Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности нормативно-правовых актов в сфере правового регулирования финансового контроля

Юриспруденция
29.05.2025
2
Поделиться
Библиографическое описание
Волков, Д. А. Особенности нормативно-правовых актов в сфере правового регулирования финансового контроля / Д. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126066/.


В статье рассматриваются особенности правового регулирования сферы финансового контроля, исходя из иерархии нормативно-правовых актов. При этом особое внимание уделяется проблемам правовой регламентации финансового контроля.

Ключевые слова : нормативно-правовое регулирование, финансовый контроль, финансы, проблемы.

Актуальность темы обусловлена необходимостью эффективного контроля за использованием финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, а также соблюдением финансовой дисциплины. В условиях нестабильной экономической ситуации и постоянных изменений в законодательстве важно постоянно совершенствовать механизмы финансового контроля, что требует актуализации и адаптации норм права к новым вызовам и реалиям.

Государственный финансовый контроль возложен на ряд органов, который представлен как органами исполнительной, так и законодательной власти, а также особым субъектом финансового контроля — Банком России.

Ранее данные органы определялись Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», который утратил силу 25 октября 2018 года и имел целью обеспечение контроля за надлежащим формированием государственных доходов, координацию деятельности контрольных органов.

В настоящее время государственный финансовый контроль осуществляется следующими субъектами:

— федеральными органами законодательной власти (представительной);

— органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ;

— федеральными органами исполнительной власти;

— органами исполнительной власти субъектов РФ;

— органами местного самоуправления;

— Президентом РФ.

Нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему законодательных актов, регламентирующих различные аспекты контрольной деятельности в финансовой сфере.

Основным Законом выступает Конституция Российской Федерации, закрепляющая основополагающие принципы организации финансового контроля и определяющая компетенции органов государственной власти в данной области [1].

Особенности нормативно-правового регулирования финансового контроля, в том числе определяются наличием иерархии НПА, которые регламентируют сферу финансового контроля.

Основу такого регулирования составляют:

  1. Конституция РФ (ст. 101, 102, 114), закрепляющая принципы разделения властей и контрольные полномочия органов власти.
  2. Бюджетный кодекс РФ (гл. 26), определяющий виды финансового контроля (предварительный, текущий, последующий), объекты контроля и полномочия органов.
  3. Специальные федеральные законы, например, «О Счетной палате РФ» (статус высшего органа внешнего аудита).

При этом наблюдается двойственность этого нормативно-правового регулирования. Так, область финансового контроля регулируется нормами налогового и бюджетного права, что создаёт пересечение компетенций. Например, бюджетные нормы конкретизируют общие финансово-правовые положения, а налоговые нормы регламентируют налоговый контроль как подвид финансового.

Необходимо отметить, что в данной сфере действуют федеральные стандарты, утверждаемые Правительством РФ.

Ключевое значение в регулировании финансового контроля имеют Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и ряд других, устанавливающие фундаментальные принципы организации контрольной деятельности.

Федеральные стандарты детализируют нормы, содержащиеся в гл. 26 Бюджетного кодекса РФ, проясняют целый ряд процессуально-процедурных моментов, регламентируют порядок применения положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливают общие для государственного и муниципального финансового контроля нормативы.

К примеру, Бюджетный кодекс РФ устанавливает основные виды принимаемых по результатам проверок документов, а также ряд процессуальных сроков в рамках проведения контрольных мероприятий.

Федеральные стандарты, в свою очередь, детализируют эти нормы: они содержат предписания касательно порядка проведения контрольных мероприятий, их сроков, процедуры вынесения актов финансового контроля, составления представлений, предписаний и др. [6].

В XX веке принятие упорядоченных финансово-правовых актов стало важным шагом в развитии законодательства, регулирующего финансовую сферу России.

Однако, несмотря на этот прорыв, в современной системе российского финансового законодательства до сих пор отсутствует единый отраслевой кодифицированный акт, необходимость которого была отмечена учеными еще в советский период.

Судебные акты, в том числе решения Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, также выступают в роли источников финансового контроля, так как они формируют прецеденты и разъясняют применение норм законодательства. Они помогают прояснить правоприменительную практику и устанавливают правовые позиции по вопросам, связанным с бюджетными отношениями и расходованием государственных средств [2].

Существенную роль играют специальные нормативные акты, регламентирующие отдельные направления финансового контроля: налоговый, валютный, банковский надзор и финансовый мониторинг, и др.

В контексте развития регионального финансового права особое значение имеют нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.

Важно учитывать, что решения конституционных судов субъектов РФ также отнесены к источникам права в области финансового контроля.

Как отмечает Галушкин А. А., такие решения обладают рядом характеристик, включая общеобязательный и законный характер, оказывают непосредственное воздействие на правоприменение и высокий уровень юридической силы [5].

Нормативно-правовая база финансового контроля находится в постоянном развитии, адаптируясь к новым экономическим реалиям и технологическим инновациям.

Особое внимание уделяется совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия, внедрению риск-ориентированного подхода и цифровизации контрольных процедур.

При этом сохраняется необходимость дальнейшей гармонизации различных уровней законодательства и устранения существующих правовых пробелов для повышения эффективности системы финансового контроля в целом.

Многие из существующих весьма важных нормативно-правовых актов в области финансового контроля нуждаются в корректировке. Так, наблюдается некоторая несогласованность даже по такому важному вопросу, как определение нецелевого использования бюджетных средств, что резко повышает и без того высокий риск злоупотреблений и других нарушений в использовании государственных финансов.

В правовых актах должны быть усилены положения об ответственности за те или иные нарушения финансовой дисциплины, должен быть четко и однозначно прописан порядок исполнения решений органов финансового контроля по результатам контроля (вместе с тем соответствующим контрольным органам должны быть предоставлены права наложения санкций) [3].

Таким образом, система нормативно-правовых актов в этой сфере сочетает конституционные основы, отраслевую специализацию (бюджетное, налоговое право) и ведомственную детализацию.

Законодательная база в данной сфере представляет собой комплексную иерархическую систему, включающую конституционные нормы, федеральные законы, подзаконные акты, а также региональные и муниципальные правовые документы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 120 с.
  2. Волков, Д. А. Особенности правового регулирования финансового контроля / Д. А. Волков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 97–102.
  3. Бурцев В. В. Нормативная база государственного финансового контроля // Региональная экономика: теория и практика. № 4(7) — 2004. С.40–47.
  4. Бондарцкова, А. П. Нормативно-правовая основа финансового контроля в Российской Федерации / А. П. Бондарцкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 404–406.
  5. Галушкин, А.А., Митрохин В. В., Тарадаева А. В., Усков И. В. Финансовая система Российской Федерации: состояние, тенденции и перспективы. — М., 2015. С. 124.
  6. Абросимов А. В. — К вопросу о различиях основ правового регулирования внешнего и внутреннего государственного финансового контроля // Право и политика. — 2021. — № 7.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
нормативно-правовое регулирование
финансовый контроль
финансы
проблемы
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 351-353):
Часть 5 (стр. 309-389)
Расположение в файле:
стр. 309стр. 351-353стр. 389

Молодой учёный