Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

История формирования института несостоятельности (банкротства) в России

Юриспруденция
29.05.2025
20
Поделиться
Библиографическое описание
Тимошенко, А. Н. История формирования института несостоятельности (банкротства) в России / А. Н. Тимошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 22 (573). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/573/125906/.


В настоящей статье рассматривается история формирования института банкротства в России, начиная с его первых упоминаний в правовых нормах и заканчивая современными механизмами регулирования. B исследовании рассматриваются ключевые этапы развития законодательства о банкротстве, анализируются основные законодательные акты, регулирующие банкротство. Для более глубокого понимания вопроса исследуются теоретические работы современных цивилистов. B статье подчеркиваются ключевые особенности института банкротства и приводятся последние изменения в действующем законодательстве.

Ключевые слова: банкротство физических лиц, должник, банкрот, банкротство, несостоятельность.

Несомненно, сегодня институт несостоятельности (банкротства) выполняет значительную роль в рыночной экономике государства, в первую, очередь, в нашей стране, Российской Федерации. Главная цель данного института состоит в справедливом распределении активов должника (в случае их наличия) между кредиторами в полном или частичном объеме. Посредством банкротства предотвращается бесконтрольное увеличение объема и количества долговых обязательств, тем самым способствуя оздоровлению экономической системы страны. Рассматриваемый правовой институт в Российской Федерации в полной мере начал использоваться сравнительно недавно, пройдя долгий и сложный путь, являясь отражением, прежде всего, экономических и социальных изменений в стране. Анализ истории становления института банкротства (или несостоятельности) важен для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное использование современных методов и инструментов регулирования этой области. Также подобный анализ поможет прогнозировать развитие законодательства в сфере банкротства.

Традиционно принято делить историю развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России на три периода времени (этапы): дореволюционный этап, советский этап и современный этап (его ещё называют постсоветский). Далее рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

В правовых документах первого периода не было никакого системного регулирования института несостоятельности. Первые упоминания относят к Русской Правде, Судебникам XV–ХVII вв., Соборному уложению 1649 г.

Анализируя статьи Русской правды (по карамзинскому списку) Е. С. Пирогова заметила, что «в этот период времени были уже известны безвинная несостоятельность (наступившие потери не зависели от воли должника), в этом случае должник мог рассчитывать на рассрочку выплаты долгов; злостная несостоятельность (в результате пьянства купца), рассрочка была возможна только с согласия кредиторов; особо злостная несостоятельность (должник бежал от уплаты долгов в другое государство), возвращенный должник не мог ссылаться ни на какие оправдывающие доказательства, а подлежал либо продаже на торгах, либо передаче в рабство кредитору» [6.с. 14]. Также, как верно отметила И. Д. Клочкова, «первый документ устанавливал очередность удовлетворения требований кредиторов» [4, с. 62].

Судебники 1497, 1550, 1589 гг. и Соборное уложение 1649 г. содержали нормы о передаче должника в распоряжение кредитора («выдан головою»). То есть в то время ответственность, которую нес должник была личной, потому что имущественная ответственность не считалась необходимой.

Далее в 1740 году был разработан проект устава, построенный на иностранном опыте, но фактически его нормы не применялись, так как он не вступил в законную силу (не был обнародован). Аналогичные проекты в 1753, 1763 и 1768 гг. также остались нереализованными, не смотря на усовершенствованные нормы права. Первый действующий российский устав о несостоятельности появился в 1800 г. и закрепил критерий неоплатности, разделил на три вида несостоятельность (несчастная, неосторожная и злостная) и добавил возможность мировых соглашений. В 1832 г. был введён более точный устав, требовавший для открытия процедуры долга свыше 5 тысяч рублей и определявший виды претензий кредиторов. Устав 1832 г. просуществовал до 1917 г. И хотя в этот период времени принимались акты, касающиеся процедур банкротства, они серьезно не изменили его суть [6, с. 16].

