В статье автор исследует специфику применения методов антикоррупционного просвещения и воспитания в организациях высшего образования в современной России.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное воспитание.
Коррупция является деструктивным явлением, приводящее не только социально-экономическое развитие государства к упадку, но и к формированию правового нигилизма у граждан.
Согласно статье 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Последнее формируется за счет использования, в том числе следующих средств — антикоррупционного просвещения и воспитания [1].
В целях противодействия коррупции государством применяются как санкции, так и меры профилактики. Среди последних широкую популярность получило антикоррупционное просвещение и воспитание.
Антикоррупционное просвещение — это система распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры [2].
Антикоррупционное воспитание — целенаправленная деятельность, в результате которой повышается уровень правового сознания, правовой культуры, а также вырабатываются привычки и навыки в целях противодействия коррупции [2].
Высшие учебные заведения являются одним из институтов, где проходит процесс социализации огромного потока людей. Обучающийся не только получает знания для дальнейшей их реализации в будущей профессии, но у него также формируется мировоззрение относительно тех или иных общественных установок, в том числе и отношение к коррупционным явлениям, ведь коррупция является угрозой в первую очередь для молодого поколения, так как она порождает в их сознании аномию, которая переходит к радикализации, а это в свою очередь приводит к возникновению экстремизма и терроризма, это происходит и потому, что молодежь является наиболее уязвимой социальной категорией [3].
Антикоррупционное просвещение и воспитание в высших учебных заведениях имеет следующие определенные особенности:
Во-первых, формирование антикоррупционной идеологии в российском современном вузе, по мнению некоторых авторов, является действенным инструментом в борьбе с коррупцией, и на первоначальном этапе обучения студентов должно реализовываться через изучение актуальных проблем устройства общества и государства, правовой системы, истории, литературы, состояния общей этики и морали в российском обществе. Однако надо отметить, что в системе российского образования популяризация антикоррупционной модели поведения, неприятия коррупции, как преступного факта, закреплена недостаточно прочно и имеет ряд проблем. Видится, что проблематика формирования антикоррупционной идеологии предполагает раскрытие социального смысла и юридического содержания нормативных и иных актов антикоррупционной направленности [4].
Во-вторых, антикоррупционное просвещение и воспитание в высших учебных заведениях осуществляется с помощью формальных и неформальных методов. Формальное предусматривает включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы (изучение как общеправовых дисциплин («Правоведение», «Основы права» и т. д.). Неформальная форма антикоррупционного просвещения и воспитания предусматривает различного рода — поощрение инициатив в дополнительном образовании (например — гражданские акции, ученические конференции и другие мероприятия) [5]. Как показывают результаты наблюдений, большая часть мер применяется в юридических университетах и институтов. Во всех мероприятиях задействуются как студенты, так и преподаватели. Системность проведения мероприятий везде разная. Также не во всех вузах преобладают органы, осуществляющие антикоррупционный контроль, отсутствуют и дисциплины антикоррупционной направленности. Кроме того, на сайтах многих вузов и институтов отсутствует актуальная программа в области противодействия коррупции [6].
Таким образом, специфика антикоррупционного просвещения и воспитания в организациях высшего образования заключается в создании условии эффективного усвоения ценностей законности и справедливости всеми участниками образовательного процесса, формировании профессиональной компетенции и активной гражданской позиции. Ведь последнее является инвестицией в благосостояние страны, укрепление ее рубежей как внутренних, так и внешних, в связи, с чем развитие данной методики является необходимым элементов обучения учащихся в организациях высшего образования.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ. «О противодействии коррупции» (ред. от 08.08.2024 г. № 37) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2008 года, № 52, ст. 6228 (Часть I).
- 2.Попова А. И., Посадскова С. В. Антикоррупционное воспитание // Наука. Общество. Государство. — 2021. — № 1 (33). — С. 109–116.
- Овчарова А. И. Коррупция как фактор деморализации общества и угроза национальной безопасности России // Журнал Философия права. — 2018. — № 4 (87). — С. 60–66.
- Писаренко А. П., Карягина О. В., Хоменко С. М., Писаренко Д. В. Специфика организации антикоррупционного воспитания и формирования антикоррупционной идеологии в современном вузе // Журнал Право и государство: теория и практика. — 2022. — № 12(216). — С. 77–80.
- Попова А. И., Посадскова С. В. Антикоррупционное воспитание // Журнал Наука. Общество. Государство. — 2021. — № 1(33). — С. 109–115.
- Резер Т. М. Правовое обеспечение антикоррупционного просвещения в вузах / Т. М. Резер, А. А. Дочилова. — Текст: электронный // Весенние дни науки: сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 21–23 апреля 2022 г.). — Екатеринбург: УрФУ, 2022. — C. 296–302.