Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие правовых норм об охране общественного порядка и общественной безопасности в истории России

Научный руководитель
Юриспруденция
31.05.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Ануфриева, Е. Ю. Развитие правовых норм об охране общественного порядка и общественной безопасности в истории России / Е. Ю. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126078/.


В статье автор предпринимает попытки проанализировать развитие правовых норм об охране общественного порядка и общественной безопасности в истории России

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, история права.

История формирования норм права, касающихся правонарушений против общественной безопасности, тесно связана с общим развитием российского государства.

Зарождение норм ответственности за такие преступления можно проследить в древнерусских правовых источниках. Например, в «Русской Правде» упоминались случаи нанесения серьёзных телесных увечий без серьёзной мотивации.

Древнерусское право не выделяло общественную безопасность как самостоятельный объект административно-правовой защиты. Документы того времени, к примеру «Русская правда» или «Псковская судная грамота», не содержат четких легальных определений, объясняющих суть правонарушений против безопасности [6]. Тем не менее, в этих источниках есть отдельные указания на преступные действия, наносящие урон личным и имущественным интересам граждан, а также нарушающие общественное спокойствие и порядок в социальных учреждениях, таких как церковь и суд.

В Судебнике 1497 года Великого князя Ивана III содержалось положения, касающиеся ответственности за публичную драку или ссору: «А кто кого поимает приставом в бою или в лае, или в займех и на суд идти не восхотят, и они, доложа судии, помирятся, а судьи продажи на них нет, опроче езду и хоженого» [5].

В Соборном уложении 1649 года отсутствовала специальная часть, рассматривающая посягательства на общественную безопасность. Уникальностью этого свода законов было акцентирование внимания на необходимости придерживаться установленного порядка в конкретных, законодательно определенных местах, а также вводилась ответственность за нарушение тишины и порядка во время церковных служб.

Это объяснялось значительной ролью церкви в жизни страны и ее институтах, которая являлась одной из опор государства наряду с властью светской (в рамках концепции «Царства и Священства»). В связи с этим, в Русском государстве православие считалось государственной религией. Соответственно, государство уделяло меньше внимания правонарушениям, не связанным с религиозной деятельностью, хотя и предусматривало наказание за «озорство», то есть, за нарушение общественного порядка в публичных местах [8].

В то время безопасность общества играла второстепенную роль, так как приоритетным была задача охраны царской власти, которая считалась воплощением божественной власти на земле. Поэтому нормы, регулирующие правонарушения против церкви и царя, в Соборном уложении 1649 года были особенно развиты [9].

Некоторые положения Соборного уложения 1649 года (статьи 202, 218, 222–228 главы X «О суде») строго устанавливали правила противопожарной безопасности, а также предусматривали наказания за ошибки, приведшие к пожарам.

Еще в годы правления царя Алексея Михайловича Романова, 30 апреля 1649 г., были введены Наказы о градском благочинии, в которых содержалась и первая попытка законодательного обеспечения охраны общественного порядка на улицах русских городов. В документе значилось: «…и ездить в своем объезде по всем улицам и по переулкам, в день и в ночь, для береженья во всех улицах и по переулках росписать им решеточных прикащиков и сторожей; и по улицам и по переулкам в день и в ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и в переулках бою и грабежу и корчмы и табаку и инаго никакого воровства и блудни не было» [9].

С течением времени и развитием правовой структуры Российского государства, вопросы правовой защиты общественного порядка занимали все более важное место в государственной политике.

При Петре I был введен в действие новый законодательный акт — Воинский Артикул 1715 года. В частности, статья 141 под угрозой наказания шпицрутенами запрещала «организацию драк в общественных местах без предварительного вызова, даже если никто не был убит или ранен» [3].

В данном положении особое внимание уделяется месту совершения драки, а именно, публичному пространству, что, несомненно, влияло на общественное спокойствие населения.

В сопоставлении с наказаниями за нанесение побоев при аналогичных обстоятельствах, то есть, в общественных местах, строгость наказания за рассматриваемое правонарушение указывала на более высокий уровень общественной опасности и, соответственно, его большую наказуемость.

Поддержание благоустройства в определенных зонах, как это определялось еще первыми законами Древней Руси, также было приоритетом в законодательстве Екатерины II. Это отражено в «Уставе благочиния, или полицейском», который был утвержден императрицей 8 апреля 1782 года. Хотя этот устав имел полицейско-административную направленность, термин «благочиние» использовался в нем в том же смысле, что и в церковных текстах того времени.

