На примере Пензенской области рассмотрены проблемные аспекты деятельности органов власти при реализации полномочий по сохранению объектов культурного наследия. Автором даны рекомендации по повышению эффективности реализации законодательных норм на практике.
Ключевые слова: культурное наследие, объекты культурного наследия, историко-культурная экспертиза, единый государственный реестр, памятник архитектуры.
Стратегия государственной национальной политики России на период до 2025 года [1] в качестве одного из ключевых постулатов преподносит тезис о том, что историческое и культурное наследие выступает в качестве одной из основ национальной политики.
О повышенном внимании к проблемам сохранения культурных традиций, культурного наследия, культурной самобытности со стороны руководства, несомненно, говорит и внесение изменений в Основной закон нашего государства в части, касающейся сферы культуры. Так, в результате проведения в 2020 году конституционной реформы статья 68 Конституции РФ дополнилась пунктом 4, согласно которому «культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством» [2]. Становление вышеуказанного положения конституционной нормой в очередной раз подчеркивает важность охраны и защиты культурного наследия и определяющую роль органов власти в плане организации данного процесса.
В последние годы законодательная база в области регулирования правоотношений в сфере охраны объектов культурного наследия продолжает совершенствоваться. Однако, несмотря на значительную работу, проделанную законодателями в области устранения пробелов в правоотношениях, возникающих в сфере охраны объектов культурного наследия, проблемы все еще сохраняются.
Анализ законодательства выявляет единый алгоритм действий для всех видов работ по сохранению объектов культурного наследия (ОКН). На практике это выражается в следующей обязательной процедуре:
— Историко-культурная экспертиза. Проводится до начала любых работ на объекте и служит обоснованием для последующих решений.
— Получение задания на проведение работ. Определяет перечень и характер необходимых мероприятий и утверждается уполномоченным органом охраны ОКН.
— Оформление разрешения. Обязательное условие начала работ, выдаваемое органом охраны ОКН после рассмотрения документов
— Согласование проектной документации. Проводится специализированным органом охраны наследия и обеспечивает соответствие работ требованиям сохранности объекта.
— Осуществление технического, авторского надзора и государственного надзора при ремонте ОКН.
Проведение работ, связанных с сохранением и ремонтом объектов культурного наследия возможно лишь при наличии у организации лицензии на соответствующий вид деятельности.
Высокий уровень требований к данным работам с одной стороны безусловно уместен, с другой стороны при практической реализации такой подход органов власти ведет к возникновению ряда проблем.
Так, правовая дефиниция понятия «сохранение объектов культурного наследия» в соответствии с положениями Закона № 73-ФЗ включает:
— Все виды работ от текущего ремонта до реконструкции (так, оштукатуривание небольшой неровности на стене и прикручивание на место оторвавшегося напольного плинтуса относят к ремонтным работам)
— Мероприятия как на архитектурно-ценных элементах, так и на технических конструкциях. (Например, кирпичное основание забора возле Ленинского районного суда г. Пензы (объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой XIX в») не обладает культурной и исторической ценностью, но является неотъемлемой структурной составляющей памятника архитектуры).
Проблемы правоприменительной практики при чрезмерно расширительном толковании приводит к необходимости:
— Получения разрешений даже для незначительных работ (косметический ремонт, устранение мелких дефектов).
— Проведения экспертиз для технических элементов без историко-культурной ценности.
— Полного согласования проектной документации независимо от масштаба работ.
Правовые последствия такого подхода приводят к значительному увеличению сроков проведения работ, бюрократическим барьерам для собственников и, в целом ряде случаев, к неоправданному росту финансовых затрат.
Приведем в качестве примера следующие данные. В 2024 году Управлением Судебного департамента в Пензенской области был осуществлен ряд закупок. Начальная цена контракта на выполнение проектно-изыскательских работ нежилых помещений для размещения Городищенского районного суда площадью 787,3 кв. м., (здание не является ОКН) составила 197 120,00 рублей [3]. Тогда как начальная цена контракта на выполнение проектно-изыскательских работ для капитального ремонта здания Спасского районного суда площадью 630,1 кв. м, являющегося объектом культурного наследия составила 958 132,00 рублей [4]. Дополнительным условием последнего контракта было проведение работ по сохранению и восстановлению внешнего облика фасада (памятника истории и культуры) регионального значения «Здание, где с 1918 г. размещался совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» и как следствие, цена при расчете на квадратный метр для объекта культурного наследия оказалась выше в 6 раз.
Следующим блоком проблемных моментов является, на наш взгляд, отсутствие в федеральном законодательстве норм, закрепляющих унификацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Например, исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Пензенской области с момента принятия № 73 ФЗ являлись:
— с 2002 по 2009 гг. — Министерство культуры Пензенской области,
— с 2009 по 2012 гг. — Министерство культуры и архива Пензенской области,
— с 2012 по 2015 гг. — Управление культуры и архива Пензенской области,
— с 2015 по 2021 гг. — Комитет Пензенской области по охране памятников истории и культуры,
— с 2021 по 2023 гг. — Департамент Пензенской области по охране памятников истории и культуры,
— с 2023 г. — по настоящее время — Министерство по охране памятников истории и культуры Пензенской области [5].