Переходя к следующему этапу, отметим, что после Октябрьской революции 1917 года банкротство как правовой институт упраздняется. Используемые ранее нормы были признанны не соответствующими новым условиям жизни. Частная собственность перестает существовать.

Однако во время НЭПа в 1921 году в связи с появлением неоплаченных долгов становится ясным, что институт банкротства был поспешно признан утратившим актуальность. ГК РСФСР 1922 г. стал содержать лишь упоминания о несостоятельности, без практического механизма реализации. Суды оказались в затруднительном положении. В результате Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 28.11.1927 «О дополнении Гражданского Процессуального Кодекса РСФСР главой 37», Постановлениями ВЦИК и СНК от 06.02.1929 «О несостоятельности кооперативных организаций» и от 20.10.1929 г. «О несостоятельности государственных предприятий и смешанных акционерных обществах» ГПК РСФСР был дополнен главами 37–39, посвящёнными несостоятельности физических лиц, юридических лиц и кооперативных организаций. Рассмотрение дел о несостоятельности велось в исковом порядке, срок — не более одного года. Критерием признавалась неоплатность, а кредиторы практически исключались из процесса, уступая место государственным органам.

Далее экономика стала плановой и исчезла конкуренция между производителями, что снизило интерес к институту банкротства и к 1960 г. необходимость в нём полностью отпала. Следует пояснить, что цель банкротства связана с развитием рыночной экономики, где он служит механизмом исключения неспособных к предпринимательству субъектов и замены их новыми, то есть рассматриваемый институт выступает в качестве естественного отбора среди предпринимательства.

Современный этап развития института банкротства начинается с значительных перемен в жизни граждан России. В начале 1990-х гг. экономика страны становится рыночной. В. В. Кулакова по этому поводу высказалась следующим образом: «создаются все необходимые социально-экономические предпосылки для возобновления регулирования процедуры признания организаций банкротами» [5, с. 17].

14 июня 1992 г. принят Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур», действующий до принятия закона о банкротстве, включивший новые правила банкротства. Данный документ почти не применялся, отчасти по случаю принятия 19 ноября 1992 года Закона РФ № 3929–1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который содержал нормы о признании банкротами юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), беря за основу критерии неоплатности, связанной с балансом. Однако в нем не были четко определены критерии признания структуры баланса неудовлетворительной, эти параметры были введены отдельным нормативно-правовым актом — Постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

В 1998 году был принят Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», значительно расширивший список субъектов. В качестве критерия вводилась неплатежеспособность, при которой учитывалась сумма долга и имущество должника. Позднее был принят Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», на сегодняшний день утративший законную силу.

В настоящее время основным нормативно-правовым актом в сфере банкротства является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [1].

С принятием вышеуказанного федерального закона были введены: проверка обоснованности требований кредиторов, правила для саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, требования к арбитражным управляющим и порядок их назначения, процедуры финансового оздоровления должников и возможность пересмотра очередности удовлетворения требований кредиторов и др.

Законодательство в области определения банкротства установило в качестве основного признака данного состояния неплатежеспособность, то есть ситуацию, при которой должник неспособен полностью выполнить свои обязательства перед кредиторами по возврату денежных долгов или же не осуществляет своевременную уплату обязательных платежей. В то же время, для обычных граждан, не являющихся предпринимателями, сохранял действительным иной критерий — неоплатность, то есть неспособность оплатить долги в полном объеме.

Однако с 29 июня 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 29.06.2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» произошли существенные изменения: с этого момента, вне зависимости от того, кто является должником — физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — в качестве ключевого и определяющего признака для признания состояния банкротства теперь выступает именно неплатежеспособность. Таким образом, законодательство перешло к единому подходу, при котором главным основанием для признания должника банкротом считается именно его неспособность выполнить финансовые обязательства в целом, а не только их неоплату.