Устав благочиния вводил строгую систему контроля за чистотой и порядком в городах, предписывая домовладельцам заботиться о состоянии прилегающих территорий. Особое внимание уделялось мощению улиц, освещению в ночное время и предотвращению пожаров. Город разделялся на части и кварталы, в каждом из которых назначались частные приставы, ответственные за надзор и исполнение установленных правил.

Важно отметить, что Устав благочиния не только устанавливал правила и нормы, но и предусматривал механизм их исполнения. Полицейские чины имели право налагать штрафы за нарушение установленных требований, а в случае злостных нарушений могли прибегать к более серьезным мерам воздействия. Таким образом, устав обладал не только декларативным, но и действенным характером, способствуя поддержанию порядка и благоустройства в городах Российской империи.

В начале девятнадцатого столетия Свод законов Российской империи, опубликованный в 1832 году, стал ключевым законодательным актом, определяющим ответственность за деяния, нарушающие общественный порядок [8]. Этот правовой документ устанавливал уголовное наказание для должностных лиц, отставных военных и гражданских служащих, задержанных в состоянии опьянения, буйства или распущенности в общественных местах.

Устав «О предупреждении и пресечении преступлений» того же 1832 года содержал статьи, ограничивающие вмешательство полиции в некоторые виды нарушений общественного спокойствия. Например, статья 369 (главы III раздела 4) запрещала полицейским вмешиваться в личные конфликты между супругами без их согласия, а статья 371 не позволяла им призывать народ или сослуживцев во время драк. Другая статья, 373 (главы IV раздела 6), запрещала собрания, нарушающие общую тишину и умиротворение [8].

С развитием российской правовой системы, вопросам поддержания общественного порядка уделялось все большее внимание. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, утвержденное императором Николаем I 15 августа 1845 года и вступившее в силу в 1846 году, стало первым уголовным кодексом в истории России.

Перед утверждением Уложения Николаем I, в 1844 году граф Д. Н. Блудов подготовил общую пояснительную записку к проекту нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В разделе, посвященном общей и подробной классификации проекта, Д. Н. Блудов подчеркивал, что к первой категории общественных преступлений должны быть отнесены преступления и проступки, направленные против общественного спокойствия и нравственности [4]. Данный законодательный акт имеет большое значение, так как впервые делит посягательства на общественную безопасность и общественный порядок на преступления и проступки (правонарушения).

В соответствии со статьей 306 Уложения о наказаниях 1845 года, распространение оскорбительных высказываний, письменных материалов или изображений в публичных местах, направленных против государства, влекло за собой ответственность. За такое деяние предусматривалось лишение свободы в смирительном доме на срок от двух до трех лет.

Статья 309 Уложения устанавливала ответственность за проявление неуважения к обществу в общественных местах через использование непристойной лексики. Лицо, которое в официальном учреждении, во время заседания или непосредственно в его помещении, позволяет себе непристойные выражения или иные действия, демонстрирующие явное неуважение к данному месту.

Статьи 313 и 314 Уложения определяли ответственность за бранные слова и оскорбления, направленные против должностного лица или частного лица в публичном месте. Наказание за оскорбление чиновника предусматривало заключение в смирительный дом на срок от трех до шести месяцев; в случае оскорбления частного лица, виновный мог быть заключен в тюрьму на период от шести месяцев до трех лет.

Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, раздел VIII, глава III содержали положения об ответственности за нарушение общественного порядка, спокойствия и благопристойности в общественных местах. В частности, статья 1225 гласила: «Лицо, которое на улице, площади или в ином публичном месте, в присутствии более или менее многочисленной толпы, каким-либо образом провоцирует ссоры, драки или другие формы буйства… подлежит аресту на срок от семи дней до трех месяцев».

В 1864 году был введен в действие «Устав о взысканиях, назначаемых мировыми судьями». В статьях 38 и 39 данного Устава достаточно ясно были определены характеристики преступления с уголовно-правовой точки зрения, чей объект напрямую связан с областью социальных отношений, на которую сегодня распространяется понятие хулиганства.

В частности, статья 38 устанавливала наказания «за конфликты, потасовки, кулачные бои или иные проявления буйного поведения в общественных местах, а также за нарушение спокойствия в обществе». Виновные подвергались аресту на срок не более семи суток или штрафу в размере не более двадцати пяти рублей [7].