Такая «чехарда» с передачей полномочий по охране объектов культурного наследия от одного органа к другому, либо постоянная реорганизация органов, отвечающих за охрану ОКН не может способствовать оперативному решению проблем, существующих в отрасли. Вместо решения вопросов по охране ОКН, определенная доля рабочего времени в вышеперечисленных органах была посвящена решению вопросов правопреемственности и приведению в соответствие названию внутреннего документооборота организации.
Следующий, на наш взгляд, проблемный аспект — правоприменительная практика в отношении недобросовестных собственников объектов культурного наследия. Статья 54 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [6] закрепляет правовой механизм принудительного изъятия объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр, у собственника в случае систематического неисполнения им установленных требований по сохранению данного объекта культурного наследия или совершающего действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения.
Уполномоченные органы публичной власти готовят обращение (иск) в суд. Суд при наличии доказательств о ненадлежащем содержании собственником объекта культурного наследия выносит решение об его изъятии. При этом, несмотря на то, что нормативно-правовая база, по сути, обладает необходимым набором юридических механизмов для защиты и охраны культурного наследия от проявлений вандализма и недобросовестного владения, на практике применение данных положений осуществляется крайне редко.
Так, Федеральный закон № 73 ФЗ был принят в 2002 году. И лишь в марте 2023 года впервые в истории Пензенской области Ленинский районный суд города Пензы постановил изъять у частного владельца объект культурного наследия. В центре внимания суда оказался исторический особняк XIX века, расположенный по адресу улица Калинина, 2, а именно — одна из его квартир [7]. То, что часть здания находилась в частной собственности, тогда как остальное площади принадлежали муниципалитету, долгое время создавало серьезные препятствия для его реставрации.
Для повышения эффективности работы по сохранению объектов культуры требуется усиление межведомственного взаимодействия и привлечение внебюджетных источников финансирования; поскольку главной проблемой, на наш взгляд, является потребность в огромных финансовых вложениях. Одним из существенных источников внебюджетного финансирования является внутренний туризм.
Для успешного сохранения ОКН необходимо привлекать бизнес-сектор, охватывающий широкий спектр сфер, от отелей и ресторанов до транспортных услуг. Важно отметить, что, хотя развитие туризма часто способствует сохранению культурного наследия, в отдельных ситуациях оно может и противостоять этой цели.
Популяризация объектов несет двойственные последствия. Положительный эффект роста туристического потока заключается в привлечении дополнительных финансовых средств, что в свою очередь стимулирует реставрационные работы (например пожертвования паломников помогают сохранить в надлежащем виде архитектурный ансамбль объекта культурного наследия федерального значения Троице-Сканов монастырь в с. Наровчат Пензенской области [8]). Примерами негативного воздействия является провоцирование массовым туризмом физического износа объектов.
Пути решения проблемных аспектов видятся нам в проведении следующих юридически значимых действий:
- Внести изменения в Закон № 73-ФЗ в следующих аспектах:
— Четко разграничить «техническое обслуживание» и «реставрацию».
— Установить разные процедуры для разных видов работ.
- Разработать методические рекомендации по классификации элементов объекта и по определению характера необходимых работ
- Ввести упрощенный порядок для работ на технических элементах и неотложных противоаварийных мероприятий.
- Цифровизация процедур согласования, что сократит срок прохождения всех требуемых законом этапов.
- Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.
Помимо этого, необходим комплексный подход для успешного развития туризма, основанного на культурном наследии, необходим комплексный подход. Данный подход, с одной стороны, должен способствовать привлечению финансовых средств, с другой — ограждать объекты культурного наследия от преждевременного разрушения.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202210060013.
- Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512.shtml (дата обращения: 09.03.2025).
- Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. [Электронный ресурс] // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea20/view/common-info.html?regNumber=0355100010924000056 (дата обращения: 12.04.2025)
- Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info.html?regNumber=0355100010914000176 (дата обращения: 12.04.2025)
- «Об утверждении Положения о Министерстве по охране памятников истории и культуры Пензенской области». Постановление правительства Пензенской области от 3 марта 2023 года № 131-пП. [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/406548083 (дата обращения15.04.2025)
- Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102076756 (дата обращения 15.04.2025)
- Впервые в Пензенской области суд принял решение об изъятии объекта культурного наследия у собственника. [Электронный ресурс] // URL: https://www.penza-press.ru/news/history-of-penza/52128/ (дата обращения 15.04.2025)
- Троице-Сканов монастырь — яркий памятник архитектуры второй половины XVIII века — второй половины XIX века. [Электронный ресурс] // URL: https://kopik.pnzreg.ru/news/obshchestvo/1995/ (дата обращения 18.04.2025)