В статье автор исследует проблему идентификации личности по биометрии в условиях киберпреступности
Ключевые слова: идентификация личности, аутентификация, правоохранительная деятельность, уголовное судопроизводство,защита данных, биометрические данные
В последние десятилетия биометрические технологии, используемые для идентификации личности, получили широкое распространение в различных сферах, от банковского дела до национальной безопасности. На фоне технологической революции биометрия стала ключевым элементом систем аутентификации, что, несомненно, открывает новые горизонты в правоохранительной деятельности и уголовном судопроизводстве. В то же время широкое распространение биометрии порождает серьезные правовые, этические и технические проблемы, особенно в условиях растущих киберугроз.
Ключевой правовой проблемой использования биометрических данных в уголовном процессе является отсутствие четкой нормативной регламентации порядка их сбора, хранения и использования в качестве доказательств. Несмотря на наличие ряда федеральных законов, регламентирующих использование биометрической информации, таких как Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 572-ФЗ «Об идентификации и аутентификации личности с использованием биометрических персональных данных» [2], данные нормативные акты не детализируют процессуальный порядок сбора, хранения и использования биометрических данных в качестве доказательств. [2] Данные нормативные акты не детализируют процессуальные особенности применения биометрических данных в уголовном судопроизводстве. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) не содержит специализированных норм, регламентирующих использование биометрических данных в качестве доказательств, что приводит к правовой неопределенности и открывает возможности для злоупотреблений. Отсутствие четкого правового регулирования приводит к тому, что биометрические данные могут быть использованы в процессе без надлежащей проверки их законности, точности и достоверности. В связи с этим возникает угроза нарушения принципа законности и обеспечения прав личности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, которая гарантирует защиту частной жизни, персональных данных и неприкосновенность частной собственности. Важно отметить, что в настоящее время значительная часть биометрических данных может быть собрана не только с помощью государственных структур, но и частными лицами через различные устройства и социальные сети, что обостряет проблему правового контроля за их использованием. Так же известны случаи утечек данных, как вследствие незаконных действий работников различных организаций, так и в связи с обычной небрежностью граждан [5].
Следующая важная проблема — защита биометрических данных от киберугроз, которые создают дополнительные риски при их использовании в качестве доказательств. С развитием информационных технологий вопросы безопасности биометрических данных становятся не только техническими, но и юридическими. Современные средства подделки биометрических данных, такие как технологии deep-fake и другие инструменты, позволяют злоумышленникам воссоздавать поддельные биометрические данные с высокой степенью точности.
В связи с этим особое внимание следует уделить защите биометрических данных на уровне законодательства.
Третья проблема — непрозрачность алгоритмов, которые используются в биометрических системах. В большинстве случаев алгоритмы, используемые в биометрических системах, являются частными коммерческими разработками и не подлежат открытому анализу, что нарушает принцип правовой определенности и принцип состязательности сторон, закрепленный в УПК РФ. Фактически у стороны обвинения и защиты нет возможности провести независимую проверку корректности используемой биометрической системы, что приводит к риску необоснованного признания биометрических данных в качестве доказательств, полученных с нарушением принципов законности и справедливости.
Для решения этих проблем необходима комплексная правовая реформа. Изначально необходимо внести изменения в УПК РФ, подробно регламентировав использование биометрических данных в качестве доказательств в уголовном процессе. Следует закрепить обязательную экспертизу подлинности и достоверности биометрических данных, что будет гарантировать их надлежащую проверку и исключит возможность их фальсификации. Также необходимо разработать и внедрить систему защиты биометрических данных, предусматривающую более жесткие требования к их сбору, хранению и передаче. В частности, можно предложить ввести аутентификацию и шифрование биометрических данных на всех этапах их обработки.
Еще одним решением может стать введение в законодательство требования о прозрачности алгоритмов, используемых в биометрических системах. Следовательно, из этого, необходимо создать нормы, которые обяжут разработчиков и поставщиков биометрических данных раскрывать информацию об используемых алгоритмах, что позволит обеспечить соответствие принципам правовой определенности и конкурентоспособности.
Исходя из изученного материала, автор подчеркивает, проблема правового регулирования использования биометрических данных в уголовном судопроизводстве остается одной из наиболее актуальных в современной юридической практике. С одной стороны, биометрия предоставляет уникальные возможности для расследования преступлений, быстрой раскрываемости, а с другой — влечет за собой серьезные правовые и этические последствия, связанные с ее использованием в качестве доказательства. По мнению автора, необходимо разработать комплексную правовую базу, повысить уровень защиты данных и обеспечить прозрачность алгоритмов биометрических систем, что станет важнейшим шагом на пути к решению данной проблемы.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации — [Электронный ресурс]: по состоянию на 01.05.2025 г. — М.: КонсультантПлюс, 2025. — Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons\_doc\_LAW\_34481/]
- Федеральный закон от 12.12.2023 № 589-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2023.
- Указ Президента РФ от 18.09.2023 № 695 «О порядке использования биометрических данных граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 38.
- Российская биометрия в даркнете подорожала почти на 70 % / [Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. — URL:https://tass.ru/obschestvo/21555015 (дата обращения: 27.04.2025).
- Протасов П. А. Биометрия в банковской системе РФ // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 49. С. 141–148.
- В РФ изменят десятки законов для борьбы с киберпреступниками \ [Электронный ресурс] // Ведомости. — 2025. — 10 февр. — Режим доступа: [https://www.vedomosti.ru/politics/news/2025/02/10/1091075-v-rf-izmenyat], свободный. — Дата обращения: 15.05.2025.