Академическая успешность, проявляемая в форме высоких учебных результатов, является основой для формирования социально адаптированного выпускника образовательного учреждения. Такой выпускник должен обладать ключевыми качествами, включающими конкурентоспособность, самостоятельность, креативность и стремление к постоянному саморазвитию. Основы успешности личности, как удовлетворенности достигнутыми результатами, закладываются и формируются в процессе обучения в школе.
Значение успешности в учебной деятельности подчеркивалось уже в ранних исследованиях в области дидактики. Тем не менее, понимание успешности рассматривается с различных позиций, что подчеркивает ее культурный и исторический контекст [4].
Научное сообщество в целом согласно с тем, что успешность обозначает способность личности достигать поставленных целей, реализовывать свой потенциал и получать удовлетворение от своих действий. Успешность рассматривается как ценностное явление, поскольку осознание индивидом своей успешности в жизни и в конкретной деятельности отражает его понимание смысла жизни. Когда исследователи обращаются к успешности, они часто используют понятие «успех».
Разные психологические направления по-разному интерпретируют понятие успеха. В психоаналитической теории личности успех анализируется через призму заметных достижений, как исторических личностей, так и современных деятелей. А. Адлер считает, что стремление к превосходству и успешности тесно связано и способствует непрерывному развитию и усовершенствованию личности в социальном контексте. Согласно Дж. Роттеру, успех связан с понятием локуса контроля. Обладатели внутреннего локуса контроля, по его мнению, имеют большие шансы на достижение успеха. Гуманистическая психология также акцентирует внимание на проблеме успеха. А. Маслоу предполагает, что успех включает как внешние достижения, так и внутреннее развитие личности, отражая путь к самоактуализации.
В современных исследованиях выделяются два типа успеха: внутренний и внешний. Так, Н. В. Самоукина [15] подчеркивает, что внутренний успех представляет собой достижения важных целей с учетом пройденных трудностей, отражая эмоциональную оценку индивидом результатов своей деятельности. Внешний успех, как утверждает Г. Л. Тульчинский [16], связан с общественным признанием и популярностью, особенно в контексте оценки достижений со стороны значимых для индивида людей. Ряд исследователей (О. И. Ефремова [9], Е. М. Корж [12] и др.) стремится объединить оба аспекта, обосновывая свои выводы тем, что личное и социальное, внутреннее и внешнее неразрывно связаны и влияют друг на друга.
Таким образом, в психологии успех рассматривается как многофакторное явление. Успех ученика, его достижения на всех уровнях образования служат главными показателями эффективности образовательного процесса.
Б. Г. Ананьев определяет учебную успешность как «оптимальный баланс между темпом обучения, степенью напряженности, индивидуальным стилем учебной деятельности, уровнем усердия и усилий, необходимых для достижения поставленных целей» [2, с. 196].
Ю. К. Бабанский вводит термин «учебная успешность» в качестве основного критерия для оценки качества образовательного процесса. Он выделяет «реальные учебные возможности личности», подразумевающие под собой «единое сочетание внутренних и внешних факторов, которые оказывают влияние на личность и определяют учебный потенциал конкретного обучающегося» [3, с. 98].
В. Я. Ляудис [14] обращает внимание на то, что успешность обучения ученика предполагает непрерывное развитие и положительную динамику различных показателей качества и результативности, охватывающих не только накопление знаний и навыков, но и личностный рост ученика, успешную социализацию, а также интеграцию в общество и формирование социальной компетентности.
Несмотря на высокую практическую ценность данных определений, они в основном исходят из традиционной модели, сосредоточенной на знаниях, трактуемых сегодня как предметные результаты обучения. Современная образовательная система акцентирует внимание на личностном развитии студентов, и в связи с этим представления об успешности учебного процесса претерпели изменения в соответствии с актуальными социальными потребностями. На этом основании учебная успешность представляется Е. А. Бирюковой как интегративное качество личности. Оно включает высокую мотивацию к достижению целей, критическое мышление, ответственность и активную самостоятельную деятельность, которые должны проявляться в процессе обучения [6]. Эти идеи нашли отражение в современных исследованиях.
Определение учебной успешности, предложенное М. Я. Адамским [1] рассматривает успешность как индивидуальный результат образовательного процесса, проявляющийся в конкретных достижениях и характеризующийся удовлетворением от них, а также положительной оценкой со стороны педагогов.
