Ожиганова // Весенние дни науки: Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 20–22 апреля 2023 года. — Екатеринбург: ООО Издательский Дом «Ажур», 2023. — С. 1352–1354.