Статья посвящена патриотическому воспитанию молодежи на учебных предметах через проектную деятельность.
Ключевые слова: патриотическое воспитание,проектная деятельность, брошюра.
Во все времена основой патриотического воспитания являлась любовь к Родине, преданность своему народу и Отечеству, а также гордость за своих сограждан и земляков. В настоящий момент в Российской Федерации уделяют большое внимание развитию патриотического воспитания, особенно в образовательных организациях.
Патриотическое воспитание должно сопровождать молодое поколение с самого раннего возраста и на всех этапах образовательного пути, в том числе и при получении среднего общего образования в учреждениях СПО, где обучаются подростки. Именно в этом возрасте формируются очень важные качества личности и нравственные убеждения. [3]
В современных условиях решение задач патриотического воспитания требует принципиально новых подходов к работе с детьми, которые основаны на самостоятельном поиске знаний и изучении новых фактов. Поскольку формирование патриотического сознания является личностно обусловленным процессом, формы работы с учащимися должны быть ориентированы на развитие понимания, самоопределения, практической деятельности и последующей рефлексии. [1]
Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является проектирование, которое опирается на активную, самостоятельную, творческую и исследовательскую деятельность детей. Поэтому в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования (СПО) крайне важно и необходимо использовать современные образовательные технологии, включая проектную деятельность. [2]
Под проектной деятельностью понимается совокупность познавательных, учебных, исследовательских и творческих действий, направленных на решение конкретной задачи, представленной в виде проекта. Через проектную деятельность можно реализовать в том числе и такие общие компетенции, как проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. [1]
Учебные предметы — химия, биология и география являются обязательными для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования при подготовке специалистов среднего звена, в соответствии со ФГОС СОО. Одной из ключевых целей внедрения проектной работы на уроках по данным предметам, выступает формирование универсальных компетенций учащихся, способствующих успешному освоению учебного материала и подготовке к самостоятельной жизни. Так же данная форма организации учебной деятельности позволяет стимулировать познавательную активность студентов, повышает их мотивацию, а также показывает практическую значимость изучаемого материала. [3]
Например, на учебном предмете «Химия», изучая такие темы, как «Углеводороды и их переработка», «Спирты и фенолы», «Альдегиды», «Синтетические высокомолекулярные соединения», «Металлы», через проектную деятельность студенты знакомятся с действующими и ранее действующими предприятиями химической и металлургической промышленности Красноярского края, подробно изучают информацию о них. Итогом проделанной работы является выпуск брошюры «Предприятия города Красноярска и Красноярского края».
Брошюра — это компактное и информационное издание, представляющее собой небольшую книгу или журнал, главной задачей которой является передача определенной информации в доступной и компактной форме. При создании брошюры нужно учитывать ее визуальное оформление, читабельность текста, структуру и логическую последовательность информации, а также актуальность представленной информации. Брошюра не имеет ограничений по объему, от минимальных 4 страниц (2 листа) и до нужного количества для донесения требуемой информации. Но рекомендуемый студентам объем брошюры от 4 до 12 страниц. Исключением является выпуск совместной брошюры несколькими студентами, что помогает представить работу в виде книги или справочника.
Структура брошюры или буклета должна включать:
- Титульный лист, с указанием наименования образовательной организации, где обучается автор; тему или название брошюры или буклета;
- Содержание, в том случае, если брошюра имеет более 10 страниц и в ней представлено большое количество разделов;
- Основную часть брошюры с размещением информации по теме и сопровождающими изображениями.
Брошюра «Предприятия города Красноярска и Красноярского края» содержит информацию об истории появления данных предприятий на территории края, о выпускаемой ими продукции; производственном цикле выпускаемой продукции; области применения данной продукции; взаимосвязи предприятий друг с другом, а также их роль в обороне страны в годы Великой Отечественной войны и в настоящий момент.
На учебном предмете «Биология» через проектную деятельность студенты знакомятся с трудами российских и советских ученых микробиологов, селекционеров, экологов; с историей изобретения российскими и советскими учеными различных вакцин против опасных инфекционных заболеваний, значимости этих вакцин для населения нашей страны и других государств, историей вакцинации в нашей стране. Итогом проделанной работы является выпуск информационных буклетов или брошюр с информацией об опасных инфекционных заболеваниях с пакетом рекомендаций по защите от этих заболеваний, а также об истории разработки вакцин советскими и российскими учеными, о важном значении вакцинации в профилактике опасных инфекционных заболеваний. [2]
Технология проектной деятельности в системе воспитания студентов, особенно в контексте патриотического воспитания, обеспечивает широкие возможности для дифференцированной работы с учащимися. Она создает оптимальные условия для целенаправленного формирования духовно-нравственных качеств личности, обладающей устойчивой гражданской жизненной позицией, а также способствует раскрытию творческого потенциала.
Литература:
1. Басова, В. М. Исследование современной практики воспитания / В. М. Басова. — Текст: // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова.. — 2023. — № Т. 14. № 4. — С. 86–90.
2. Кадашникова, Н. Ю. Воспитаем патриота и гражданина / Н. Ю. Кадашникова. — Текст: непосредственный // Волгоград: Учитель. — 2009. — № 8. — С. 221 с.
3. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А. С. Гаязов. — Текст: непосредственный // Монография. — Челябинск: Издательство ЧПГУ «Факел», 2005. — С. 238.