В настоящее время современный мир стремительно меняется, становится гораздо сложнее и запрашивает новые идеи и способы педагогической деятельности. С развитием новейших технологий и специальностей, сфер экономики и личностного изменения самого человека делается значительный акцент на уровень образованности, на формирование функционально грамотной личности.
Образовательная деятельность обязана реализовываться в оказании помощи обучающимся свободно воспринимать окружающий мир, научить осваиваться в любой ситуации, быть инициативным, творческим, уметь находить креативные решения и идти к поставленной цели.
Основная задача современного образования — это формирование функционально грамотных людей. Способность человека использовать на жизненном пути приобретаемые знания для решения большого спектра насущных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений представляет собой функциональную грамотность.
Человек, который научился не только читать и писать, но и способный применить свои знания на практике, совершенствуя их, самостоятельно обучаться, развиваться, помогать формированию современного общества и есть функционально грамотный человек.
Одним из аспектов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность как умение использовать естественно-научные знания, раскрывать проблемы, обобщать, опираясь на понимание окружающего мира.
В МАУ ДО «ЦДО «Успех» на занятиях в объединении «Родничок» обучающиеся осваивают закономерности окружающего мира путем экспериментирования, исследовательской деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают обучающихся самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В ходе проведения эксперимента обучающиеся учатся видеть и выделять проблему, выдвигать гипотезы, ставить цель, строить сложные предложения, отбирать материал для самостоятельной деятельности; делать выводы.
Проведение опытов в детском объединении «Родничок» педагогом организуются на занятиях, на экскурсиях, создаются ситуации для привлечения обучающихся к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Важность проделанной работы осознают сами обучающиеся, видят свои результаты, потому что они имеют большую ценность для них.
Для проведения опытов и экспериментов используются элементарные приборы (микроскоп, лупы, весы, линейки). Обучающиеся учатся ими пользоваться, применяют природный, бросовый и сыпучий материал. Необходимо наличие пипеток, пробирок, палочек, пластиковых тар и т. д. В учебном кабинете находится детская лаборатория, в которой хранится оборудование, требуемое для проведения опытов. Используются необходимые материалы, с помощью которых обучающиеся на практике познают секреты живой и неживой природы.
Лаборатория регулярно пополняется современными средствами для экспериментирования, исследования для обучающихся, они доступны и безопасны. Имеется уголок природы, где и осуществляется наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность обучающихся. Также предложены схемы для проведения опытов, дидактические игры, яркие энциклопедии, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов.
«Живое» действие с предметами вызывает интерес у обучающихся к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность.
Фактором успешности при реализации идеи экспериментирования являются мультимедийные и компьютерные средства обучения, которые обучающимся интереснее не только послушать рассказ педагога о каких-то объектах или явлениях, но и увидеть их собственными глазами.
Таким образом, обучающиеся имеют реальные представления о многочисленных гранях изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. У них развиваются умения каждого мыслить с помощью логических приемов: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация. Обучающиеся получают начальные профессиональные знания, возможность выбрать будущую профессию. У обучающихся развивается профессионально важные качества и формируется не только естественнонаучная грамотность, но и ключевые навыки: внимательность, самостоятельность, самоконтроль, аккуратность, грамотность, абстрактное мышление, образное мышление, умение доводить начатое до конца, ответственность, мелкая моторика рук, интеллект.
Успешно реализуя поставленные задачи, осуществляется тесное взаимодействие с родителями. Родители помогают в решении вопросов, связанных с развитием познавательно-исследовательской деятельности обучающихся, охотно участвуют в конкурсах и проектах. Инициативная совместная работа выявляет познавательный и творческий характер процесса, развитие творческого дара ребенка, определяет его результативность. Сплоченная работа способствует укреплению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
При этом следует отметить, что в любом направлении деятельности можно найти много любопытного, увлекательного, неизведанного. При успешной реализации идеи исследовательской деятельности обучающиеся становятся более открытыми, окружающий мир познают благодаря собственным ощущениям. В будущем накопленный опыт в познавательно-исследовательской деятельности переходит во все виды деятельности и способствует росту познавательной активности обучающихся, содействует эффективному развитию естественнонаучной функциональной грамотности.
Литература:
1. Горощенко В. П. «Природа и люди» -М.: Просвещение, 1976 Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» — М.: Новая школа, 1995
2. Громилина, Л. В. Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста / Л. В. Громилина, Л. В. Камызина, М. А. Морозова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 198–200. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10455/
3. ДыбинаО. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез,2006.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2005.
5. Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 581–583. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14057/