Среди основных последних изменений (введенных Федеральным законом от 29.05.2024 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»), можно выделить следующие:

  1. Повышенные суммы требований для возбуждения дел о банкротстве организаций. Согласно новым правилам, арбитражный суд имеет право инициировать производство по делу о банкротстве компании только в случае, если совокупная сумма требований кредиторов к этой организации составляет не менее 2 миллионов рублей (п. 2 ст. 6 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Следовательно эта сумма значительно выше предыдущего порога, который составлял всего 300 000 рублей.
  2. Электронная подача в суд требований кредиторов для включения в реестр. Теперь кредиторы имеют возможность подавать свои требования в арбитражный суд в электронном виде. Такой подход ускоряет и упрощает процесс их регистрации и рассмотрения. Ранее их можно было подать и на бумаге.
  3. Упрощенный порядок рассмотрения ряда обособленных споров. Теперь некоторые категории споров судья единолично разрешает без заседания и вызова участников дела.
  4. Единый срок на апелляционное обжалование ряда судебных актов. Ранее действовали разные сроки для обжалования различных видов судебных актов: какие-то определения можно было оспорить в течение 10 рабочих дней, другие — в течение 14 рабочих дней. Теперь данный срок составляет 1 месяц со дня, когда суд вынес обжалуемое определение.
  5. Исключение требований из реестра или изменение их очередности. Кредиторам и другим участникам дела отвели 3 месяца на подачу заявления об исключении требований из реестра либо об изменении их очередности, если они необоснованны [3].

Вместе с тем набирает популярность внесудебное банкротство через МФЦ. Так всего за период существования внесудебного банкротства с сентября 2020 г. по конец 2024 г. стартовали 85 099 процедур с суммой долга 39,8 млрд рублей, из них завершены 54 411 процедур с долгом 23,8 млрд рублей, доля начатых дел к числу заявлений составила 78,2 % [2].

Статистика по судебной практике также показывает рост проведенных процедур банкротства. В 2024 году оно достигло максимального значения за 9 лет: банкротами были объявлены 431 942 человек [7].

Но, несмотря на ряд преимуществ перед предыдущими законами, действующий ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» имеет определенные недостатки: институт банкротства всё еще не является устойчивым и действенным механизмом, вектор которого направлен на оздоровление предприятий-должников [4, с. 63].

Таким образом, институт несостоятельности (банкротства) в России имеет долгую и сложную историю развития, которая охватывает многовековой период и связана с различными этапами преобразований в экономической, социальной и политической сферах государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О несостоятельности (банкротстве)». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения: 08.05.2025).
  2. Банкротства компаний в России в 2024 г. приблизились к историческому минимуму. — Текст: электронный // Сетевое издание «Про банкротство»: [сайт]. — URL: https://probankrotstvo.ru/news/bankrotstva-kompanii-v-rossii-v-2024-g-priblizilis-k-istoriceskomu-minimumu-8197#:~:text= (дата обращения: 11.05.2025).
  3. Закон о значительных изменениях в сфере банкротства действует с 29 мая 2024 года. — Текст: электронный // КонсультантПлюс. Новости: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/legalnews/25423/ (дата обращения: 11.05.2025).
  4. Клочкова, И. Д. История развития института банкротства в России / И. Д. Клочкова. — Текст: непосредственный // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 80–4. — С. 61–63.
  5. Кулакова, В. В. Правовые основы несостоятельности (банкротства) / В. В. Кулакова. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2025. — 321 c. — Текст: непосредственный.
  6. Пирогова, Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) / Е. С. Пирогова, А. Я. Курбатов. — 4-е изд. — Москва: Юрайт, 2025. — 338 c. — Текст: непосредственный.
  7. Статистика по банкротствам 2024. — Текст: электронный // ООО «НЦБ»: [сайт]. — URL: https://probankrotstvo.ru/news/bankrotstva-kompanii-v-rossii-v-2024-g-priblizilis-k-istoriceskomu-minimumu-8197#:~:text= (дата обращения: 11.05.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
банкротство физических лиц
должник
банкрот
банкротство
несостоятельность
Молодой учёный №22 (573) май 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 491-493):
Часть 7 (стр. 465-531)
Расположение в файле:
стр. 465стр. 491-493стр. 531

Молодой учёный