Ю. В. Братчикова [7] рассматривает успешность учебной деятельности как качественно-количественный показатель, обладающий как личной, так и социальной значимостью, и выражающий положительное отношение к обучению. Исследователь выделяет две группы показателей успешности: субъективные, включая уровень учебной мотивации, статус в классе и уровень самооценки и тревожности, и объективные, отражающие самооценку успеха ученика и мнение учителя о результатах обучения, фиксируемое в числовых оценках, традиционно служащих индикаторами успешности.
Д. М. Гребнева [8] также подчеркивает, что учебная успешность — это многокомпонентный феномен, включающий когнитивные, эмоциональные и ценностные аспекты. Недостаточное развитие одной из этих компонентов может привести к искажению учебной успешности у обучающихся. Она утверждает, что успешность в разных видах деятельности, включая учебную, не сводится лишь к уровню интеллекта, и проблемы в развитии любой из этих составляющих могут стать причиной учебной неуспешности.
В соответствии с актуальными тенденциями в области исследования учебной успешности, Т. Н. Канашевич [11] классифицирует её как многоаспектную оценку, отражающую эффективность учебно-познавательной деятельности. Успешность, согласно ее представлениям, выражается не только посредством объективных показателей (число ошибок, правильность решения учебных задач), но и через достижения, которые сами ученики воспринимают как успех. Исследователь отмечает, что компетенции и способности являются важными компонентами структуры учебной успешности и отражают индивидуальный прогресс учащихся.
Понятие «академическая успешность», которое стало активно использоваться в научных кругах относительно недавно, определяется М. Р. Шабалиной [17] как комплексная характеристика, охватывающая учебные достижения с субъективной точки зрения. Это определение больше связано не с объективными результатами успеваемости, а с личными представлениями о том, что считается успехом в рамках индивидуального или социального контекста.
В сою очередь О. В. Бирина [5] описывает академическую успешность как совокупность результатов, демонстрирующих, насколько обучающийся достиг заранее установленных целей в образовательной среде. Академическая успешность рассматривается исследователем как сложный феномен, который охватывает разнообразные сферы образования.
Т. Ю. Курапова [13] подчеркивает различие между академической успешностью и успеваемостью, выделяя педагогические и психологические критерии успешности обучения. К педагогическим критериям автор относит «способность ученика усваивать учебные программы, предложенные образовательным учреждением, а также демонстрировать свои знания и навыки» [13, с. 107]. Психологические критерии, по мнению автора, включают положительную динамику интеллектуального развития, внутреннюю мотивацию к обучению, позитивное эмоциональное отношение к учебному процессу, познавательный интерес, успешную социализацию, позитивные отношения с учителями и с одноклассниками, адекватную самооценку, хорошее физическое и психическое здоровье, а также общее чувство удовлетворенности в семье.
О. С. Ионина [10] трактует академическую успешность как характеристику личности студента. В традиционном понимании академическая успешность определяется через показатели успеваемости, которые измеряются баллами и оценками. Исследователь выделяет субъективный аспект этого понятия, который включает в себя самооценку, удовлетворение результатами и признание успеха со стороны окружающих. Важно отметить, что академическая успешность не является полной аналогией академической успеваемости, так как учитывает как учебные результаты, так и удовлетворение обучающегося своим процессом обучения. Успеваемость фиксируется на основе формализованных показателей, отражающих норму оценок, тогда как успешность требует анализа с точки зрения рефлексии, личной и социальной ценности оценки и самооценки.
Успешность обучения связывается с положительными результатами учебной деятельности и Е. А. Ширяевым [19]. Он утверждает, что результаты будут считаться полноценными и всеобъемлющими, если они подтверждаются адекватной самооценкой учащегося и позитивными откликами окружающих на его достижения. В этом контексте успешность обучения должна сопровождаться положительными эмоциями. Е. А. Ширяев выделяет три критерия успешности: когнитивный (результаты учебной деятельности), социально-психологический (взаимоотношения с окружающей социальной средой), а также мотивационно-эмоциональный критерий.
А. М. Шапоров [18] определяет академическую успешность как целостную оценку процесса и результатов учебной деятельности. При этом в качестве критериев академической успешности он рассматривает как объективные (формальные) показатели учебных достижений, так и субъективное восприятие учениками целей, содержания и успешности своей работы.
