Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

AR-технологии для спорта и медицинской реабилитации

Научный руководитель
Информационные технологии
30.05.2025
31
Поделиться
Библиографическое описание
Мишагин, Д. В. AR-технологии для спорта и медицинской реабилитации / Д. В. Мишагин, В. Г. Филиппов, Н. М. Малышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/573/126002/.


В данной статье рассматривается потенциал интеграции технологий дополненной реальности (AR) в сферу физической культуры. Проводится сравнительный анализ современных AR-устройств и перспективных разработок на 2025 год, а также оцениваются приложения для спорта и здоровья. Результаты исследования демонстрируют, что AR-решения значительно улучшают качество тренировок, мотивацию пользователей и эффективность медицинской реабилитации.

Ключевые слова : дополненная реальность, физическая культура, спортивные тренировки, реабилитация, AR-устройства, адаптивный спорт, инновационные технологии.

AR-технологии открывают новые горизонты для тренировки, обучения и взаимодействия с окружающей средой, что позволяет значительно улучшить качество подготовки спортсменов и повысить уровень вовлеченности любителей спорта. Кроме того, AR-технологии могут значительно улучшить доступность спортивных тренировок и образовательных программ, позволяя людям с различными физическими возможностями участвовать в активностях, которые ранее были для них недоступны. Это также способствует популяризации здорового образа жизни среди молодежи и взрослого населения.

‬Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе AR-технологий с акцентом на их применение в физической культуре. В работе систематизированы специализированные приложения для реабилитации и адаптивного спорта. Особое внимание уделено прогнозированию развития технологии на основе анализа анонсированных устройств (Samsung, Halliday, RayNeo), что позволяет определить направления интеграции AR в спортивную индустрию.

Целью исследования является выявление потенциала AR-технологий для улучшения тренировочного процесса, реабилитации и вовлечения в физическую активность людей.

Задачи исследования, следующие:

— Провести анализ литературных и информационных источников по сформулированной проблеме;

— Перечислить имеющиеся и будущие устройства на рынке. Выделить их характеристики;

— Рассмотреть вышедшие приложения для AR-устройств, сосредоточенных на здоровье, спорте и фитнесе, как для здоровых людей, так и для людей с ограниченными возможностями или травмами, требующих реабилитации. Ко всем приложениям составить краткое описание их преимуществ и функционала.

Методы исследования включали:

— Анализ литературы и рыночных предложений;

— Сравнительную характеристику AR-устройств по техническим параметрам и функционалу;

— Оценку эффективности приложений для спорта и реабилитации;

— Прогностический анализ перспективных разработок в области AR-технологий.

Перейдём к результатам исследования.

Рассмотрим наиболее конкурентоспособные предложения на рынке:

Таблица 1

Сравнение AR-устройств

Критерий\устройство

Apple Vision Pro [1]

Microsoft HoloLens 2 [2]

Magic Leap 2 [3]

Характеристики

Высокое разрешение, интеграция с iOS

2K-дисплеи, отслеживание движений

Улучшенное поле зрения, легкий дизайн

Преимущества

Интерактивные тренировки, синхронизация с Apple Watch

Анализ техники, реабилитация

Тренировочные симуляции, сетевое взаимодействие

Цена

$3,499

$3,500

$3,299

Вывод : Эти три модели AR-очков представляют собой передовые технологии дополненной реальности, нацеленные на улучшение тренировочного процесса и спортивной медицины. Каждое устройство уникальное: Apple — больше подходит для фитнеса, HoloLens — для анализа движений владельца, а Magic Leap — для командных тренировок.

Будущие разработки на 2025 год

В этом году выйдут новые устройства в области AR-технологий, которые повлияют на спорт и развлечение. Ниже приведена характеристика предстоящих разработок от крупных компаний на рынке.

Samsung [4]: Устройство весом всего 50 грамм будет поддерживать искусственный интеллект Gemini от Google, оснащено 12-мегапиксельной камерой и аккумулятором емкостью . Благодаря компактному дизайну очки станут удобным повседневным гаджетом, но для сложных вычислений может потребоваться подключение к смартфону;

Halliday [5]: Умные очки с расширенным функционалом, включающим перевод на 40 языков, отображение уведомлений со смартфона, навигационные подсказки и вывод заметок прямо в поле зрения. Разработчики отмечают интеграцию с ИИ-ассистентами (такими как ChatGPT и Gemini), что позволяет получать разъяснения и уточнения в реальном времени. Встроенные в дужки динамики обеспечивают прослушивание музыки и сообщений, но главной особенностью остаётся проекционный дисплей, делающий взаимодействие с информацией более удобным и интуитивным;

RayNeo [6]: Очки дополненной реальности X3, оснащённых двумя бинокулярными полноцветными Micro LED-дисплеями с яркостью до , которые проецируют виртуальные объекты в реальное окружение с помощью технологии оптического волновода. Устройство включает две камеры: одна для записи видео, а другая — для отслеживания окружающей среды и жестов пользователя. Кроме того, очки будут использовать ИИ-модели Alibaba, что расширит их функциональные возможности в сфере дополненной реальности.

