В статье представлены результаты исследования влияния музыкальных фрагментов различных жанров на психоэмоциональное состояние человека.
Ключевые слова: музыка, психоэмоциональное состояние, классическая музыка, хаус-рок, поп-рок, студенты.
The article presents the results of a study on the influence of musical fragments of various genres on the psychoemotional state of a person.
Keywords: music, psychoemotional state, classical music, house rock, pop rock, students.
Актуальность
В современном мире, где уровень стресса и тревожности постоянно растет, изучение влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека становится все более актуальным. Музыка является универсальным средством коммуникации и самовыражения, способным вызывать широкий спектр эмоций и ощущений [1, 23]. Разнообразие музыкальных жанров, от классической до популярной музыки, предоставляет уникальную возможность для исследования их воздействия на психику и эмоциональную сферу [8]. Современные научные исследования показывают, что различные музыкальные фрагменты могут влиять на физиологические процессы, улучшать настроение, повышать когнитивные функции и способствовать эмоциональному восстановлению [2, 3].
Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека — это сложный и многогранный процесс, затрагивающий различные уровни восприятия и обработки информации. Мелодии и ритмы способны активизировать определенные участки мозга, ответственные за эмоции, память и мотивацию [22, 24]. Например, прослушивание любимой музыки может вызывать выброс дофамина, нейромедиатора, связанного с чувством удовольствия и награды. В то же время, музыка с грустным или меланхоличным настроением может способствовать переживанию и переработке негативных эмоций, что в конечном итоге приводит к эмоциональному облегчению [4–7].
Исследования в области нейропсихологии показывают, что музыкальная терапия может быть эффективным инструментом в лечении различных психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства и посттравматический стрессовый синдром. Музыка способна снижать уровень стресса, уменьшать чувство одиночества и изоляции, а также улучшать коммуникативные навыки и социальную адаптацию. Кроме того, музыкальная терапия может использоваться для улучшения когнитивных функций у пациентов с деменцией и другими нейродегенеративными заболеваниями [16].
Важно отметить, что эффект музыки на человека во многом зависит от его индивидуальных особенностей и предпочтений. Музыка, которая вызывает положительные эмоции у одного человека, может быть неприятной или даже раздражающей для другого. Поэтому, при использовании музыки в терапевтических целях, необходимо учитывать индивидуальные потребности и предпочтения пациента [9–15]. Кроме того, важно учитывать индивидуальные различия в восприятии звука. На восприятие музыки влияют такие факторы, как музыкальный опыт, культурный фон, личностные особенности и текущее эмоциональное состояние. Учет этих факторов позволит получить более точные и надежные результаты исследований [21].
Изучение влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека представляет собой перспективное направление исследований, имеющее важное практическое значение [25]. Понимание механизмов воздействия музыки на психику позволяет разрабатывать новые методы лечения и профилактики психических расстройств, а также использовать музыку для повышения качества жизни и улучшения эмоционального благополучия [17–20].
Цель исследования — изучение изменения психоэмоционального состояния человека под воздействием музыкальных фрагментов различных жанров.
Материалы и методы. Висследовании приняли участие 191 человек в возрасте от 18 до 27 лет обоего пола. Перед началом эксперимента все участники были проинформированы о целях исследования и предоставили своё согласие на добровольное участие. Исследование проводили до и после прослушивания музыки. Испытуемые были разделены на группы. Всем участникам эксперимента предлагалось прослушать разные музыкальные фрагменты в течение 15 минут с закрытыми глазами. Первая группа слушала минорную классическую музыку («Траурный марш» Фредерика Шопена), вторая группа — мажорную классическую музыку (Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада» — Серенада № 13 соль-мажор, K. 525), третья группа — рок-хаус (The Ting Tings — Shut Up and Let Me Go и Run Boy Run исполнителя Woodkid — «Run, Boy, Run»), четвертая группа — поп-рок (Green Day — «Boulevard of Broken Dreams», Nirvana — «Heart-Shaped Box» и Nirvana — «In Bloom»).
