В статье исследуются экономические последствия таможенно-тарифного регулирования импорта свинины в России за период 2017–2024 годов. Анализируются ключевые меры государственной политики, включая импортные пошлины и квоты, а также их влияние на развитие отечественного производства, динамику экспорта и состояние внутреннего рынка. Особое внимание уделяется противоречивым эффектам протекционизма: с одной стороны — росту производства и занятости, с другой — рискам монополизации и снижению конкуренции.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, импорт свинины, протекционизм, импортозамещение, продовольственная безопасность, таможенные пошлины.
The article examines the economic consequences of customs and tariff regulation of pork imports in Russia for the period 2017–2024. The article analyzes key government policy measures, including import duties and quotas, as well as their impact on the development of domestic production, export dynamics and the state of the domestic market. Particular attention is paid to the contradictory effects of protectionism: on the one hand , the growth of production and employment, on the other , the risks of monopolization and reduced competition.
Keywords: customs and tariff regulation, pork imports, protectionism, import substitution, food security, customs duties.
Современная экономическая политика России характеризуется активным использованием инструментов таможенно-тарифного регулирования как средства защиты внутреннего рынка и стимулирования отечественного производства. Особое значение эти меры приобрели в условиях реализации политики импортозамещения и ответа на внешние санкционные ограничения. В данной статье рассматривается влияние таможенно-тарифной политики на рынок свинины — одну из ключевых отраслей российского агропромышленного комплекса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексной оценки эффективности протекционистских мер, которые, с одной стороны, способствуют развитию отечественного производства, а с другой — могут приводить к негативным последствиям для потребителей и конкурентной среды. Период 2017–2024 годов представляет особый интерес для анализа, так как охватывает различные этапы экономической политики — от относительно стабильного развития до периода санкционного давления и активного импортозамещения.
Основу таможенно-тарифного регулирования в России составляет система методов государственного воздействия, включающая таможенные пошлины, процедуры и правила внешнеторговой деятельности. В отношении свинины применялась базовая ставка пошлины в размере 25 %, но не менее 0,5 евро за килограмм, с возможностью снижения в рамках квотных соглашений до 0–5 %. Объем квот ежегодно пересматривался, что позволяло гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. [1].
На рисунке 1 представлена ёмкость рынка мыса по видам в России в тысячах тонн за 2017–2024 гг. [2].
Рис. 1. Ёмкость рынка мяса по видам в России (включая субпродукты). 2017–2024 гг. (в тыс. тонн)
Анализ динамики рынка свинины за рассматриваемый период показывает устойчивую положительную тенденцию. Объем отечественного производства увеличился на 38 % — с 3,5 млн тонн в 2017 году до 4,85 млн тонн в 2024 году. При этом экспортные поставки продемонстрировали впечатляющий рост на 242 %, тогда как импортная составляющая существенно сократилась. Подобная динамика свидетельствует об эффективности применяемых мер таможенно-тарифного регулирования в достижении ключевых целей государственной политики — сбалансировании торговых объемов и создании условий для развития национального производства.
На рисунке 2 представлен анализ динамики производства свинины в сельскохозяйственных организациях в обойном весе с 2021–2024 г.
Рис. 2. Производство свинины в сельскохозяйственных организациях в убойном весе в 2021–2024 гг. (в тыс. тонн)
Анализ графика производства свинины в убойном весе за 2021–2024 годы показывает, что 2024 год был отмечен двумя существенными спадами производства — в июне и августе. Основной причиной июньского снижения стала вспышка африканской чумы свиней (АЧС) в ряде регионов, что потребовало введения карантинных мер и вынужденного убоя поголовья. Августовский спад был более выраженным и связан с комплексом факторов: последствия июньской вспышки АЧС, ситуация в Курской области (где были введены ограничения на перемещение животных), а также сезонные факторы, включая повышенную летнюю смертность молодняка. Эти события привели к кратковременному, но заметному сокращению объемов производства — в сентябре показатели опустились до минимальных значений за весь год. Несмотря на кратковременность этих спадов, их влияние на рынок оказалось существенным. В сравнении с предыдущими годами 2024 год выделяется повышенной волатильностью производства, что подчеркивает необходимость укрепления ветеринарного контроля и системы биобезопасности для стабилизации отрасли. [3].
Положительные эффекты протекционистской политики проявились в нескольких аспектах. Во-первых, было создано значительное количество новых рабочих мест в свиноводческом секторе. Во-вторых, существенно сократилась зависимость от импорта — доля импортной свинины на российском рынке снизилась с 15 % до 5 %. В-третьих, произошло укрепление продовольственной безопасности страны, что особенно важно в условиях геополитической нестабильности. Кроме того, отрасль стала вносить более существенный вклад в ВВП страны, а российские производители смогли значительно нарастить экспортные поставки [4].
Однако анализ выявил и ряд негативных последствий применяемых мер. Наиболее существенным из них стал рост потребительских цен. Еще одной проблемой стала концентрация производства у крупных агрохолдингов («Мираторг», «РусАгро», «Сибагро»), что создает риски монополизации рынка и снижения конкуренции. Как следствие, отмечается замедление темпов технологического развития отрасли и ухудшение качества продукции в отсутствие достаточной конкурентной среды. [5].
Фискальный эффект таможенно-тарифного регулирования оказался неоднозначным. С одной стороны, таможенные платежи пополнили государственный бюджет. С другой — значительные расходы на поддержку отечественных производителей через субсидии и льготное кредитование частично нивелировали этот положительный эффект.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что таможенно-тарифное регулирование импорта свинины в 2017–2024 годах в целом достигло своих основных целей. Российским производителям удалось значительно нарастить объемы производства и экспорта, сократив при этом зависимость от импортных поставок. Однако выявленные негативные эффекты — рост цен, попытки монополизации рынка и снижение качества продукции — указывают на необходимость корректировки применяемых мер.
Литература:
1. Тарифное регулирование и таможенные льготы в Таможенном союзе. [https://brokert.ru/material/tamozhennyy-tarif-lgoty-soyuz]
2. Российский мясной рынок итоги 2024 года. [https://asomp.ru/news/rossiiskii_myasnoi_rynok_itogi_2024_goda]
3. Россельхознадзор. Хронология АЧС. — URL: [https://fsvps.gov.ru/jepizooticheskaja-situacija/rossija/jepidsituacija-po-achs-v-rossijskoj-federacii/hronologija-achs/]
4. Е Ю. Хрусталев, С Н. Ларин, О Е. Хрусталев. Влияние протекционизма на инновационное развитие в кризисных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 9–1. URL: [https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-protektsionizma-na-innovatsionnoe-razvitie-v-krizisnyh-usloviyah]
5. Агромикс. Рейтинг топ-20 крупнейших производителей свинины в России по итогам 2024 года. [https://agromics.ru/novosti/svinokompleksy/]