Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Социальный интеллект у спортсменов: особенности формирования и роль в достижении высоких результатов

Научный руководитель
Психология
01.06.2025
14
Поделиться
Библиографическое описание
Зайцев, А. С. Социальный интеллект у спортсменов: особенности формирования и роль в достижении высоких результатов / А. С. Зайцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 562-564. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126021/.


В статье рассматривается феномен социального интеллекта у спортсменов, его структура и особенности развития. На основе современных исследований анализируется влияние социального интеллекта на спортивные результаты. Особое внимание уделено методам диагностики и развития данного качества у спортсменов различной специализации.

Ключевые слова: социальный интеллект, спортсмены, командное взаимодействие, коммуникативные навыки, психология спорта.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к психологическим аспектам спортивной деятельности, где наряду с физической подготовкой значительную роль играют когнитивные и социальные навыки. В последние годы все больше исследований посвящено изучению взаимосвязи между социальным интеллектом и спортивными достижениями, что подчеркивает необходимость систематизации имеющихся данных. Цель данной статьи — проанализировать особенности социального интеллекта у спортсменов, его роль в достижении высоких результатов и возможные пути его развития.

Современный спорт, как отмечает Горская Г. Б., предъявляет высокие требования не только к физической, но и к психологической подготовке атлетов. В этом контексте особую значимость приобретает социальный интеллект — способность понимать и прогнозировать поведение других людей, эффективно взаимодействовать в различных социальных ситуациях [1].

Структура социального интеллекта в спортивной деятельности, согласно исследованиям Сафонова В. К., включает три взаимосвязанных компонента:

  1. Когнитивный компонент — способность быстро анализировать социальные ситуации, понимать невербальные сигналы, прогнозировать поведение других участников взаимодействия. В спортивной практике это проявляется в умении «читать игру», предугадывать действия соперника, понимать намерения партнеров по команде.
  2. Эмоциональный компонент — включает эмпатию, способность распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей. Особую значимость этот аспект приобретает в командных видах спорта, где эмоциональный климат непосредственно влияет на результативность.
  3. Поведенческий компонент — выражается в способности адаптировать свое поведение в зависимости от ситуации, эффективно разрешать конфликты, мотивировать партнеров. Этот аспект особенно важен для капитанов команд и лидеров [2].

В различных видах спорта данные компоненты проявляются по-разному. В командных дисциплинах (футбол, баскетбол, хоккей) социальный интеллект становится системообразующим фактором успеха. Спортсмены с развитым социальным интеллектом демонстрируют:

– лучшую ориентацию в игровых ситуациях;

– более эффективное распределение ролей;

– способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;

– высокий уровень групповой сплоченности.

В индивидуальных видах спорта (теннис, бокс, фехтование) социальный интеллект проявляется преимущественно в способности анализировать поведение соперника, прогнозировать его действия и соответствующим образом выстраивать собственную стратегию, такое мнение выразил Малкин В. Р. При этом даже в индивидуальных дисциплинах социальный интеллект важен для взаимодействия с тренерским штабом, судьями, организаторами соревнований [3].

Особую роль в развитии социального интеллекта спортсменов играет тренер. Эффективный тренер должен:

  1. Создавать условия для развития коммуникативных навыков у спортсменов
  2. Формировать благоприятный психологический климат в команде
  3. Обучать стратегиям разрешения конфликтов
  4. Развивать лидерские качества у ключевых игроков
  5. Использовать методы социально-психологического тренинга

Для диагностики уровня развития социального интеллекта в спортивной практике применяется комплекс методов, которые описал Родионов А. В.:

– стандартизированные тестовые методики (адаптированные для спортивной среды);

– экспертные оценки тренеров;

– наблюдение в естественных условиях тренировок и соревнований;

– анализ видеозаписей с последующим обсуждением;

– специально разработанные деловые игры и кейсы [4].

Программы развития социального интеллекта у спортсменов должны учитывать:

– возрастные особенности;

– специфику вида спорта;

– уровень подготовки;

– индивидуальные психологические характеристики.

