В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации. Анализируется административно-правовой статус государственного служащего как специального субъекта административной ответственности, а также особенности квалификации применения правонарушений и применения наказаний, выявляются проблемы правового регулирования.
Ключевые слова: административная ответственность, государственный служащий, административное правонарушение, дисциплинарная ответственность, конфликт интересов, противодействие коррупции, государственная служба.
Актуальность
В условиях построения правового государства и повышения требований к эффективности государственного управления вопросы обеспечения законности и правопорядка в деятельности государственных служащих приобретают особую актуальность. Административная ответственность является обязательным условием обеспечения дисциплины и законности в сфере государственной службы, применения и пресечения принятия правонарушений. Однако особенности специфики государственного служащего и особенности выполнения им функций обуславливают необходимость выделения и анализа особенностей административной ответственности данной категории лиц.
Теоретические аспекты административной ответственности государственных служащих
Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, подразумевает применение мер принуждения со стороны государства к лицам, совершившим административное правонарушение.
Административные правонарушения регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Этот закон определяет, какие действия являются административными правонарушениями, какие наказания могут быть назначены, и устанавливает общие принципы привлечения к ответственности за эти правонарушения.
Административная ответственность характеризуется рядом признаков, таких как:
- основание — совершение административного правонарушения;
- нормативная база — КоАП РФ;
- субъект административного правонарушения — физические и юридические лица;
- виды наказаний — предупреждение, штраф, конфискация и т. д.;
- процедура — производство по делам об административных правонарушениях.
Государственный служащий, в силу своего особого административного-правового статуса, обладает специфическими правами, обязанностями, ограничениями и запретами, установленными Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативного правовыми актами. Нарушение этих требования влечет за собой не только дисциплинарную, но и административную ответственность, а порой, может привести и до уголовной ответственности.
Особенности административной ответственности государственных служащих
Административная ответственность государственных служащих имеет следующий ряд особенностей, обусловленных их специальным статусом и выполняемыми функциями:
— Специальные составы административных правонарушений. Для государственных служащих установлены специальные составы административных правонарушений, которые связаны с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, нарушением служебного поведения, конфликтом интересов или фактом коррупции.
— Повышенные требования к доказыванию вины. В ряде случаев для привлечения государственного служащего к административной ответственности необходимо доказать не только факт совершения правонарушения, но и наличие вины, а также причинно-следственную связь между действиями (бездействиям) государственного гражданского служащего и наступившими последствиями.
— Учет личностных характеристик государственного гражданского служащего. При назначении административного наказания принимаются во внимание как общие правила, предусмотренные КоАП РФ, так и личностные качества самого государственного служащего, его профессиональный опыт, занимаемая должность, а также возможные последствия применения ответственности для его карьерного роста.
— Дисциплинарная составляющая государственного служащего. Привлечение государственного служащего к административной ответственности может послужить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения его с государственной службы.
Проблемы правового регулирования и правоприменительная практика
Несмотря на наличие развитой нормативной базы, регулирующей административную ответственность государственных служащих, в данной области следует выделить следующие проблемы:
— Неоднозначное толкование отдельных норм КоАП РФ. Некоторые составы административных правонарушений сформулированы недостаточно четко, что создает трудности при их квалификации и применении.
Так, например, при квалификации действий должностного лица, выразившихся в нарушении сроков рассмотрения обращения гражданина, возникают сложности с установлением вины. Необходимо доказать, что нарушение сроков было вызвано не объективными причинами (болезнью должностного лица, отпуском), а умыслом или небрежностью.
— Недостаточная эффективность административных наказаний. Административные штрафы, особенно небольшие по размеру, не всегда оказывают должного сдерживающего воздействия на государственных служащих.
— Недостаточное развитие системы профилактики. Не всегда уделяется достаточно внимания профилактическим мерам, направленным на предупреждение административных правонарушений в сфере государственной службы.
Пути совершенствования системы административной ответственности государственных служащих
На основе проведенного анализа теоретических положений и практического опыта предлагаются следующие направления совершенствования нормативного регулирования административной ответственности государственных служащих:
- уточнение составов административных правонарушений, связанных с нарушением требований к служебному поведению государственных служащих.
Необходимо более четко определить, какие действия (бездействие) должностного лица следует квалифицировать как нарушение, к примеру порядка рассмотрения обращений граждан. Необходимо также установить критерии, позволяющие отграничить нарушение порядка рассмотрения обращений граждан от ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.
- Установление более высоких размеров административных штрафов для государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений.
- Введение дополнительных видов административных наказаний для государственных служащих, совершивших административные правонарушения, а именно рассмотреть возможность ввести такой вид административного наказания, как временное отстранение от должности государственного служащего, совершившего административное правонарушение.
Выводы
Административная ответственность государственных служащих является важным инструментом для обеспечения законности, дисциплины и эффективной работы органов государственной власти. Совершенствование системы административной ответственности, включающее уточнение нормативного регулирования, повышение эффективности правоприменительной практики и усиление профилактической работы, будет способствовать укреплению законности в сфере государственной службы, предупреждению коррупции и повышению доверия граждан к власти. Дальнейшие исследования в данной области должны быть сосредоточены на изучении конкретных проблемных аспектов и разработке практических рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности.
Литература:
- Обзор судебной практики по рассмотрению в 2020 году дел по спорам, связанным с увольнением государственных гражданских служащих в связи с утратой представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему // Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года, ст. 4.
- Нестерова, М. А. Административно-правовой статус федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Российской Федерации / М. А. Нестерова. — Текст // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 140–142.
- Смоленцева Э. Н. Особенности труда государственных служащих // Вестник Челябинского государственного университета. 2014 г., № 2.