В статье автор показывает, как с помощью метода сказкотерапии можно развить эмоциональную и волевую сферу у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, метод, эмоционально-волевая сфера.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, размышляя о роли сказки в жизни человека, утверждает о том, что сказка способна «излечить»: «лечение сказками совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» [7, с. 4]. Читая сказки детям, взрослые создают целый комплекс ситуаций, которые показывают ребенку динамику жизненных процессов. Ребенок оценивает поступки героев, знакомится с категориями «зла» и «добра», через поступки героев познает мир.
Первое, что способна вызвать сказка — это эмоции. Под эмоциями стоит понимать: «субъективное отношение человека к каким-либо фактам, событиям окружающей реальности посредством мимики, жестов и вербальных проявлений» [1, с. 17]. Л. С. Выготский утверждает, что «эмоции являются результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой» [5, с. 78]. Эмоции напрямую связаны с волевой стороной человека.
Первый компонент эмоционально-волевой сферы (эмоции) мы рассмотрели, обратимся ко второй составляющей: «воля — это способность (функция) человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов» [11, с. 74]. Два компонента взаимосвязаны, важно развивать и формировать обе стороны данной сферы: от сформированности волевых качеств будет зависеть развитие эмоционального уровня обучающегося.
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями отмечаются некоторые особенности развития эмоционально-волевой сферы. Так, Н. Л. Виноградова подчеркивает, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями: «с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувства долга, ответственности, самоотверженности», так как мыслительные процессы осуществляются с торможением [4, с. 9]. По мнению Л. В. Занкова, обучающимся с интеллектуальными нарушениями: «свойственны импульсивные проявления злобы, обиды, радости» [8, с. 135]. Е. А. Калмыкова, исследуя волевую сферу у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, отмечает следующие особенности волевой сферы: «волевая сфера у умственно отсталых обучающихся характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии с отдаленными целями» [9, с. 17].
Обратимся к определению педагогического метода обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, который связан с работой со сказками: «сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» [7, с. 23]. Метод сказкотерапии стал востребованным при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями, поскольку он помогает провести коррекцию поведения, также способен повлиять на формирование эмоциональной сферы и волевой составляющей обучающихся.
Метод сказкотерапии способствует формированию нравственных ценностей у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, способен развить координацию действий, мотивацию в учебной деятельности.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что «концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные» [7, с. 34]. При работе с обучающимися младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями можно использовать несколько видов сказок, поскольку каждая сказка будет оказывать влияние на эмоционально-волевую сферу, также будет способствовать формированию личности обучающегося.
И. В. Вачков придерживается следующей позиции относительно данного метода обучения и воспитания лиц с интеллектуальными нарушениями: «данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная история несет в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребенку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций» [3, с. 54]. Восприятие сказочного мира во время игры происходит на эмоциональном уровне, что способствует наилучшему запоминанию моделей поведения в конкретных ситуациях и разрешения конфликтов.
Исследователи определили несколько алгоритмов работы со сказками. Так, А. К. Аксенова предлагает следующий маршрут работы со сказками, определяя основным принципом работы при чтении сказок: поэтапность.
- Работа на ассоциативном уровне: «использование сказки как метафоры» [2, с. 45]. При прочтении сказки можно вводить иллюстрации, которые помогут обучающимся погрузиться в мир героев.
- «Рисование по мотивам сказки» [2, с. 47]. Рисунки обучающихся можно обсудить, проанализировать, также данный этап позволит определить эмоциональное состояние обучающихся.
- Демонстрация поступков героев с целью выявления оценок: «человека в категориях: хорошо-плохо» [2, с. 49].
- Театральные постановки: «проигрывание эпизодов сказки», форма работу позволяет обучающимся проиграть ситуации и прочувствовать героя [2, с. 50].
- «Использование сказки как притчи-нравоучения» данная форма позволит увидеть верный выход из жизненной ситуации.
- Творческие работы по сюжету сказок: создание кукол, собственной истории.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выявила несколько принципов организации работы со сказочным материалом, которые позволят наиболее эффективно и глубоко понять смысловую нагрузку материала:
- Осознанность. Исследователь отмечает, что важно выявить причинно-следственные связи в поступках героев, определить важность каждого персонажа в сказочном мире.
- Множественность. Педагогу необходимо показать смысловую нагруженность сказки, обыграть с разных сторон одну ситуацию из сказки, чтобы увидеть притчевость показанных историй.
- Связь с реальностью. Сказочный мир может послужить иллюстратором жизненных ситуаций, опытом для обучающихся. В каждой сказочной картине важно отметить связь с реальным миром: как через поступок героев ребенок может получить опыт, жизненный урок [6, с. 117].
Вслед за Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой М. В. Киселева в своей работе показывает ценность и эффективность сказкотерапии с точки зрения получения жизненных уроков: «в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребенок начинает понимать, что в трудной ситуации можно найти выход» [10, с. 55].
Сказкотерапия выступает одним из эффективных методов коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Сказка позволит прочувствовать связь с миром, обучающийся с интеллектуальными нарушениями может почувствовать помощь взрослого в осмыслении мира, создавая творческие работы по сказкам учащийся учится регулировать и контролировать свои эмоции, получает радостные впечатления. Данный метод направлен на регуляцию поведения, выражения чувств, в процессе изучения сказок обучающиеся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями учатся видеть добро, определять героические поступки, также работа с данным методом сформирует навык проявления таких чувств, как: милосердие, уважение, сочувствие, гордость, отвага, любовь.
Литература:
- Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Новосибирск. 2014. 412 с.
- Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М. 2004. 316 с.
- Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2007. 144 с.
- Виноградова, Н. Л. Диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: методическое пособие. СПб. 2004. 48 с.
- Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии: соб. соч. / Л. С. Выготский М. Педагогика, 1962. 416 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Москва. 2000. 320 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии: / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. 2005. 80 с.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды. Москва. 1990. 424 с.
- Калмыкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью: уч. метод. пособие. Курск. 2007. 121 с.
- Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. 2006. 160 с.
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Москва. 2003. 143 с.