Для оценки эмоционального состояния и степени бодрствования нами была использована методика «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная А. Уэссманом и Д. Риксом. Анкета состоит из вопросов, разделённых на 4 раздела: «Спокойствие-тревожность», «Энергичность-усталость», «Приподнятость-подавленность», «Уверенность в себе-беспомощность». Испытуемым необходимо было выбрать из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывало их состояние на момент ответа.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: Шкала «Спокойствие-тревожность: до прослушивания составила — 6,56±0,22, после прослушивания — 6,80±0,20. Шкала «Энергичность-усталость»: до прослушивания — 5,58±0,16, после прослушивания — 5,52±0,17. Шкала «Приподнятость-подавленность»: до прослушивания — 5,64±0,17, после прослушивания — 5,89±0,16. Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»: до прослушивания — 6,42±0,17, после прослушивания — 6,50±0,18. Среднее значение суммарной оценки эмоционального состояния до прослушивания музыки составил 24,16±0,57, после — 24,71±0,55. Как видно из полученных результатов все показатели несколько повысились, однако данные изменения не носили статистически значимого характера.
При прослушивании мажорной классической музыки произошли следующие изменения изучаемых показателей: Шкала «Спокойствие-тревожность: до прослушивания — 6,58±0,19, после прослушивания — 7,33±0,17 (р<0.05). Шкала «Энергичность-усталость»: до прослушивания — 5,90±0,12, после прослушивания — 6,26±0,16. Шкала «Приподнятость-подавленность»: до прослушивания — 6,40±0,14, после прослушивания — 6,67±0,16. Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»: до прослушивания — 6,86±0,16, после прослушивания — 6,91±0,18. Среднее значение суммарной оценки эмоционального состояния до прослушивания музыки составило 25,71±0,49, после — 27,19±0,53 (р<0.05). Следовательно, мажорная классическая музыка приводит к улучшению общего эмоционального состояния, но при этом повышает уровень тревожности испытуемых.
При прослушивании хаус-рока произошли следующие изменения изучаемых показателей: Шкала «Спокойствие-тревожность: до прослушивания хаус-рока — 6,70±0,19, после прослушивания-6,85±0,18. Шкала «Энергичность-усталость»: до прослушивания — 5,93±0,17, после прослушивания-6,12±0,20. Шкала «Приподнятость-подавленность»: до прослушивания — 6,17±0,16, после прослушивания-6,37±0,18. Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»: до прослушивания — 6,38±0,19, после прослушивания- 6,59±0,19. Среднее значение суммарной оценки эмоционального состояния до прослушивания музыки составил 25,19±0,65, после — 25,91±0,66. Все показатели несколько повысились, однако данные изменения не носили статистически значимого характера. Это сопоставимо с действием минорной классической музыки.
Аналогичная ситуация наблюдалась и при прослушивании поп-рока: Шкала «Спокойствие-тревожность: до прослушивания поп-рока — 7,11±0,19, после прослушивания-7,17±0,21. Шкала «Энергичность-усталость»: до прослушивания — 6,52±0,17, после прослушивания-6,43±0,20. Шкала «Приподнятость-подавленность»: до прослушивания — 6,73±0,15, после прослушивания-6,87±0,17. Шкала «Уверенность в себе — чувство беспомощности»: до прослушивания — 7,09±0,20, после прослушивания- 7,09±0,19. Среднее значение суммарной оценки эмоционального состояния до прослушивания музыки составил 27,44±0,60, после — 27,57±0,69. Cтатистически значимых различий между группами выявлено не было, что говорит об отсутствии существенного воздействия этого жанра на психофизиологические показатели.
Таким образом, анализ результатов показал, что только мажорная классическая музыка вызывает улучшение общего психоэмоционального состояния, хотя при этом повышает уровень тревожности. Все остальные музыкальные жанры не оказывают статистически значимого влияния на психофизиологическое состояние человека.
Выводы
- 15-минутное прослушивание минорной классической музыки, хаус-рока, поп-рока статистически значимо не меняет психоэмоционального состояния человека.
- 15-минутное прослушивание мажорной классической музыки повышает общий эмоциональный фон и тревожность человека.
На основании сделанных выводов мы можем сделать предположение, что психоэмоциональное состояние человека меняется не от музыкального жанра как такового, а от ключевых характеристик звука, таких как: частота, амплитуда, скорость, тембр и тон. Поэтому продолжение изучения влияния музыки на физиологические функции человека нужно проводить в зависимости от перечисленных характеристик.
Литература:
- Бодина Е. А. Воздействие музыки на личность и социум // Вестник науки и образования. 2020. № 22 (88). С. 112–115.
- Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека / Н. И. Николаева, С. В. Васерман, А. А. Белисова [и др.] // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 июня 2018 года / Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. — С. 281–283.
- Гаджиева, А. М. Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека / А. М. Гаджиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 438–441. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107563/ (дата обращения: 24.02.2025).
- Граздич, Д. П. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние и работоспособность студентов / Д. П. Граздич // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2017. — Т. 7, № 1. — С. 103.
- Дроздова Ирина Александровна, Хайкина Юлия Вадимовна, Попова Кристина Максимовна Влияние музыки на эмоциональное состояние человека // The Newman in Foreign policy. 2022. № 68 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-emotsionalnoe-sostoyanie-cheloveka (дата обращения: 22.02.2025).
- Дроздова, И. А. Влияние музыки на эмоциональное состояние человека / И. А. Дроздова, Ю. В. Хайкина, К. М. Попова // The Newman in Foreign Policy. — 2022. — Т. 5, № 68(112). — С. 45–49.
- Зайцева, Е. А., Михайлов, Д. В. Влияние жанра хаус-рок на восприятие эмоций / Е. А. Зайцева, Д. В. Михайлов // Музыка и психология: исследования и практики. — 2023. — Т. 8, № 1. — С. 20–34.
- Макаров, И. Особенности воздействия музыки на психологическое состояние человека / И. Макаров // Collegium linguisticum — 2017: тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ, Москва, 01–15 марта 2017 года. — Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2017. — С. 122–123.
- Методика «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс) // Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 416 с.
- Набиуллина Д. Ф. Влияние музыки на психофизическое состояние человека // Вестник науки и образования. 2018. № 24(54). С. 89–92.
- Оленская Т. Л., Марченко А. А., Шебеко Л. Л., Врагов А. В., Марченко Е. А. История и современные тенденции музыкотерапии // Здоровье для всех. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennye-tendentsii-muzykoterapii (дата обращения: 14.05.2025).
- Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. — М.: Юрайт, 2019. — 368 с.
- Русаков Ю. А. Физиологические и психические аспекты воздействия музыки на человека // Вестник новых медицинских технологий. 2020. № 27 (1). С. 93–98.
- Саранин В. П. Музыка и здоровье // Вестник новых медицинских технологий. 2007. № 14(2). С. 56–62.
- Серебрякова Е. А. Влияние музыки на психофизическое состояние человека // Вестник науки и образования. 2014. № 2(6). С. 127–130.
- Сопромадзе, Н. Ш. Влияние музыки на психофизиологические факторы человеческого организма / Н. Ш. Сопромадзе, И. Л. Привалова // Первые шаги в науке: Материалы II Всероссийской студенческой научной конференции, Курск, 22 ноября 2022 года. — Курск: Курский государственный медицинский университет, 2023. — С. 119–122.
- Толубинская, М. Д. Музыка как необходимый фактор в воспитании личности / М. Д. Толубинская // Культура и цивилизация. — 2024. — Т. 14, № 4–1. — С. 58–63.
- Тронина И. Н. Влияние музыки на человека // Молодой ученый. 2021. № 50(388). С. 316–319.
- Фомин А. В. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека // Вестник науки и образования. 2018. № 19 (61). С. 46–49.
- Фомин Алексей Викторович, Зотова Мария Александровна Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания музыкальнопедагогического образования // Музыкальное искусство и образование. 2018. № 2 (22).
- Хачанян Е. Э. Особенности влияния музыки на психоэмоциональное состояние студентов // Вестник науки и образования. — 2019. — № 24 (78). — С. 104–106.
- Шайхиева Ч. И. Музыка как ресурс взаимодействия на психоэмоциональное состояние человека // Молодой ученый. 2022. № 4 (398). С. 152–155.
- Шмакова Л. А. Влияние музыки на здоровье и активную физическую деятельность студентов // Научный альманах. 2021. № 11–2(83). С. 132–134.
- Ярыгина, А. В. Исследование психологических аспектов влияния музыки на личность / А. В. Ярыгина // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 6. — С. 99.
- Onalbayeva, K. In search of Versatility: The History of Music Through the Prism of Musicians' Specialization / K. Onalbayeva, A. Kalibayeva // Saryn. — 2024. — Vol. 12, No. 4. — P. 20–38.