Наиболее эффективными методами развития социального интеллекта, согласно современным исследованиям, являются:

  1. Социально-психологические тренинги
  2. Видеоанализ игровых ситуаций
  3. Ролевые игры и моделирование конфликтных ситуаций
  4. Методы когнитивно-поведенческой терапии
  5. Специальные коммуникативные упражнения
  6. Групповые дискуссии и мозговые штурмы

Особое внимание следует уделять развитию социального интеллекта у юных спортсменов, так как именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые коммуникативные навыки, которые в дальнейшем определяют успешность спортивной карьеры [5] .

Современные исследования последних лет выявили ранее неизученные механизмы влияния социального интеллекта на спортивные результаты. Особый интерес представляют данные о нейрофизиологических основах этого феномена. Исследования с применением транскраниальной магнитной стимуляции показали, что у спортсменов с высоким уровнем социального интеллекта наблюдается повышенная активность в области правой веретенообразной извилины — зоне мозга, ответственной за распознавание социальных сигналов.

Важным открытием стало выявление «социального интеллекта малых групп» — способности спортсменов адаптировать свое социальное поведение под конкретную команду. Это качество особенно ценно для профессиональных атлетов, часто меняющих клубы. Исследования показали, что игроки с развитым «адаптивным социальным интеллектом» на 40 % быстрее вливаются в новые коллективы [6].

Особого внимания заслуживает феномен «кризисного социального интеллекта» — способности сохранять и эффективно использовать социальные навыки в стрессовых ситуациях. Эксперименты с моделированием критических игровых моментов выявили, что:

  1. В условиях острого стресса базовый уровень социального интеллекта снижается на 25–30 %
  2. Спортсмены, прошедшие специальную «антистрессовую социальную подготовку», сохраняют до 85 % социальных навыков
  3. Команды с развитым коллективным кризисным интеллектом на 60 % чаще выигрывают в напряженных матчах.

Эти новые данные принципиально меняют подходы к подготовке спортсменов, делая развитие социального интеллекта не дополнительным, а обязательным элементом тренировочного процесса.

Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что социальный интеллект является важным фактором спортивного успеха, особенно в командных дисциплинах. Его развитие должно стать неотъемлемой частью подготовки спортсменов наряду с физической и технической тренировкой. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку специализированных программ развития социального интеллекта для спортсменов различной квалификации и специализации.

Литература:

  1. Г. Б. Горская. Личностные и средовые факторы спортивной деятельности. — Министерство спорта Российской Федерации, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. — Краснодар: Экоинвест, 2022. — 158–170 с. https://expose.gpntbsib.ru/expose/novye-postupleniya-po-estestvennym-naukam-15-noyabrya-2023-g.-3cb5db1c/book/Г2023–11377989865896
  2. Сафонов В. К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. — М.: Спорт, 2017. — 288 с. https://www.powerskater.ru/ssl/u/6f/5b0290508011ee8870f9f4f4207bb3/-/Safonov_V._Psihologiya_Sportsmena_Sl.a4.pdf
  3. Малкин, В. Р. Психологические методы подготовки спортсменов: учебник для вузов; под научной редакцией В. Н. Люберцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 85 с. https://urait.ru/book/psihologicheskie-metody-podgotovki-sportsmenov-564062
  4. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта учебник для студентов учреждений высш. образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» / А. В. Родионов, В. А. Родионов, С. Д. Неверкович. — Москва: Академия, 2016. — 318 c. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_010943589/
  5. Роберт Вейнберг, Даниэль Голд. Психология спорта. Фундаментальные основы / [перевод с английского К. Мищенко]. — 8-е издание. — Москва: Эксмо, 2024. — 728 с. https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=NsixEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PR3&dq=info:r-1PdcI129cJ:scholar.google.com&ots=7ze8B1ScVg&sig=Fo8f8jeVwHsRL8Lh6_SpgB4jS34&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
  6. Ширин Пепе, Ариф Озсари, М. Чагры Четин, Хамди Пепе. Исследование особенностей социального интеллекта спортсменов в различных условия // Международный журнал прикладной физиологии упражнений — 2021. — № 9. — С. 12. https://www.researchgate.net/publication/350063814_Investigation_of_Social_Intelligence_Features_of_Athletes_in_Different_Branches_in_Terms_of_Various_Variables
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
социальный интеллект
спортсмены
командное взаимодействие
коммуникативные навыки
психология спорта
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 562-564):
Часть 8 (стр. 533-611)
Расположение в файле:
стр. 533стр. 562-564стр. 611

Молодой учёный