Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы уголовной ответственности за терроризм

Юриспруденция
01.06.2025
9
Поделиться
Библиографическое описание
Строкина, В. Д. Проблемы уголовной ответственности за терроризм / В. Д. Строкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 486-489. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126111/.


В статье автор анализирует проблемы уголовной ответственности за терроризм и предлагает способы усовершенствования уголовного законодательства Российской Федерации с точки зрения ответственности за терроризм и правоприменительной практики.

Ключевые слова: террористический акт, терроризм, преступление, проблемы уголовной ответственности.

В современном мире проблема террористических актов затронула не только нашу страну, но и все мировое сообщество. Терроризм является одной из самых глобальных угроз, с которыми сталкивается мировое сообщество. В последнее десятилетие эта проблема стала особенно актуальной. Достаточно вспомнить теракт в «Крокус Сити Холле» в Москве, в результате которого погибло 145 человек.

Сегодня три родовых понятия — террор, терроризм и террористический акт часто используются как синонимы, но эти термины требуют существенного различия. Вместе с тем, четкое понимание природы терроризма, террора и террористического акта позволит избежать ряда квалификационных проблем с точки зрения теории уголовного права и поможет сформировать юридически защищенную систему категориального аппарата, которая может способствовать стратегии противодействия рассматриваемым криминальным явлениям.

В ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ закреплено название новой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации «Террористический акт». Решение законодателя вполне логично, так как оно определяет содержание конкретного действия. В научной литературе указывается, что понятие терроризма должно использоваться для обозначения социального явления в целом, а не конкретного акта.

Состав этого преступления зафиксирован в ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Первоначально ответственность за терроризм была введена Федеральным законом от 1 июля 1994 года, который ввёл уголовную ответственность за терроризм. Ранее, до этого закона, существовала лишь ответственность за захват заложников.

Главная цель терроризма — запугать граждан целых городов, а иногда и конкретных лиц, которые обладают особыми полномочиями в сфере государственного управления. До 1994 года была предусмотрена уголовная ответственность за убийство государственного или общественного деятеля с целью подрыва законных полномочий. Включение в УК РФ такого преступления, как террористический акт, является большим шагом в борьбе с терроризмом. К сожалению, ряд проблем и неточностей, связанных с составом террористического акта, а также определением характеризующих признаков этого состава преступления, не позволяют в полной мере осуществлять квалификацию террористического акта и наказание за него. Поэтому изучение данной темы является особенно актуальной.

Стоит отметить, что если УК РФ устанавливает ответственность за террористический акт с 14 лет, то за некоторые преступления, которые способствуют террористической деятельности с 16 лет. По мнению М. Ф. Мусаеляна, уголовная ответственность за все преступления, содействующие террористической деятельности, необходимо установить с 14 лет, потому что общественная опасность данных деяний подросткам очевидна [7].

Следует согласиться с мнением таких ученых, как Г. П. Лозовицкая и Н. Н. Лапупина в том, что расширение перечня преступлений конкретных видов террористического акта с соответствующими санкциями обосновано и оправдано сложившейся в последние годы криминальной ситуацией [5].

В последние годы наказание за преступление, предусмотренное статьей 205 Уголовного кодекса РФ, неуклонно ужесточается. В частности, Федеральным законом от 21.07.2004 № 74-ФЗ введено пожизненное заключение в случае наличия особо квалифицирующих признаках (часть 3 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации). Если до принятия этого закона террористический акт в соответствии с ч. 1 ст. 205 УК РФ относился к тяжким преступлениям, а ч. 2 и 3 ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации — к особо тяжким преступлениям, после его принятии все виды террористического акта относятся к особо тяжким преступлениям. Соответственно, наказуемы не только подготовка к преступлениям, которые предусмотрены в части 1–3 ст. 205 УК РФ, но их сокрытие [3].

В случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных, например, ст. 205 УК РФ при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более 30 лет, а по совокупности приговоров — более 35 лет (ч. 5 ст. 56 УК РФ).

Лица, совершившие подобное преступление, не могут быть приговорены к сроку ниже низшего предела, предусмотренного этой статьей, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного (ч. 3 ст. 64 УК РФ). Этим лицам не может быть предоставлено условно-досрочное освобождение (пункт «а.1» статьи 73 части 1 Уголовного кодекса Российской Федерации), и для них не существует срока давности и отсрочки отбывания наказания (ч. 1 ст. 82 УК РФ) [4].

Квалифицированный состав террористического акта предусматривает более строгие уголовные санкции за совершение преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору или применением огнестрельного оружия.

