В статье рассматривается роль зеленого маркетинга в современных компаниях на фоне растущего экологического сознания потребителей. Анализируется модель 4P (продукт, цена, место, продвижение) в контексте зеленого маркетинга. Обсуждаются принципы транспарентности и ответственности, а также способы формирования положительного имиджа компании. Приводятся примеры успешных стратегий из различных отраслей, подчеркивающие важность интеграции экологических аспектов в бизнес. Автор делает вывод о том, что зеленый маркетинг становится ключевым конкурентным преимуществом.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования; интернет-анализ; методы сравнения и обобщения; кейс-стади, наблюдения.
Принципы исследования: объективность, систематичность, достоверность, транспарентность
Ключевые слова: зеленый маркетинг, устойчивое развитие, эко-брендинг
Цель исследования заключается в анализе влияния зеленого маркетинга на поведение потребителей и конкурентоспособность компаний, а также в разработке рекомендаций по интеграции экологических практик в маркетинговые стратегии.
На современном этапе экологические проблемы приобретают все большее значение, в условиях стремительных изменений в глобальной экономике и нарастающего внимания к экологическим проблемам, зеленый маркетинг становится неотъемлемой частью стратегий современных компаний, в частности в деятельности компаний, которые стремятся соответствовать принципам устойчивого развития. В настоящее время общество стало более осведомленным касательно воздействия человеческой деятельности на окружающую среду, в связи с этим изменилось поведение потребителей. Современные потребители все чаще демонстрируют предпочтение к продукции компаний, которые активно внедряют принципы устойчивого развития и ответственно относятся к охране окружающей среды, и могут не только отказаться от товаров фирм, которые не применяют в своей деятельности экологические стандарты, но и инициировать кампании против таких фирм. Таким образом, компании, применяющие принципы зеленого маркетинга, не только укрепляют репутацию бренда, но и получают конкурентные преимущества на рынке. Важным инструментом для компаний, которые стремятся не только к финансовому успеху, но и к ответственному отношению к окружающей среде, становится зеленый маркетинг.
Зеленый маркетинг — это стратегия маркетинга, направленная на продвижение и продажу товаров и услуг, которые производятся и реализуются с учетом экологических принципов и устойчивого развития. Основная цель зеленого маркетинга — сделать бизнес более экологически устойчивым, ответственным и социально ориентированным, стимулировать спрос на экологически чистые продукты, повысить осведомленность потребителей о важности заботы об окружающей среде и привлечь внимание к проблемам экологии. Зеленый маркетинг является частью более широкой практики социально-этического маркетинга. В современном мире потребители все чаще ожидают от компаний усовершенствование своей деятельности в соответствии с различными экологическими, социальными и критериями управленческой эффективности (ESG). Потребители все больше отдают предпочтение экологически чистым продуктам и услугам, поэтому компании, которые учитывают эти требования, получают преимущества перед конкурентами.
Компании используют различные инструменты для внедрения зеленого маркетинга в свою деятельность. Это может включать в себя экологически чистую упаковку, сертификацию и эко-маркировку, образовательные кампании, повышающие осведомленность потребителей касаемо важности устойчивого потребления, использование социальных сетей для распространения информации о своих экологических инициативах, устойчивое позиционирование бренда, партнерство с некоммерческими организациями для поддержки зеленых инициатив, разработку экологически-чистых товаров, а также инициативы переработки использованных потребителями товаров или специальные предложения, к примеру, скидка на следующий товар, если клиент вернул использованную тару для переработки.
«Зеленый» маркетинг основывается на классической модели маркетинг-микс 4P (Product, Price, Place, Promotion — товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная политики), однако данная модель требовала расширения и корректировки для соответствия концепции зеленого маркетинга. Таким образом, возникли “зеленый продукт”, “зеленая цена”, “зеленый сбыт” и продвижение экологически чистых продуктов.
