В данной статье рассматривается использование проектной деятельности на уроках обществознания.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, этапы работы над проектом.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов обучения в современном образовательном процессе. В преподавании обществознания этот подход позволяет не только углубить знания учащихся, но и развить важные навыки, такие как критическое мышление, работа в команде и умение проводить исследования. Метод проектов способствует активизации познавательной деятельности учащегося, развитию креативности, а также формированию определенных личностных качеств.
Проектная деятельность обучающегося — совместная учебно- познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. В рамках реализации ФГОС проектами должны быть исследовательские работы или проекты, направленные на развитие познавательного и научного мышления учеников. Главным отличительным признаком метода проектного обучения является создание продукта, который должен быть реализован в реальной жизни [2].
Современные требования ФГОС определяют на первое место в образовании такие цели, как развивающие и социализирующие. В свою очередь, предметное обучение, то есть содержание образования, является средством обеспечения процессов самопознания и самореализации учащихся.
Проектная деятельность в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Одним из первых, кто разрабатывал новые подходы, методики и технологии обучения был американский исследователь Д. Дьюи, который представил первый прототип метода проектов. Про свою разработку он говорил так: «эта методология основывалась на пяти актах мышления, которые были интегрированы в учебный процесс. Обучение происходило в контексте практической деятельности учащихся, организованной педагогом, но планируемой самими учениками во время урока» [3]. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Учебный проект или исследование, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования и исследования. М. В. Крупенина формулирует определение метода проектов как метод, комплексно реализующий ряд принципов: самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой [1, c. 309]. В контексте обучения обществознанию метод проектов помогает учащимся развивать исследовательские навыки, критическое мышление, самостоятельность, коммуникативные способности, сотрудничество и организационные навыки. Проектная деятельность дает школьникам возможность углубиться в изучение темы, провести собственное исследование, проанализировать информацию, сформулировать гипотезы и составить план действий.
Для осуществления проектной деятельности выделяют следующие этапы работы над проектом: подготовка, планирование, исследование, результаты и выводы.
На этапе подготовки определяются тема и цель проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Учителю следует продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Учащимся важно предложить широкий выбор тем и проблем, которые будут им интересны: «Семейные ценности в современных условиях», «Влияние социальных сетей на общественное мнение», «Межкультурное понимание и толерантность» и т. д. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т. д.).
На этапе планирования осуществляется определение источников информации. Учитель ориентирует обучающихся на определенные источники информации, направляет мысли учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.
Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Распределение задач по группам; обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.
На этапе исследования идет сбор информации, решение промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
На заключительном этапе учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы. Ученики самостоятельно и совместными усилиями решают проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.
Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т. п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.
Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качественное использование информационных источников, неиспользованные возможности, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.
Проектный метод активно вовлекает школьников в исследовательскую и творческую деятельность, позволяя применять полученные знания в практических ситуациях.
Проектная деятельность в преподавании обществознания представляет собой мощный инструмент для углубления знаний учащихся и развития их ключевых навыков. Она способствует всестороннему развитию личности, что является важным в условиях современного общества. Метод проектов не только позволяет учащимся активно участвовать на уроке, но и способствует применению знаний в реальной жизни, что повышает их мотивацию и понимание значимости изучаемого материала.
Важно, чтобы выбранные темы затрагивали не только социально важные проблемы, но и вызывали интерес у учеников. Также поддержка и наставления со стороны учителя на всех этапах работы над проектом будут способствовать успешной реализации идей и созданию качественного продукта. Таким образом, проектная деятельность не только обогащает образовательный процесс, но и активно готовит учащихся к жизни в многогранном и динамичном социуме.
Литература:
- Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [Текст] / Е. А. Пеньковских // Вопросы образования. — 2010. — № 4. — С. 307- 318.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс.] — режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/#block_108 (Дата обращения 23.04.25).
- Уразгулова, А. Ф. Метод проектов: понятие, характеристика, классификация / А. Ф. Уразгулова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-ponyatie-harakteristika-klassifikatsiya (дата обращения: 21.05.2025).