Особо отягчающими обстоятельствами являются совершение преступления организованной группой или причинение смерти по неосторожности или другие серьезные последствия, а также сопряжение терроризма с нападением на объекты, использующие атомную энергию или ядерные материалы, радиоактивные вещества или источники радиоактивного излучения или токсичные, биологические вещества (часть 3 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) [4].

Групповой метод терроризма справедливо называют одним из самых отягчающих обстоятельств, учитывая усиливающийся дестабилизирующий эффект угрозы. Под угрозой совершения опасного деяния, совершенного группой лиц по предварительному сговору, подразумевается совместная деятельность двух или более лиц, достигших возраста уголовной ответственности за данное преступление, действующих на основании предварительного сговора, в совместных усилиях по достижению заранее определенного преступного исхода. Определение объективных отношений и взаимозависимости действий, совершенных преступниками, их взаимной информации о содержании и значении преступного поведения, согласованности намерений и теоретического единства являются обязательными признаками преступного деяния, содержащегося в правовой норме.

Следующие обстоятельства, предоставленные в качестве альтернативы, могут быть вменены в соответствии с частью 3 ст. 205 УК РФ — это причинение смерти по неосторожности или другие серьезные последствия. Конструирование основного состава террористического акта как усеченного, подлежащего вменению при опасности причинения смерти, позволило отдельным авторам усомниться в удобстве указания на фактическое происшествие особо квалифицированного обстоятельства, полагая, что юридическая формулировка «повлекли по неосторожности смерть человека» полностью поглощенной ч. 1 ст. 205 УК РФ.

По нашему мнению, контрпредложения авторов, которые считают оспариваемое законодательное определение оптимальным, недостаточно аргументированы, поскольку ограничение ответственности за серьезные последствия, включая гибель случайных жертв, легкомыслие свидетельствует об отказе от жизненной реальности [8].

Возможное сопряжение отдельных террористических актов с нежеланием предполагаемых тяжких последствий, более того, сознательным приложением усилий по их недопущению, не ставит под сомнение приверженность террористов к действиям, намеренно направленным на создание реальной опасности причинения смерти человеку. Осознание неотложной необходимости надлежащей дифференциации уголовной ответственности в случае фактической причины смерти в результате террористического акта, когда отсутствует правовой императив, становится недопустимым разногласием между развивающейся судебной и следственной практикой.

Также хотелось бы отметить некоторые проблемы практического применения положений ст. 205 УК РФ. В примечании говорится о том, что лицо, принявшее участие в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременно предупреждает власти или иным образом помогает предотвратить совершение террористического акта, и если действия человека не содержат другого элемента преступления. Лицо, причастное к подготовке террористического акта, автоматически подпадает под склонение, вербовку, соучастие или организацию террористического акта, как это предусмотрено в ст. 205.1 УК РФ, что еще раз подтверждает иррациональность выделения отдельного состава рассматриваемой статьи.

По нашему мнению, примечание, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности за террористический акт, как правило, немыслимо, поскольку терроризм представляет собой глобальную угрозу. Таким образом, в уголовном праве имеется достаточное количество недостатков, а в борьбе с терроризмом важное значение имеет усовершенствование уголовного законодательства Российской Федерации с точки зрения ответственности за терроризм и правоприменительной практики.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — 1542
  2. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 74833
  3. Баженов, О. Н. Проблемы законодательного закрепления и применения уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за террористический акт / О. Н. Баженов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2021. — № 2(87). — С. 32–37.
  4. Кочои, С. М. Законодательство об ответственности за террористический акт: ретроспективный анализ и вопросы совершенствования / С. М. Кочои // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2015. — № 7 (11). — С. 129–136
  5. Лозовицкая, Г. П. Альманах мировой науки / Г. П. Лозовицкая, Н. Н. Лапупина // Наука и образование в ХХ1 веке: по материалам Международной научно-практической конференции г. Москва, 31 марта 2016 г. — Часть 2. — С.121–125
  6. Мацедонский, Д. В. Проблемы законодательного регулирования ответственности за террористический акт и преступления террористического характера / Д. В. Мацедонский // Отечественная юриспруденция. — 2017. — № 6 (20). — С. 77–83
  7. Мусаелян, М. Ф. Проблемы уголовно-правовой квалификации и отграничения террористического акта от захвата заложника, организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем, бандитизма, нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой / М. Ф. Мусаелян// Комментарии судебной практики. — 2013. — № 15. — С. 171
  8. Назарова, Н. А. Борьба с терроризмом в современной России / Н. А. Назарова // Скиф. — 2020. — № 5–1 (45). — С. 40–43.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
террористический акт
терроризм
преступление
проблемы уголовной ответственности
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 486-489):
Часть 7 (стр. 465-531)
Расположение в файле:
стр. 465стр. 486-489стр. 531

Молодой учёный