Любое целенаправленное действие регулируется потоками информации обратной связи, что особенно актуально в контексте педагогического процесса, где в качестве такой информации выступают результаты оценивания. М. Р. Шабалина, А. М. Прихожан, В. И. Моросанова и другие исследователи подчеркивают, что академическая успеваемость является ключевым компонентом академической успешности и обычно представляется в форме оценок. В этом контексте исследования Т. Ю. Кураповой и Т. Н. Тихомировой указывают на то, что академическая успешность может быть интерпретирована как средний балл за определенный период.
В отечественной психологической практике, занимающейся исследованием факторов, влияющих на академическую успешность, основное внимание часто уделяется когнитивным компонентам. Однако ряд исследований подчеркивает важность мотивационных и личностных аспектов. Согласно деятельностному подходу, внимание специалистов также сосредотачивается на качествах личности обучающихся и на соотношении внутренней и внешней мотивации с уровнем их познавательной активности.
Таким образом, академическая успешность представляет собой междисциплинарный феномен, в рамках которого соединяются концепции академической одаренности (внешняя оценка компетенций и самооценка интеллектуальных возможностей) и реализация интеллектуального потенциала через академические достижения, высокий уровень познавательной мотивации и положительные эмоциональные переживания в процессе обучения.
Факторы, способствующие академической успешности, можно классифицировать на качественные и количественные характеристики интеллекта, уровень интеллектуальных способностей, самооценку, мотивацию и эмоциональное восприятие учебного процесса. Множество исследователей отмечают значимость системы потребностей и мотивов как основополагающего аспекта, оказывающего влияние на академическую успешность. К числу психолого-педагогических факторов, способствующих успеху в учебном процессе, могут быть отнесены: создание комфортной образовательной среды, развитие внутренней мотивации к обучению, формирование адекватной самооценки, поддержка саморазвития и самосовершенствования, а также эффективное взаимодействие обучающегося и преподавателя с использованием различных образовательных технологий и методов.
Литература:
- Адамский М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационно-педагогическая проблема: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Великий Новгород, 2005. — 24 с.
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избранные психологически труды. — М., Педагогика. В 2-х тт. Т. 2. — 1980. — С. 128–265.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Батурин И. А. Успех, неудача и результативность деятельности / Н. А. Батурин // Психологический журнал. — 1987. — № 3. — С. 87–96.
- Бирина О. В. Управление успешностью обучения учащихся общеобразовательных школ // Парадигма. 2019. № 1. — C. 42–47.
- Бирюкова Е. А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения / Е. А. Бирюкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 9. — С. 36–38.
- Братчикова Ю. В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условие успешности в учении: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2009. — 26 с.
- Гребнева Д. М. Учебная успешность как процесс и результат педагогического взаимодействия // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. — С.51–57.
- Ефремова О. И. Психология успешного поведения личности //Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. — М., 1999. — С. 321–338.
- Ионина О. С. Психологические основы академической успешности студентов // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии. — 2013. — № 2. С. 7–15.
- Канашевич Т. Н. Общая характеристика понятия «учебная успешность» обучающихся / Т. Н. Канашевич, В. Н. Синькевич // Непрерывная система образования «Школа — Университет». Инновации и перспективы: сборник статей ІІІ Международной научно-практической конференции, Минск, 31 октября — 1 ноября 2019 г. / Белорусский национальный технический университет; редкол.: О. К. Гусев [и др.]. — 2019. — С. 107–109.
- Корж Е. М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования.- 2008. — № 1. — С. 31–47.
- Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ / Т. Ю. Курапова. // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2011. — С. 106–109.
- Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука: Науч.-аналит. обзор /. — Москва: ИНИОН, 1992. — 51 с.
- Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. / Н. В. Самоукина. — 2-изд. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с.
- Тульчинский Г. Л. Философия поступка: самоопределение личности в современном обществе / Г. Л. Тульчинский. — СПб: Алетейя, 2022. — 820, [2] с.
- Шабалина М. Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов: автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шабалина М. Р.. — М., 2009. — 28 с.
- Шапоров А. М. Педагогические условия академической успешности обучающихся: автореф. дис.... кандидата педагогических наук: 5.8.1. / Шапоров Антон Михайлович; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»]. — Ярославль, 2022. — 23 с.
- Ширяев Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. № 14 (235). С. 30–37.