Эти новинки показывают, как AR-технологии будут трансформировать мир спорта, предлагая новые и захватывающие способы взаимодействия для пользователей.

Приложения для спорта и здоровья, поддерживаемые очками AR

Несколько вышедших в релиз приложений для AR-очков, сосредоточенных на здоровье, спорте и фитнесе, с кратким описанием их преимуществ и функционала:

Apple Vision Pro:

AR Health Coach [7]: Это приложение с технологией дополненной реальности создает персонализированные планы тренировок, адаптированные под физическое состояние пользователя. Оно использует AR-визуализацию для демонстрации правильной техники выполнения упражнений и контроля движений в реальном времени, что повышает эффективность тренировок и снижает риск получения травм;

Microsoft HoloLens:

HoloMed [8]: Это приложение с технологией дополненной реальности создано для обучения медицинских специалистов, позволяя им отрабатывать навыки в безопасной виртуальной среде. С помощью AR-технологий медработники могут детально изучать анатомию и проводить практические занятия на виртуальных пациентах, что значительно повышает качество подготовки и помогает лучше справляться с реальными клиническими ситуациями.

Magic Leap:

FitXR [9]: Эта фитнес-платформа предлагает разнообразные тренировки — от танцев до интервальных занятий — с интеграцией дополненной реальности, которая повышает мотивацию пользователей. Благодаря AR-функциям, пользователи могут соревноваться с друзьями и получать визуальную обратную связь в режиме реального времени, что делает тренировки более увлекательными и эффективными;

Эти приложения демонстрируют широкий спектр возможностей использования AR в физической культуре, здоровье и медицине, способствуя улучшению качества тренировок, повышению безопасности и эффективности реабилитации. Продолжая развитие технологий дополненной реальности, можно ожидать появления ещё более инновационных решений, способных изменить подход к фитнесу и медицинским услугам.

Технологии лидеров рынка

Основные гиганты на рынке AR-очков и их технологии

Apple (VisionOS) [10]: это операционная система Apple для AR/VR-очков, которая объединяет дополненную реальность с интуитивным управлением, включая распознавание жестов и голосовые команды. Её ключевые преимущества — глубокая интеграция с экосистемой Apple (синхронизация с iPhone, iPad, Mac), поддержка ARkit для разработчиков (создание приложений с 3D-разметкой, улучшенное взаимодействие реального и виртуального миров), а также многопользовательские AR-сессии и передовые функции отслеживания окружающей среды;

Google (ARCore) [11]: это платформа для полного цикла разработки AR-приложений на Android, которая включает отслеживание движения, анализ окружающего пространства и оценку глубины, позволяя приложениям точно взаимодействовать с реальным миром;

Microsoft (HoloLens 2) : это гарнитура дополненной реальности с расширенными функциями управления жестами и голосовыми командами, обеспечивающая естественное взаимодействие с AR-контентом. Благодаря высокому качеству изображения и удобству использования, устройство идеально подходит для корпоративного обучения и сложных бизнес-процессов.

Эти разработки и нововведения от лидеров в области AR демонстрируют разнообразные возможности применения дополненной реальности в различных секторах — от здравоохранения до образования и развлечений.

Заключение

AR-технологии трансформируют спорт, предлагая инновационные решения для тренировок и реабилитацию.

Литература:

  1. Apple Vision Pro [электронный ресурс] — https://habr.com/ru/companies/first/articles/751146/
  2. Microsoft HoloLens 2 — https://habr.com/ru/companies/microsoft/articles/441642/
  3. Magic Leap — https://en.wikipedia.org/wiki/HoloLens_2
  4. Samsung [электронный ресурс] — https://overclockers.ru/blog/worldnews/show/191624/Samsung-vypustit-svoju-versiju-AR-ochkov-v-2025-godu-na-baze-processora-Qualcomm-AR1
  5. Halliday [электронный ресурс] — https://hightech.plus/2025/01/10/umnie-ochki-halliday-transliruyut-dopolnennuyu-realnost-pryamo-na-setchatku-glaza
  6. RayNeo [электронный ресурс] — https://3dnews.ru/1116385/anonsirovani-umnie-ochki-rayneo-x3-pro-x3-air-i-v3?ysclid=m7x8v8s345210720708
  7. AR health Coach [электронный ресурс] — https://workweek.com/2023/04/29/revolutionizing-wellness-apples-ai-health-coach-on-the-horizon/
  8. HoloMed [электронный ресурс] — https://pt.2035.university/project/holomed-virtualnyj-assistent-dla-medicinskogo-obsluzivania
  9. FitXR [электронный ресурс] — https://fitxr.com
  10. VisionOS [электронный ресурс] — https://ru.wikipedia.org/wiki/VisionOS
  11. ARCore [электронный ресурс] — https://habr.com/ru/articles/437378/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дополненная реальность
физическая культура
спортивные тренировки
реабилитация
AR-устройства
адаптивный спорт
инновационные технологии
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 33-36):
Часть 1 (стр. 1-71)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 33-36стр. 71

Молодой учёный