1. «Зеленый продукт»
Прежде всего, сам продукт компании должен быть экологически чистым, то есть товары и услуги, созданные на основе применения экологических технологий, сырья и материалов. Более того, созданная продукция должна не только быть экологичной в использовании, но и не вредить окружающей среде во время производства и утилизации. Товар, оставаясь экологичным, должен быть качественным и полезным, и в то же время удовлетворять потребности широкого круга потребителей. К дизайну товара и его упаковки также предъявляются высокие требования: дизайн должен быть не только удобным в использовании, эстетически привлекательным и запоминающимся, но и экологически чистым. На современном многие компании используют упаковку, изготовленную из переработанных материалов, таких как пластик, или из экологически безопасных и легко перерабатываемых материалов. Некоторые производители принимают упаковки назад для их дальнейшей переработки. В пример можно привести британский бренд натуральных косметических продуктов “Lush”. Компания не только производит экологически чистые продукты и упаковку, но и активно заботится об их переработке. На своем сайте «Lush» призывает покупателей возвращать использованные упаковки для повторной переработки, предлагая в обмен скидку или бесплатный продукт за возврат нескольких тар. Компания поднимает уровень осознанности, представляя статистику по количеству переработанного пластика в мире и ведет борьбу против тестирования косметических средств на животных.
2. «Зеленая цена»
Зеленая цена продукта формируется на основе отказа от сырья, материалов и технологий, которые вредят экологии, а также включает использование современных технологий и рационального управления ресурсами. Цена на экологически чистый продукт зависит от различных факторов, таких как стоимость материалов, затраты на производство, инновационность, технологичность, конкуренция и воспринимаемая потребителем ценность продукта. Как правило, для потребителей ценность экологически чистых продуктов выше, что может отразиться на их цене. Стоит отметить, что потребитель готов заплатить более высокую цену за зеленые продукты, однако только в случае, если убежден в их эффективности и пользе для общества и экологии в целом. Однако несмотря на то, что потребители часто готовы заплатить больше, чем за аналогичный, но не экологически чистый товар, цены на зеленые продукты должны быть доступны для широкого круга потребителей и иметь тенденцию к снижению благодаря развитию технологий и их более широкому распространению. Хорошим примером применения зеленой цены является косметическая компания “The Body Shop”, которая запустила специальные станции, где потребитель может заново наполнить косметическим продуктом специальную многоразовую алюминиевую упаковку. Таким образом потребитель одновременно помогает планете и экономит на покупке полностью нового продукта, так как это дешевле, чем покупать новый продукт. Более того, каждая такая “заправка” содержит дополнительные 50 мл бесплатно. Таких станций сейчас 720 по всему миру, и компания планирует запустить еще больше.
3. «Зеленый сбыт»
Каналы сбыта играют важную роль при решении о покупки товара, так как они обеспечивают доступность товаров для потребителей и способствуют увеличению объемов продаж. Зеленый сбыт можно рассматривать как каналы распределения и продажи экологически чистых товаров, которые минимизируют усилия потребителей при покупке и продаже продукта. Важно обеспечить эффективное движение зеленого товара по маркетинговым каналам, включая прямую доставку от производителя без лишних затрат и вреда для окружающей среды. Понятие “зеленый сбыт” включает в себя физические магазины и виртуальные площадки, которые следуют принципам «зеленого маркетинга» и созданы с учетом экологических принципов, а также создание инфраструктуры и платформ, которые способствуют удобству и доступности зеленых товаров для потребителей, соблюдая принципы экологической устойчивости и ответственности. В пример можно привести нидерландскую компанию “Fairphone”, основанную в 2013 году, которая специализируется на производстве смартфонов и их комплектующих. Компания ориентирована на устойчивое производство и ее основной идеей является создание устройств, которые максимально учитывают социальные и экологические аспекты. Все комплектующие можно приобрести на удобном для пользователей сайте, и компания доставит их в течение нескольких дней по указанному адресу или в пункты выдачи, где покупатель сможет забрать их в любое удобное ему время. У компании собственных розничных магазинов нет, таким образом они пытаются сократить использование электричества и воды для поддержания работы магазинов.
4. Продвижение зеленых товаров
Продвижение зеленых товаров является важной частью стратегии зеленого маркетинга. Компании должны не только рекламировать свои продукты, но и информировать общественность о необходимости защиты окружающей среды. Это достигается не только за счет повышенных затрат на продвижение, но и за счет вовлечения потребителей в популяризацию идеи зеленого маркетинга. Для достижения этой цели важно заключать партнерские соглашения с компаниями, специализирующимися на зеленом маркетинге, учитывать высокий уровень осведомленности и сознательности потребителей при разработке рекламных кампаний, создавать сообщества, поддерживающие идеи зеленого маркетинга, а также проводить рекламные и благотворительные акции, направленные не только на продвижение своих товаров или услуг, но и на повышение экологической осознанности. На современном этапе немаловажную роль в продвижении играют социальные сети: за официальными страницами, обзорами товаров и услуг, отзывами следят миллионы пользователей. Многие потребители перед приобретением предпочитают ознакомиться с товаром и компанией, которая его производит. Особенно важным являются высокая репутация бренда, приверженность потребителей и высокое качество предлагаемых товаров. Удачным примером продвижения зеленого маркетинга является британский модный дом Vivienne Westwood, который активно пропагандирует устойчивое развитие, осознанное потребление и социальное равенство. Компания работает над минимизацией негативного воздействия на окружающую среду, в том числе над сокращением выбросов парниковых газов. Модный дом использует экологически чистые материалы для производства продукции, а также работает над усовершенствованием процесса утилизации отходов. Создательница бренда неоднократно выступала за решение экологических проблем через организацию модных показов, посвященных этой теме, а также через участие в благотворительных акциях и кампаниях. Вивьен Вествуд выступала в роли посланника Green Peace и основала собственное движение «Климатическая революция”, вдохновляя работников компании и ее клиентов на борьбу с загрязнением природы. Эта компания является ярким примером реализации принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.
Существует пять ключевых принципов “зеленого маркетинга”, которые включают в себя клиентоориентированность, инновационность и творческий подход, связи с общественностью, социальную ответственность и транспарентность.
Первым принципом является клиентоориентированность, что подразумевает под собой удовлетворение потребностей и исполнение ожиданий клиентов в сфере экологически чистых продуктов и услуг. Компании, применяющие зеленый маркетинг, активно исследуют потребности своих клиентов в области экологической ответственности и стремятся предложить им соответствующие решения. Очень важно рассматривать маркетинговую деятельность с точки зрения клиента, его ожиданий и желаний, чтобы, развивать с потребителями прочные и взаимовыгодные отношения.
Следующим принципом выступает инновационность, то есть новаторство и креативный подход. Зеленый маркетинг требует постоянного поиска новых идей и решений для продвижения экологически-чистых товаров и услуг, а также внедрение новых устойчивых практик, которые более эффективно нивелируют негативные воздействия производства и употребления продукции на окружающую среду. Компании, применяющие зеленый маркетинг, должны стремиться к постоянному развитию и внедрению новых, экологически чистых технологий, процессов производства, товаров и упаковки для удовлетворения спроса потребителей. Потребители, заинтересованные в устойчивом развитии, часто сравнивают продукцию производителей, в связи с чем компания должна стремиться предугадывать их ожидания, а также постоянно совершенствоваться, чтобы превзойти конкурентов.
Еще одним важным аспектом зеленого маркетинга является установление доверительных отношений с общественностью. Компании должны активно взаимодействовать с потребителями, экологическими организациями, правительственными структурами и другими заинтересованными сторонами для обсуждения экологических вопросов и продвижения устойчивых практик. В связи с широким распространением социальных сетей компании, активисты, потребители и пользователи активно делятся своим мнением касательно деятельности или продукции той, или иной компании в сети интернет, поэтому важно грамотно выстроить связи с общественностью, изучать активность потребителей в социальных сетях, контактировать с ними, делиться информацией о компании, продуктах и/или услугах. Отсутствие грамотно выстроенной коммуникации может не только снизить продажи компании, но и разрушить ее репутацию.
Компании, внедряющие принципы зеленого маркетинга в свою деятельность, обязаны уделять внимание аспектам социальной ответственности. Это означает не только заботу об экологии, но и активное участие в жизни общества. Они учитывают влияние своей деятельности на общество, окружающую среду и будущие поколения, принимая меры для сокращения негативного воздействия. Маркетинговая деятельность должна отражать миссию компании и ее роль в продвижении практик устойчивого развития. Потребители должны понимать причины деятельности компании и ее цель.
Прозрачность в отношениях с потребителями и обществом также является одним из ключевых элементов успешного применения принципов зеленого маркетинга. Необходимо открыто делиться информацией касательно экологических практик, производственных процессов и используемых материалов, чтобы потребители могли делать осознанный выбор при покупке, основываясь на экологических критериях. Должна быть налажена обратная связь с потребителями, при совершении ошибок или наличии жалоб компания должна открыто признавать свою вину и предпринимать действия для устранения проблем. Таким образом, потребители будут больше доверять фирме, их лояльность будет расти.
Последний принцип крайней важен, так как в современном бизнесе существует такая практика как “greenwashing”. Это форма обмана потребителей, когда компании используют маркетинговые приемы с целью приукрасить свою экологическую деятельность, не предпринимая реальных шагов для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Данная тактика включает в себя несколько способов. Компания может заявить о том, что находится на пути к минимизации негативного воздействия их деятельности на природу, когда на самом деле никаких или почти никаких действий не предпринимается. Также используются расплывчатые или неконкретные описание деятельности или используемых материалов, таким образом, потребители могут прийти к ложному выводу о том, что продукция компании является экологически чистой. Примеры greenwashing могут включать в себя использование зеленых лозунгов и изображений на упаковке ярлыков, обозначающих экологически чистую продукцию, без реального улучшения их экологических характеристик. Такая деятельность также включает в себя создание ложных сертификатов или знаков экологической сертификации. Иногда компании делают акцент на одной «зеленой» характеристике продукта, игнорируя другие негативные аспекты, таким образом смещая фокус внимания потребителей. Компании используют данные тактики по разным причинам, например, для увеличения продаж, улучшения репутации или для того, чтобы соответствовать новым законодательным требованиям. Greenwashing может привести к дезинформации потребителей и подрыву доверия к компаниям, которые действительно заботятся об окружающей среде, поэтому важно стремиться к честной и прозрачной экологической деятельности.
Компании, которые действительно стремятся к созданию “зеленой” продукции используют инструменты зеленого маркетинга, которые позволяют донести до потребителей устойчивые аспекты деятельности фирмы. Инструменты экомаркетинга — это средства достижения целей компании, связанных с удовлетворением запросов потребителей путем предложения товаров и услуг, наносящих минимальный вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла. На современном этапе развития экологического маркетинга можно выделить следующие инструменты: отчетность в области устойчивого развития, экологическую маркировку, экобрендинг, онлайн-экомаркетинг, зеленый дизайн продукции и упаковки.
Отчетность в сфере устойчивого развития является важным инструментом маркетинговой коммуникации, так как демонстрирует проявление корпоративной социальной ответственности и последовательность внедрения принципов устойчивого развития в деятельности организации. Отчетность охватывает нефинансовые показатели, а именно экологические, социальные и управленческие, и включает в себя сбор, анализ и представление информации о воздействии деятельности компании на окружающую среду, общество и экономику. Таким образом компания раскрывает результаты своей деятельности, которые невозможно отразить в финансовой отчетности. Отчетность в сфере устойчивого развития может быть представлена в различных форматах, таких как корпоративные отчеты о устойчивом развитии, отчеты о социальной ответственности компании (CSR), отчет о влиянии компании на окружающую среду, здоровье и безопасность (отчет EHS) и другие. Эти документы обычно содержат информацию о целях и стратегиях компании в области устойчивости, конкретных мерах, принятых для достижения этих целей, а также оценку результатов и показателей успеха. Качество и содержание таких отчетностей регулируют стандарты нефинансовой отчетности, которые были разработаны и утверждены экспертами в данной области, например принципы CERES (коалиция за создание экологически ответственной экономики), глобальная инициатива по отчетности GRI, глобальный договор ООН и другие. Следуя современным тенденциям в области нефинансовой отчетности, организации активно формируют свою репутацию экологически ответственной организации в глазах партнеров, потребителей и других заинтересованных лиц. Отчетность в сфере устойчивого развития играет важную роль в установлении доверия. Она помогает компаниям продемонстрировать прозрачность своей деятельности, социальную и экологическую ответственность и готовность к решению глобальных проблем.
Экологическая маркировка представляет собой один из видов маркетинговой коммуникации, и является маркировкой о соответствии продукта экологическим требованиям, наносимый на продаваемый товар и говорящий о том, что сам товар и его упаковка не могут нанести вреда окружающей среде. Маркировка со специальными символами помогает донести до потребителя свойства продукта и является одним из решающих критериев при принятии потребителем решении о приобретении товара. Существует два вида маркировки: обязательная и добровольная. Обязательные маркировки выдаются организациями или правительственными учреждениями, которые проводят оценку продуктов или услуг с точки зрения их экологического соответствия. Примерами такой маркировки является ECOLABEL, этот знак означает, что данный продукт соответствует самым строгим экологическим требованиям и критериям, установленным государствами-членами ЕС, еще один пример — “Голубой ангел”, введенный в Германии в 1978 году.
Другой вид маркировки — добровольная, то есть та маркировка, которую наносят компании по своей инициативе, указывающие на их экологическую дружественность. Данные маркировки могут быть менее достоверными, чем сертифицированные экологические знаки, и часто используются для оказания давления на потребителя с целью мотивировать его на покупку товара.
