В статье автор исследует методы трудового воспитания младших школьников, средства с помощью которых можно организовать данную деятельность.
Ключевые слова: труд, воспитание.
Особенности организации трудового воспитания детей младшего школьного возраста классным руководителем
Дети младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) находятся на этапе активного познания окружающего мира. Их психологические особенности, такие как высокая степень подражания, стремление к сотрудничеству и коллективным действиям, создают благоприятные условия для организации трудового воспитания. Важно учитывать и индивидуальные способности каждого ребенка, а также его личные интересы и склонности.
Для эффективной организации трудового воспитания классный руководитель разрабатывает тематические планы, включающие не только оформление классного кабинета, но и участие в различных социально значимых акциях (например, субботники, помощь в подготовке школьных мероприятий).
Классный руководитель выполняет ряд ключевых функций в процессе трудового воспитания: образовательную, воспитательную, организационную и консультативную. Каждая из этих функций направлена на создание условий для успешного вовлечения детей в трудовую деятельность
Следует постоянно обращать внимание на эмоции младших школьников (высокую впечатлительность, отзывчивость на все яркое, новое, необычное и т. п.). На этой основе социально ответственным взрослым легче обосновать развитие таких качеств ребенка, как трудолюбие, бережливость, ответственность и др.
Важно учитывать, что у детей в этом возрасте развиваются самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей («Могу или не могу управлять своим поведением?», «Могу или не могу самостоятельно выполнять домашнее задание?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение), произвольность, самоконтроль. Поэтому следует регулярно поручать ребенку разнообразные дела в семье (убирать квартиру, покупать продукты, мыть посуду и т. п.), в классе (участвовать в ремонте книг школьной библиотеки, собирать (совместно с родителями) доступную информацию о предприятиях города, различных профессиях и т. п.)
Методы трудового воспитания, представляющие свои преломление общих методов воспитания к общим задачам трудового воспитания — методы организации практической деятельности и руководства ею педагогическое требование. Перспектива, самоуправление; формирования сознания воспитанников (убеждение, информационно поисковый метод, взаимное просвещение передач воспитанникам специальных знаний, умении, навыков (инструктаж, упражнение, взаимообучение); корректирования поведения воспитанников и стимулирования их деятельности соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации.
Рассмотрим основные методы трудового воспитания, применяемые в начальной школе:
- Игровой метод. Использование игровых форм работы позволяет повысить мотивацию детей к трудовой деятельности. Игры могут быть как настольными, так и подвижными, они помогают развивать не только трудовые, но и социальные навыки.
- Метод проектной методики. Организация проектной деятельности предоставляет возможность детям самостоятельно исследовать и реализовывать идеи, что способствует развитию их творческого мышления и навыков командной работы.
- Метод трудовых экскурсий. Проведение экскурсий на производственные объекты или в учреждения, где ведется трудовая деятельность, позволяет детям увидеть, как труд реализуется в разных сферах жизни.
- Метод практического обучения. Включение практических занятий в учебный процесс помогает детям овладеть конкретными навыками. Это может быть работа на приусадебном участке, создание поделок и участие в различных мастер-классах.
- Метод практической деятельности. Как утверждает В. И. Сластенин, именно практическая деятельность является основным условием трудового воспитания, так как она позволяет детям не только осваивать новые навыки, но и получать эмоциональное удовлетворение от выполненной работы.
Методы стимулирования поведения и деятельности. Первый этап правильно организованного воспитание знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования и развития личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирование чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.
Помимо учебных занятий в начальной школе организуется практическая деятельность: проводятся экскурсии, встречи с известными людьми села, во время которых школьники знакомятся с различными видами труда, различными профессиями. Ребята разрабатывают проекты, в которых рассказывают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». В ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм) учащиеся получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.
В качестве примеров применения различных методов активного и интерактивного обучения можно привести следующие: игровое моделирование; дискуссия, задания поискового характера. При этом особенную роль в данном процессе играют различные практикумы, которым можно проводить по различным предметам, им необходимо уделить особое внимание в силу их большой эффективности при грамотном использовании.
Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественного полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии в общественный богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.
Литература:
- Зомиенко, Н. И. Трудовое воспитание в начальной школе / Н. И. Зомиенко.
- Кондратьев П. П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования / П. П. Кондратьев.
- Винокурова, Г. В. Трудовое воспитание младших школьников на основе народной педагогики / Г. В. Винокурова.
- Макаренко, А. С. Трудовое воспитание / сост.: Л. Ю. Гордин.
- Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.