В статье рассматриваются особенности правового регулирования сферы финансового контроля, исходя из иерархии нормативно-правовых актов. При этом особое внимание уделяется проблемам правовой регламентации финансового контроля.
Ключевые слова : нормативно-правовое регулирование, финансовый контроль, финансы, проблемы.
Актуальность темы обусловлена необходимостью эффективного контроля за использованием финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, а также соблюдением финансовой дисциплины. В условиях нестабильной экономической ситуации и постоянных изменений в законодательстве важно постоянно совершенствовать механизмы финансового контроля, что требует актуализации и адаптации норм права к новым вызовам и реалиям.
Государственный финансовый контроль возложен на ряд органов, который представлен как органами исполнительной, так и законодательной власти, а также особым субъектом финансового контроля — Банком России.
Ранее данные органы определялись Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», который утратил силу 25 октября 2018 года и имел целью обеспечение контроля за надлежащим формированием государственных доходов, координацию деятельности контрольных органов.
В настоящее время государственный финансовый контроль осуществляется следующими субъектами:
— федеральными органами законодательной власти (представительной);
— органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ;
— федеральными органами исполнительной власти;
— органами исполнительной власти субъектов РФ;
— органами местного самоуправления;
— Президентом РФ.
Нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему законодательных актов, регламентирующих различные аспекты контрольной деятельности в финансовой сфере.
Основным Законом выступает Конституция Российской Федерации, закрепляющая основополагающие принципы организации финансового контроля и определяющая компетенции органов государственной власти в данной области [1].
Особенности нормативно-правового регулирования финансового контроля, в том числе определяются наличием иерархии НПА, которые регламентируют сферу финансового контроля.
Основу такого регулирования составляют:
- Конституция РФ (ст. 101, 102, 114), закрепляющая принципы разделения властей и контрольные полномочия органов власти.
- Бюджетный кодекс РФ (гл. 26), определяющий виды финансового контроля (предварительный, текущий, последующий), объекты контроля и полномочия органов.
- Специальные федеральные законы, например, «О Счетной палате РФ» (статус высшего органа внешнего аудита).
При этом наблюдается двойственность этого нормативно-правового регулирования. Так, область финансового контроля регулируется нормами налогового и бюджетного права, что создаёт пересечение компетенций. Например, бюджетные нормы конкретизируют общие финансово-правовые положения, а налоговые нормы регламентируют налоговый контроль как подвид финансового.
Необходимо отметить, что в данной сфере действуют федеральные стандарты, утверждаемые Правительством РФ.
Ключевое значение в регулировании финансового контроля имеют Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и ряд других, устанавливающие фундаментальные принципы организации контрольной деятельности.
Федеральные стандарты детализируют нормы, содержащиеся в гл. 26 Бюджетного кодекса РФ, проясняют целый ряд процессуально-процедурных моментов, регламентируют порядок применения положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливают общие для государственного и муниципального финансового контроля нормативы.
К примеру, Бюджетный кодекс РФ устанавливает основные виды принимаемых по результатам проверок документов, а также ряд процессуальных сроков в рамках проведения контрольных мероприятий.
Федеральные стандарты, в свою очередь, детализируют эти нормы: они содержат предписания касательно порядка проведения контрольных мероприятий, их сроков, процедуры вынесения актов финансового контроля, составления представлений, предписаний и др. [6].
В XX веке принятие упорядоченных финансово-правовых актов стало важным шагом в развитии законодательства, регулирующего финансовую сферу России.
Однако, несмотря на этот прорыв, в современной системе российского финансового законодательства до сих пор отсутствует единый отраслевой кодифицированный акт, необходимость которого была отмечена учеными еще в советский период.
Судебные акты, в том числе решения Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, также выступают в роли источников финансового контроля, так как они формируют прецеденты и разъясняют применение норм законодательства. Они помогают прояснить правоприменительную практику и устанавливают правовые позиции по вопросам, связанным с бюджетными отношениями и расходованием государственных средств [2].
Существенную роль играют специальные нормативные акты, регламентирующие отдельные направления финансового контроля: налоговый, валютный, банковский надзор и финансовый мониторинг, и др.
В контексте развития регионального финансового права особое значение имеют нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.
Важно учитывать, что решения конституционных судов субъектов РФ также отнесены к источникам права в области финансового контроля.
Как отмечает Галушкин А. А., такие решения обладают рядом характеристик, включая общеобязательный и законный характер, оказывают непосредственное воздействие на правоприменение и высокий уровень юридической силы [5].
Нормативно-правовая база финансового контроля находится в постоянном развитии, адаптируясь к новым экономическим реалиям и технологическим инновациям.
Особое внимание уделяется совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия, внедрению риск-ориентированного подхода и цифровизации контрольных процедур.
При этом сохраняется необходимость дальнейшей гармонизации различных уровней законодательства и устранения существующих правовых пробелов для повышения эффективности системы финансового контроля в целом.
Многие из существующих весьма важных нормативно-правовых актов в области финансового контроля нуждаются в корректировке. Так, наблюдается некоторая несогласованность даже по такому важному вопросу, как определение нецелевого использования бюджетных средств, что резко повышает и без того высокий риск злоупотреблений и других нарушений в использовании государственных финансов.
В правовых актах должны быть усилены положения об ответственности за те или иные нарушения финансовой дисциплины, должен быть четко и однозначно прописан порядок исполнения решений органов финансового контроля по результатам контроля (вместе с тем соответствующим контрольным органам должны быть предоставлены права наложения санкций) [3].
Таким образом, система нормативно-правовых актов в этой сфере сочетает конституционные основы, отраслевую специализацию (бюджетное, налоговое право) и ведомственную детализацию.
Законодательная база в данной сфере представляет собой комплексную иерархическую систему, включающую конституционные нормы, федеральные законы, подзаконные акты, а также региональные и муниципальные правовые документы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 120 с.
- Волков, Д. А. Особенности правового регулирования финансового контроля / Д. А. Волков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 97–102.
- Бурцев В. В. Нормативная база государственного финансового контроля // Региональная экономика: теория и практика. № 4(7) — 2004. С.40–47.
- Бондарцкова, А. П. Нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации / А. П. Бондарцкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 404–406.
- Галушкин, А.А., Митрохин В. В., Тарадаева А. В., Усков И. В. Финансовая система Российской Федерации: состояние, тенденции и перспективы. — М., 2015. С. 124.
- Абросимов А. В. — К вопросу о различиях основ правового регулирования внешнего и внутреннего государственного финансового контроля // Право и политика. — 2021. — № 7.