Несмотря на наличие в Уголовном уложении 1903 года списка главных типов посягательств на общественный порядок, оно предоставляло судебным органам свободу толкования, позволяя самостоятельно определять, какие деяния подпадают под это определение. При этом подчеркивался ключевой критерий — совершение данных деяний на виду у публики.

Некоторые исследователи указывали, что законодательство защищает общественный порядок, и поэтому его нарушение влечет наказание даже тогда, когда противозаконные действия осуществлялись не в общественных местах, но привели к нарушению тишины и покоя. Немаловажное значение уделялось ответственности за неуважение к обществу, учинению явно неприличного поступка в правительственном или общественном установлении; учинению шума, крика или иного бесчинства в публичном месте.

В первые годы советской власти рассматриваемая сфера была представлена нормами о хулиганстве.

Декрет СНК РСФСР от 5 апреля 1921 г. утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах, согласно которому хулиганские проявления в виде непристойного поведения и грубости на работе рассматривались этими судами и наказывались общественным порицанием, выговором, принудительными работами или направлением в исправительный лагерь до полугода. Более серьезные случаи передавались в народный суд [2].

Несмотря на попытки принять единый Административный кодекс, ответственность за нарушения общественного порядка и общественной безопасности вплоть до 80-ых годов ХХ века регулировалась отдельными актами, либо относилась в сферу уголовного законодательства.

В 1984 году был принят Кодекс РСФСР об административных правонарушениях [1], содержащий Главу 13, посвященную правонарушениям, посягающим на общественный порядок.

Эта глава являлась важным инструментом в руках государства для поддержания социального контроля и обеспечения соблюдения установленных норм поведения в общественных местах. Она включала в себя широкий спектр деяний, от мелкого хулиганства до нарушений правил проведения собраний, митингов и демонстраций.

Статьи Главы 13 КоАП РСФСР определяли конкретные составы административных правонарушений, устанавливали меры ответственности и порядок их применения. Среди наиболее распространенных нарушений были распитие спиртных напитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, мелкое хулиганство, нарушение тишины и покоя граждан, а также другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие.

Применение норм Главы 13 КоАП РСФСР осуществлялось уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, а также другими органами и учреждениями, наделенными соответствующими полномочиями. Нарушителям могли быть назначены различные виды административных взысканий, включая предупреждение, штраф, административный арест на срок до пятнадцати суток, а также исправительные работы.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, включая Главу 13, действовал на территории Российской Федерации до 2002 года, когда был заменен новым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). При этом многие положения Главы 13 КоАП РСФСР были перенесены в новый кодекс с некоторыми изменениями и дополнениями, отражающими современные реалии и потребности общества.

В целом, Глава 13 КоАП РСФСР играла значительную роль в поддержании общественного порядка и безопасности, обеспечивая правовую основу для пресечения административных правонарушений, посягающих на общественные интересы. Ее положения способствовали формированию культуры правопослушного поведения и укреплению законности в обществе.

Литература:

  1. «Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. от 20.03.2001) // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1984. — N 27. — Ст. 909. — документ утратил силу.
  2. Декрет Совета Народных Комиссаров. Положение о Дисциплинарных Товарищеских Судах. // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. Управление делами Совнаркома СССР М. — 1944. — Стр. 234–237. — документ утратил силу.
  3. Бредихин А. Л. Артикулы воинские Аетра I: общая характеристика и историческое значение // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. — 2022. — № 1 (13). — С. 22–26.
  4. Гарбатович Д. А., Классен А. Н. Непреступные деяния в соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года // Вестник ЮУрГУ. — Серия: Право. — 2018. — № 1. — С. 18–23
  5. Гребенщикова И. В. Судебник 1497 года как источник права Русского (Московского) государства // Наука. Образование. Современность / Science. Education. The present. — 2022. — № 1–4. — С. 78–89.
  6. Карапетян А. А. «Русская правда» как источник древнерусского права // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 6–1 (12). — С. 586–603.
  7. Новосвитная Б. В.Эволюция системы наказаний в уголовном праве Российской империи XIX века // E-Scio. — 2021. — № 1 (52). — С. 101–112.
  8. Рассолов М. М. История отечественного государства и права до XIX века: учебник для вузов / М. М. Рассолов, П. В. Никитин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 311 с.
  9. Ярыш В. Д. Современная оценка Соборного уложения 1649 г. как источника права // Общество и право. — 2021. — № 1 (75). — С. 137–141.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
общественная безопасность
общественный порядок
история права
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 317-320):
Часть 5 (стр. 309-389)
Расположение в файле:
стр. 309стр. 317-320стр. 389

Молодой учёный