В статье автор рассматривает основные аспекты правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также анализируются конституционные принципы, федеральное законодательство и международные договоры.
Ключевые слова: лица без гражданства, иностранные граждане, правовой статус, миграционное законодательство.
Опубликованная статистика миграционной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации говорит о том, что в 2024 году российское гражданство получило 209 тысяч человек (на 44,8 % меньше, чем в 2023 году), разрешение на временное проживание оформили 44,5 тысяч человек (-50,4 % в сравнении с 2023 годов), а вид на жительство — 214,9 тысяч человек (падение на 21,3 %). На ряду с этим, 190,2 тысяч человек были депортированы из страны, из которых 157 тысяч человек вынуждено покинули России из-за нарушения законодательства [3].
Основной принцип, закрепленный в статье 62 п.2 Конституции Российской Федерации, гласит следующее: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ [2]. Стоит отметить, что Конституция РФ гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы наравне с гражданами России, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Основным законом, который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — РФ) является Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [7]. Закон закрепляет следующие категории иностранцев, а именно:
- Временно прибывающие — иностранцы, которые прибыли на территорию Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получение визы, и получившие миграционную карту. Срок пребывания таких граждан ограничен и составляет 90 суток в течение каждого периода в 180 дней, а также сроком действия визы.
- Временно проживающие — иностранцы, которые получили официальное разрешение на временное проживание (далее — РВП), которое даёт право иностранцу проживать и работать на территории Российской Федерации в течение 3-х лет.
- Постоянно проживающие — иностранцы, которые получили вид на жительство (далее — ВНЖ). Полученный документ даёт право иностранцу постоянно проживать и работать в России без ограничения срока действия.
Порядок получения РВП и ВНЖ, а также требования, предъявляемые к иностранным гражданам, которые желают получить указанные документы, подробно регламентирован в Федеральном законе № 115.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются:
– Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
– Вид на жительство — для постоянно проживающих иностранцев.
– Разрешение на временное проживание — для временно проживающих иностранцев [7].
Лицо без гражданства должно иметь один из следующих документов:
– Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
– Разрешение на временное пребывание в РФ — специальный документ, выдаваемый лицам без гражданства, не имеющим документа, удостоверяющего личность.
Основания прекращения законного пребывания иностранца в РФ установлены ст. 31 Закона № 115-ФЗ. К ним относятся:
– Истечение срока действия визы, РВП или ВНЖ.
– Аннулирование визы, РВП или ВНЖ.
– Депортация или выдворение иностранца из РФ.
– Вступление в гражданство РФ.
– Смерть иностранца.
Депортация и выдворение являются мерами административного воздействия, применяемыми к иностранцам, нарушившим законодательство РФ.
Стоит отметить, что правовой статус иностранцев также регулируется следующими актами:
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ — устанавливает порядок миграционного учета иностранных граждан, которые находятся на территории РФ. Под миграционным учетом понимается система учета информации о месте пребывания или месте жительства иностранцев. Так, иностранные граждане обязаны вставать на миграционный учет по месту пребывания или месту жительства в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место прибывания. Нарушение правил миграционного учета влечет за собой административную ответственность в виде штрафа и может привести к выдворению из РФ.
- Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за совершение правонарушений.Среди наиболее часто совершаемых иностранцами административных правонарушений можно выделить: нарушение правил въезда в РФ или режима пребывания (проживания) в РФ, нарушение правил привлечения иностранной рабочей силы, осуществление трудовой деятельности без соответствующих разрешительных документов, нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и др.
- Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за совершение преступлений.
- Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ — устанавливает порядок выезда из России и въезд обратно для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, иностранцу может быть отказано во въезде в РФ в случаях, предусмотренных законом, например, если он представляет угрозу безопасности РФ, нарушил законодательство РФ во время предыдущего пребывания в РФ, сообщил о себе заведомо ложные сведения при получении визы и др.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ представляет собой сложную и многогранную систему, регулируемую как конституционными принципами, так и многочисленными федеральными законами и международными договорами. Эффективная реализация норм миграционного законодательства является важным фактором обеспечения национальной безопасности, защиты прав и законных интересов как граждан РФ, так и иностранных граждан, находящихся на территории страны. Дальнейшее совершенствование законодательства в данной сфере должно быть направлено на упрощение процедур оформления документов, повышение эффективности контроля за миграционными потоками и укрепление международного сотрудничества в сфере миграции.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации
- Паспортная аномалия: Иностранцы не хотят становиться гражданами РФ, а Россия их и не ждет // Коммерсант URL: https://www.kommersant.ru/doc/7605606 (дата обращения: 16.05.2025).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации
- Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации
- Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № № 115-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации