Конструирование реализуется в рамках художественно-эстетической области образовательной программы дошкольного образования и способствует развитию когнитивных процессов и коммуникативных навыков. Конструктивная деятельность дошкольника направлена как на получение знаний, так и на развитие способностей, являющихся основой для развития инженерного мышления.
Ключевые слова: игра, конструирование, игровое моделирование,предпосылки к развитию инженерного мышления, проектирование.
С педагогической точки зрения игра в дошкольном возрасте рассматривается как вид непродуктивной деятельности, основное назначение которой заключается не в достижении результатов, а в самом процессе. Однако феномен детской игры заключается в том, что она способна перерасти в модель обучения, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра, по мнению К. Д. Ушинского, более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна и является его творением. И если в действительную жизнь ребенок не может войти полноценно из-за ее сложности для детского восприятия и физических возможностей, то в игре он может пробовать свои силы и самостоятельно распоряжаться предметами (игрушками). В игре ребенок стремится воздействовать на действительность, преобразовывать ее в доступных ему пределах [1, с 6].
Известный советский педагог А. С. Макаренко утверждал, что игра должна приучать ребенка к тем условиям, которые необходимы для его будущей трудовой деятельности. Поэтому наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является отличным средством выявления природных способностей и склонностей к какому-либо виду деятельности, которые необходимо развивать и всячески поддерживать. Однако следует помнить, что игра не должна оставаться статичной, с одними и теми же правилами и игровым оборудованием, со временем она должна изменяться: становиться более сложной, интересной и содействовать развитию индивидуальных особенностей ребенка.
На сегодняшний день одним из наиболее эффективных средств развития детских способностей является конструирование.
Конструирование — это вид продуктивной деятельности дошкольника, направленный на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению [1, с. 2].
Под детским конструированием принято понимать создание детьми разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, также изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Огромную роль конструкторов в интеллектуальном развитии детей отмечала доктор педагогических наук Е. А. Флёрина, внесшая большой вклад в разработку методики обучения конструированию и указавшая на важность игровой формы в процессе конструирования [4, с. 4].
Значение конструирования подчеркивали А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, доказавшие, что это необходимый этап в развитии конструктивной деятельности дошкольника, позволяющий детям познать признаки и свойства конструкторов и освоить технику конструирования.
В настоящее время существует огромное количество конструкторов, которые можно классифицировать по способу соединения их деталей:
— классический — набор скрепляющихся между собой деталей, которые собираются в какую-нибудь модель;
— магнитный — детали соединяются с помощью магнитов;
— инерционный — те же машинки со специальным механизмом с той лишь разницей, что сначала их надо собрать и только потом играть.
Обучение дошкольников конструированию нужно организовывать так, чтобы оно подчинялось определенной логике. Детям нравится сам процесс конструирования, он направлен на достижение максимальной схожести с воображаемым предметом или с образцом.
Дошкольники занимаются конструированием не только на специально организованных занятиях, они с удовольствием это делают и в самостоятельной игровой деятельности.
В детском саду конструированию зачастую предшествует проектирование деятельности, то есть сначала ставится цель, достижение которой возможно только при создании определенных условий. Например, чтобы организовать театрализованную постановку кукольного театра, необходимо создать атрибутику (избушку, лес, зверей и т п.), или для сюжетно-ролевой игры «Строители» надо создать недостающие механизмы или машины. В среднем дошкольном возрасте при конструировании активно используются схемы сборки конструкции (модели). Дети учатся ориентироваться в пространстве, понимать назначение деталей конструктора при постройке определенной модели, предугадывать, какой в итоге получится модель, каким функционалом она будет обладать. В старшем дошкольном возрасте начинает преобладать конструирование по собственному замыслу, при котором на первый план выходит этап проектирования, предполагающий реализацию личного творческого замысла и воплощение его в реальность самим ребенком.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация конструктивных игр направлена на развитие знаний, умений и навыков ребенка, что способствует формированию предпосылок инженерного мышления, умения мыслить масштабно и творчески подходить к реализации любого проекта.
Литература:
- Глинский, Б. А. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов [и др.]. — М. : Высшая школа, 1965. — 264 c. — Текст: непосредственный.
- Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов : Николаев, 2004. — 52 c. — Текст: непосредственный.
- Надолинская, Т. В. Игровое моделирование художественно-творческого процесса в контексте педагогики искусства / Т. В. Надолинская. — Текст: электронный. // Современные проблемы науки и образования. — 2015. № 1-1. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18237 (дата обращения: 26.05.2025).
- Флёрина, Е. А. Игра и игрушка / Е. А. Флёрина. — М. : Просвещение, 1973. — 56 c. — Текст: непосредственный.
- Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М. : Просвещение, 1976. — 79 с. — Текст: непосредственный.
- Лиштван, З. В. Конструирование : пособие для воспитателя детского сада. — М. : Просвещение, 1981. — 159 с.
- Нечаева, В. Г. Конструирование в детском саду. — Изд. 2-е. —М. : Учпедгиз, 1961. — 158 с.