Экобрендинг — это стратегия маркетинга, при которой компания активно продвигает свои продукты или услуги как экологически чистые, устойчивые и не вредящие окружающей среде. Целью экобрендинга является создание позитивного образа компании, привлечение экологически осознанных потребителей и повышение продаж за счет устойчивого потребления. Он формирует у потребителей набор положительных, экологически-дружественных ассоциаций именно с брендом компании. Бренд должен быть узнаваем, должны быть выбраны фирменные цвета, введена минималистичная и функциональная упаковка, которая отражает приверженность бренда к устойчивому развитию. Экобрендинг включает в себя эффективную визуальную коммуникацию, экологичность и экономичность. Забота о потребителе и окружающей среде должна проявляться в каждой детали: от дизайна упаковок и официального сайта компании до стиля коммуникации, которая должна быть открытой и понятной. Все это должно соответствовать принципам экономики замкнутого цикла и модели 4R (refuse, reduce, reuse, recycle). Данная модель строится на 4 принципах: первым принципом (Refuse) является отказ от лишних деталей в производстве, то есть сокращение используемых ресурсов и отказ от деталей, без которых можно обойтись, такие, как пленка, одноразовые пакеты и дозаторы; второй принцип (Reduce) направлен на сокращение количества производимых отходов; третий (Reuse) принцип подразумевает повторное использование тары или ресурсов в рамках одной компании, что способствует уменьшению потребления новых материалов и сокращению отходов; и четвертый принцип — переработка (Recycle) — основной идеей этого принципа является сортировка отходов и их последующая переработка в новые материалы или товары, что способствует уменьшению объема отходов и повторному использованию ресурсов.
Онлайн-экомаркетинг — это маркетинговая стратегия, направленная на продвижение и продажу экологически чистых и устойчивых товаров и услуг через интернет, что включает в себя создание веб-сайта и/или приложения, использование социальных сетей, контент-маркетинга и электронной рассылки. Компании создают веб-сайт, который отражает их ценности в области устойчивого развития и экологической ответственности. На сайте могут быть отражены миссия компании, ее цели, информация о товаре и его производстве. Таким образом, потребители могут легко ознакомиться с компанией и ее продукцией. Немаловажную роль играют социальные сети, с помощью которых компания может непосредственно общаться с потребителем и обновлять информацию о товаре. Компании могут использовать социальные сети для привлечения внимания, а рекламные кампании, конкурсы и акции могут помочь привлечь новых клиентов. В социальных сетях легче отслеживать настроения потребителей и есть возможность быстрее на них реагировать. На площадках социальных сетей компании могут создавать и размещать информативный контент о преимуществах своих экологически чистых товаров и услуг, что может помочь компании привлечь внимание потребителей и убедить их сделать выбор в пользу своей продукции. Электронная почта и рассылки также могут быть средством онлайн-экомаркетинга: компании могут использовать электронную почту для информирования клиентов о своих экологических инициативах, новых продуктах и специальных предложениях.
Экодизайн и экоупаковка также являются важным инструментом зеленого маркетинга и коммуникации с потребителем. С помощью визуализации тактических решений, экодизайн дает возможность идентифицировать продукцию и компанию. Это инструмент экомаркетинга позволяет продемонстрировать принципы устойчивого развития посредством создания особой внутренней среды предприятия. Дизайн как творческая деятельность в экомаркетинге выполняет презентационную функцию, передавая заинтересованным лицам предприятия замысел производителя экопродукта. Комплексные дизайнерские решения не ограничиваются только выбором цвета стен или внутренней отделкой в магазине или офисе, они требуют интеграции принципов экомаркетинга, которые должны быть приняты сотрудниками компании. Экодизайн направлен на создание уникальных решений, отличающих компанию от конкурентов, соответствующих актуальным тенденциям и повышающих эффективность коммуникаций. Важной частью комплексного экодизайна являются экоупаковка товара, которая составляют неразрывную «визуальную» цепочку. Они помогают укрепить позицию компании на рынке, привлечь внимание экологически осознанных потребителей и подчеркнуть заботу об окружающей среде. Потребитель оценивает экологическую стратегию и приверженность фирмы устойчивым практикам в упаковке продукта с точки зрения безопасности и перерабатываемости материала, удобства использования и привлекательности дизайна.
Таким образом все больше компаний начинают применять инновационные подходы к производству, дизайну и маркетингу. Они адаптируют свои бизнес-практики, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду и общество, и при этом сохранить конкурентоспособность на рынке. Реализация концепции устойчивого развития становится неотъемлемой частью стратегии бизнеса, что помогает не только привлекать новых клиентов, заинтересованных в устойчивых продуктах, но и укреплять свою репутацию как социально ответственных компаний.
