В статье автор рассматривает основные принципы проектирования автомобильных стоянок.
Ключевые слова: парковка, стоянка автомобилей, типовая ячейка.
Автотранспортные средства разделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирским автотранспортным средствам относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовым — грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы и др.
Действующим законодательством (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств») транспортные средства разделяются на несколько категорий, обозначаемых латинскими буквами и арабскими цифрами.
L1—L7 — Мототранспортные средства.
M1—M3 — Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
N1—N3 — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси.
Для проектирования паркинга рассмотрим классификацию транспортных средств по их габаритам, приведенную в СП 113.13330.2023:
— Транспортное средство малого класса — 1,6х3,7х1,7(h) м;
— Транспортное средство среднего класса — 1,7х4,3х1,8(h) м;
— Транспортное средство большого класса — 1,995х5,16х1,97(h) м;
— Микроавтобусы — 2,38х5,5х2,3(h) м;
— Мототранспорт — 1х2,7х1,5(h) м.
Определим размеры транспортных средств, которые будут размещаться на проектируемой автостоянке. Это автомобили малого и среднего класса, габаритные размеры автомобиля среднего класса — 1,7х4,3х1,8(h) м. Учитывая этот размер, а также требования к минимальному размеру машино-места, принимаем размер стандартного машино-места — 2,5х5,3 м, машино-места для МГН — 3,6х6,0 м (рис. 1).
Рис. 1. Габариты машино-мест проектируемой автостоянки
Для ускорения и упрощения процесса проектирования, после определения габаритов машино-мест, создадим набор типовых ячеек, который будем использовать при компоновке проездов и машино-мест.
Рис. 2. Типовая ячейка
Представленная на рисунке ячейка — это стандартное машино-место, для 3 транспортных средств, представляющее собой классическую типовую ячейку. При постановке автомобилей в ячейке также были учтены минимально допустимые зазоры безопасности.
Расстояния при постановке автомобилей на хранение в помещениях принимаются с учетом минимально допустимых зазоров безопасности, указанных в СП 113.13330.2023:
— 800 мм — между продольной стороной автомобиля и стеной;
— 500 мм — между продольной стороной автомобиля и колонной или пилястрой стены;
— 700 мм — между передней стороной автомобиля и стеной при прямоугольной расстановке автомобилей;
— 700 мм — между задней стороной автомобиля и стеной или воротами при прямоугольной расстановке автомобилей;
— 600 мм — между автомобилями, стоящими друг за другом;
— 50 мм — между мотоциклами.
Рис. 3. 3Д-вид типовой ячейки
Рассмотрим ситуационный план, представленный на рисунке 4. Выделим примерный контур будущей автостоянки и проанализируем его. Размеры выделенного участка 20х65 метров.
Рис. 4. Ситуационный план строительной площадки
Теперь разделим контур парковки на условные фигуры.
Рис. 5. Деление автостоянки на условные фигуры
Контур паркинга простой, состоит из одной фигуры и представляет собой прямоугольник. Выполним расстановку машино-мест по правилу зонирования, представленному в разработанной ранее методике, согласно которому паркинг состоит из 3-х зон А (машино-места), В (подъезды к основным рядам машино-мест) и С (подъезды к косвенным рядам).
Ранее пятно будущей парковки было разделено на длинную и короткую стороны (см. рис. 5), для данного случая машино-места, а также проезды к ним будут расположены вдоль длинной стороны. Предварительно на одном этаже удалось разместить 16 типовых ячеек (48 машино-мест).
Рис. 6. Размещение машино-мест согласно правила зонирования
Согласно п. 5.17 СП 113.13330.2023 высота помещений хранения автомобилей должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого автомобиля, но не менее 2 м. Для проектируемой автостоянки высота этажа принята равной 3 метра. При этом высота от чистого пола до нижней отметки горизонтальных конструкций составляет 2680 мм.
Рис. 7. 3Д-вид типовой ячейки высотой 3 м
Проектируемая парковка будет иметь 3 этажа, а также эксплуатируемую кровлю, общее количество машино-мест — 192.
Рис. 8. 3Д-вид проектируемой автостоянки
Литература:
1. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
2. Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2017. N 443-ФЗ.
3. Об утверждении СП 113.13330.2023 «СНиП 21–02–99* Стоянки автомобилей. Приказ Минстроя России от 05.10.2023 N 718/пр.378
4. Розанова, В. О. Система парковки / В. О. Розанова. // Молодой ученый. 2018. № 51 (237). С. 285–286.
5. Смышляев, Н. А. Технология устройства подземного паркинга / Н. А. Смышляев // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 85–88.
6. Соловьев, К. В. Сравнительный анализ способов организации парковочного пространства в мегаполисах / К. В. Соловьев, Д. В. Кузьмина. // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С. 155–158.