Зеленый маркетинг относительно новый вид маркетинга, в связи с этим его имплементация в деятельность компании сопровождается определенными сложностями. Прежде всего, многие компании сталкиваются с недостатком осведомленности потребителей, которые не понимают концепцию устойчивого развития и экологически чистых продуктов, что делает затруднительным продвижение экологически-чистой продукции, так как потребители не всегда понимают, зачем им ее приобретать. Потребители могут не всегда осознавать преимущества экологически чистых продуктов, что делает их менее готовыми платить за них больше. Более того, такая продукция, как правило, дороже, особенно это касается одежды от устойчивых брендов, что делает ее доступной только для определенной группы покупателей. Из этого вытекают сложности в конкуренции с уже устоявшимися брендами, существующими на рынке, которые могут предлагать более низкие цены за счет менее устойчивых практик. Стоимость товара определяется его ценностью в глазах потребителей, в связи с этим зеленые компании должны активно повышать осведомленность потребителей для увеличения восприятия ценности товаров и услуг со стороны покупателей путем повышения прозрачности бизнес-процессов; четкого и доступного объяснения процессов производства, источников сырья и воздействия на окружающую среду; создания наглядных материалов, иллюстрирующих преимущества устойчивых продуктов; стимулирования спроса путем акций, скидок и программ лояльности, а также путем партнерства с экологическими организациями и использования социальных сетей для продвижения продукции и налаживания коммуникации с потребителями.
В заключение, в современном мире зеленый маркетинг становится все более важным аспектом современной бизнес-стратегии как крупных, так и маленьких компаний, учитывая растущее осознание потребителей о влиянии деятельности компаний на окружающую среду. Имплементация зеленого маркетинга способствует не только улучшению экологической ситуации в мире, но и повышению конкурентоспособности компании. Применение ключевых принципов и инструментов зеленого маркетинга, а также новой модели 4P ипозволит компаниям успешно адаптироваться к меняющимся потребительским предпочтениям и требованиям рынка, а кроме того заработать высокую репутацию как среди потребителей, так и потенциальных партнеров и инвесторов. Таким образом, в условиях глобальных изменений и растущего интереса к экологии, зеленый маркетинг становится не просто тенденцией, а необходимостью для достижения долгосрочного успеха на рынке.
Литература:
- Божук С. Г. Экологический маркетинг: учебное пособие / С. Г. Божук, К. В. Евдокимов, Н. А. Плетнева, В. И. Саморуков. — СПб.: СПбГАУ, 2018. — с. 140 — Текст: непосредственный.
- Официальный сайт ООН//“Greenwashing — the deceptive tactics behind environmental claims” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/en/climatechange/science/climate-issues/greenwashing
- Investopedia: What Is Green Marketing? Definition, Example and How It Works — URL: https://www.investopedia.com/terms/g/green-marketing.asp (дата обращения: 07.03.2024). — Текст: электронный.
- Sigmaearth: Sustainability Marketing: 5 Key Principles. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sigmaearth.com/sustainability-marketing-5-key-principles/
- Официальный сайт Forbes//“The Biggest Challenges To 'Green Marketing' & How To Do It Right” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.com/councils/forbesagencycouncil/2022/09/07/the-biggest-challenges-to-green-marketing--how-to-do-it-right/
- Discover Essential Sustainable Marketing Principles and Strategies for Ethical Business Growth [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cueforgood.com/blog/sustainable-marketing-principles/
- Green Marketing & It's Importance [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.linkedin.com/pulse/green-marketing-its-importance-ali-hassan
- What Is Green Marketing? Definition, Benefits and Strategies [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.indeed.com/career-advice/career-development/green-marketing
- Green Marketing: Perspective of 4P’s [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/341467551_Green_Marketing_Perspective_of_4P's
- Importance of 4Rs — Refuse, Reduce, Reuse, Recycle [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.trvst.world/sustainable-living/importance-of-4rs-refuse-reduce-reuse-recycle/
- Всероссийская академия внешней торговли, официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vavt.ru/
- Официальный сайт The Body Shop//“Our Refill Scheme” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thebodyshop.com/en-gb/about-us/brand-values/sustainability/refill-scheme/a/a00048
- Официальный сайт Vivienne Westwood//“Sustainability” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.viviennewestwood.com/sustainability/
- Официальный сайт Lush [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lush.com/uk/en?t=1728230343591
- Официальный сайт Fair Phone [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fairphone.com/nl